«Живопись — это ностальгия»
Очень-очень-очень хороший художник Лео Рэй (и мой давний знакомый, чем хвастаюсь и горжусь), очень-очень давно приехавший в Израиль из Вильнюса, вчера, 20 февраля, открыл в Музее современного израильского искусства в Рамат-Гане свою персональную выставку «Живопись — это ностальгия».
80 картин, которые Лео создавал в течение 4 лет, развешены длинной лентой жизни, одним бесконечным по впечатлениям и бездонным по содержанию и ассоциациям полотном, изгибающимся по стенам и перегородкам большого зала. Так и подмывает сказать «лента Мёбиуса» – где начало, где конец это истории? Это автобиография или история живописи? Скорее это лента жизни и страстей в живописи. Каждая картина – законченное полотно, отдельный рассказ, отдельный сюжет. У каждого этого ярчайшего рассказа — свои цвета, форма, свои персонажи и фон. Все картины — одинакового размера и развешены вплотную друг к другу. Где-то цвета и линии, и сами образы перетекают через общий край: вот птица – хвост на одном полотне, клюв на другом. Вот ярчайший синий фон – и на нем белый-белый горбатый мост размахнулся сразу на три страницы этого дневника. Оранжевый человек смотрит пронзительно из угла. А в другом углу – река, а в третьем – дома, а на четвертой стене – лошадь смирная пасется, летает над цветами. Фигуры века 21-го, дамы фиолетовые из 14-го, дача в прибалтийской пронзительной зелени, венецианский золотой дворец. Пчелы, собаки (дворняги и левретки), кошки, люди, герцогини и дожи, автор и еще раз автор…
Пересчитать все персонажи невозможно, аллюзий не счесть, из-за профиля Возрождения выглядывает уличный тель-авивский насмешливый пес. Между картинами-страницами-воспоминаниями–ассоциациями есть границы – четко обозначенные или размытые. Это может быть край полотна, черная полоса или другая картинка. И получается столь длинный рассказ, что непонятно, как он уместился на 80 страницах. Дневник в 80 воспоминаниях, сценах, чувствах и ситуациях. Дань великим прошлого и настоящего, цвету и форме, живописи и той страсти, что заставляет настоящих художников денно и нощно браться за кисти.
Выставка эта смотрится кругами и в прямом смысле – потому как кругами ходишь по залам, и в переносном– кругами приближения к ней. Захватывает дух от этого кружения. Ностальгия Лео Рэя – это ностальгия по живописи. И жизнь ей – живописи – посвященная. Короче: очень здорово – смотреть обязательно! Их тех выставок и явлений, про которые поколение ФБ говорит кратко — must!
Cайт Рамат-Ганского музея современного израильского искусства
http://www.m-i-a.co.il/2014/%D7%9C%D7%90%D7%95-%D7%A8%D7%99%D7%99-%D7%94…
Страница музея в ФБ — https://www.facebook.com/RGmuseum?hc_location=timeline
Сообщение о выставке в ФБ — https://www.facebook.com/events/809143562444409/
Одна из давних статей-интервью с Лео Рэем — http://www.boti.ru/node/52602
Маша Хинич