Известный в Израиле (и в Антверпене) художник, дизайнер, куратор и искусствовед, выходец из Румынии Белу-Симион Файнару, учившийся в Хайфе, Чикаго, Милане и Брюсселе, благодаря врожденному вкусу, интуиции, образованию и главное – неравнодушию – предложил образовательному экологическому центру в Сахнине открыть в его стенах музей по двум причинам: 1 — без искусства существовать нельзя. 2. — надо начинать знакомить арабских жителей Галилеи, а потом и всего Израиля, а может и всего Ближнего Востока с modern и contemporary art. Потому концепция музея AMOCA такова: супермодернизм, полное отсутствие вышитых наволочек и другого рукоделия (для этого есть другие музеи) и открытость. Открытость во всем – в мировоззрении, во взглядах на искусство, в общении, в очередной попытке разрешить конфликт ИА (это я как ослик Иа повторяю – Израиль-Арабы, Израиль-Арабы). И в приглашении повернуться к друг другу не спинами, а лицами. И вот так вместе, плечом к плечу, лицом к лицу смотреть на… на видео, фотографию, живопись и инкрустацию по дереву. На все, что представлено на перовой выставке AMOCA в Сахнине в экологическом центре, который называется «Межгородской центр по воспитанию правильного отношения к окружающей среде».
Белу-Симион Файнару
Такое длинное название – не шутка. Расположен центр в специально выстроенном 11 лет назад в аутентичном стиле кампусе где-то на задворках Сахнина, от стадиона – правее, в сторону промышленной зоны. А там найти оливковую рощу… Вот как раз в оливковой роще, в тенистом саду, где почему-то полно цапель (это результат экологического воспитания – цапель здесь несколько сотен) – и стоит здание, где открывают музей AMOCA, пока что – его первую выставку. Кстати, это здание в цаплях еще называют и Центр для решения конфликтов «Бейт Аль-Сулах» (сульха и слиха легко просматриваются в этом месте урегулирования споров).
В музее уже около 200 экспонатов, все – переданы в дар. Немалая часть – израильскими художниками. Столь же немалая – европейскими, в том числе и арабского происхождения. Первая выставка AMOCA — международная, к искусству исламской вязи отношения не имеет, а имеет своей целью показать, что художники, где бы не родились, выбирают для жизни такие города-убежица как Берлин, Брюссель, Вена, Лондон и Париж – именно там обитают большинство авторов отличных фото и видео-работ, родившиеся в Израиле, Ливане, Сирии, Афганистане и далее по всему Ближнему Востоку…
Художники все мастей, возрастов и национальностей продолжают наполнять Европу, что является, по мнению Файнару, одним из признаков сближения – «хотя бы на поле искусства» — уточняет Белу, подкрепляя свои мечты (при поддержке местного совета Сахнина) отличнейшей подборкой фото и видео, которая сделает честь любому музею, и объясняя, что contemporary art, в отличие от спорта (доказательство повсеместной внедренности спорта – тень от громады стадиона, закрывающая половину промзоны) – совершенно новая тема в арабском секторе, невозделанная целина, и что искусство должно пойти в массы. И потому в ближайшей к экологическо-музейному центру «хумусие» на стенах развешана изумительная подборка фотографий, разглядывать которые можно за общей трапезой.
«Без искусства нельзя нормально существовать» — считают Белу-Симион и Авиталь Бар-Шай. Глаза у них горят, но не только потому с ними столь легко согласиться, как и с тем, что молодым художникам из Израиля – и евреям, и арабам – легче реализовать себя за границей. А что такое глобализация, стирание границ и закручивание гаек – то мы знаем и на своем примере. Вот, например, впечатляющее видео проживающего в Бельгии сирийского художника армянского происхождения Мехита Гарабядана. Он рассказывает о своей судьбе иммигранта, используя тексты из «Парижского сплина» ( «Le Spleen de Paris») Бодлера. «Это у нас конфликт – объясняет Белу, — а вот в Сирии – настоящая катастрофа. Но не думайте, что на этой выставке представлена исламская картина мира – вовсе нет». Кстати, лишь на одной работе – художника по дереву Саида Каллаша (http://karga-golan.livejournal.com/134920.html), живущего в Кафр-Кана – искусно вырезаны суры. Но скорее, это искусство интарсии, чем хитросплетенные религиозные коннотации.
Маршруты художников, чьи работы представлены в музее таковы: Афганистан – Берлин, Сирия — Брюссель, Дженин – Гамбург, Иран – Австрия. Имена: Марина Абрамович, Моше Гершуни, Лари Абрамсон, Янис Кунелис, Ширин Нашат, Абир Аталала, Мухмад Саид Каллаш, Йоханесс Вогель, Раад Боаия, Херман Нич, Хода Джамаль, Мунир Фатами, Махмуд Бадрана, Бутина Абу Малхам, Миха Ульман, Асад Ази, Дани Караван, Нидаль Джабарин, Зухади Кадри, Рани Зарауи, Давид Вакштейн, Анжелика Шер, Махади Джордж Лалу, Адаль Абедсамат, Менаше Кадишман и другие. Часть этих художников участвовали в 2010-м и 2013-м годах в Средиземноморск ом биенннале — http://www.mediterraneanbiennale.com/en
AMOCA – не только полная антитеза существующим клише, но и попытка поддержать молодых художников. Белу-Симион Файнару в чем-то взял пример с кампании протеста «цедек хеврати» — «общественной справедливости», решив создать музей в духе «цедек оманути» — «справедливости в искусстве», заодно разом избавившись от навязываемых клише типа «радости сосуществования». При всём при этом первая выставка в AMOCA называется «Хивар» – «Hiwar». У этого слова в арабском языке два основных значения: диалог, разговор между двумя или большим количеством людей и второе – политическое значение: попытка достичь консенсуса, прийти к общей цели. То есть спорить можно, но если при этом и разрушать что-то, то только стереотипы.
В дальнейшем основатели AMOCAсобираются инициировать в Сахнине программу-резиденс, то есть приглашать сюда художников из разных стран для того, чтобы те проводили здесь семинары и рисовали сами. Одна из целей музея – образовательный мультикультуризм. Официально музей откроется 17 июня 2015 года. Пока его можно посещать с воскресенья по четверг с 10-00 до 16. 00. В дни Рамадана – с 10.00 до 14.00.
Работы самого Файнару, родившегося в 1959-м году в Румынии, выставлялись в 1992 году на «Документе» в Касселе, в 1993 году на Венецианской биеннале, биеннале в Голландии и в 2006 году на биеннале в Гаване на Кубе. Его персональные выставки проходили в Музее Израиля в Иерусалиме, в Музее S.M.A.K. Гента, MHKAв Антверпене, в Lehmbruck Museum в Германии и Saitama Museum в Японии. Он читает лекции в университетах Бельгии и Японии, преподавал на кафедре архитектуры колледжа ВИЦО в Хайфа, Израиль с 1984 года. В 2008 году он инициировал 1-е Средиземноморское биеннале и с 2010 года стал его художественным директором и куратором.
https://www.facebook.com/mediterranean.biennale
https://www.facebook.com/belusimion.fainaru?fref=ts
Авиталь Бар-Шай, родившаяся в 1966-м году – также художница, дизайнер, архитектор и инициатор Средиземного биеннале. Живет и работает в Израиле. Работы Авиталь Бар-Шай выставляются в Израиле и за рубежом. Она также известная как продюсер больших выставок, в том числе и Средиземноморского биеннале.
Короче, будете в Галилее – заезжайте в Сахнин и не только на футбол. Вас ждет современное искусство.