Азиатская лихорадка трясет всех – Дальний Восток надвигается на Ближний, и скорое смирение народов перед ордами желтым песком рассыпано в воздухе, влияя исподволь на всех.
В том числе и на кураторов выставок, устраивающих экспозиции искусства тайского, китайского, в Тель-Авивском музее искусств – современного индийского, пока непонятого, карри вкуснее, но удостоенного большого внимания и главного зала в новом корпусе, и искусства корейского южного современного (Северная Корея все еще за забором), со вкусом показанного на выставке Korean Ride в новой галерее ArtStation тель-авивского развлекательного комплекса «Тахана» на границе с Яффо.
Все на «Тахане» развивается, и блещет, и привлекает. А коли привлекает, то можно этим воспользоваться и продавать. Продавать и поучать – такова концепция двух владелиц ArtStation – Айи Шохам и Шири Бен-Арци, считающих, что искусство должно приносить пользу не только эстетическую, нести не только образовательную функцию, но может и должно стать источником дохода и для художников и для владельцев галерей. Считают так многие, получается – мало у кого. Но у Айи и Шири уже получилось провести в Тель-Авиве весной международный симпозиум, посвященный музейному делу, коллекционированию и источниками финансирования в области искусства (к примеру, крупными компаниями), а в начале мая открыть новую галерею, арендовав для этого помещение бывшей фабрики семейства темплеров Вильхланд, которые построили в 1905 году это здание, где размещалась первая в тогдашней Эрец-Исраэль фабрика строительных материалов. А сейчас – поскольку все производство перенесено на тот самый Восток, который вслед за товарами завоевывает изнеженный Запад искусством, расположены книжный магазин, кафе и на втором этаже галерея ArtStation .
Энергии владелиц галереи, кураторов нового поколения, хватает не только на новые идеи, но и на поездки в Европу на аукционы, где и были приобретены работы 15 корейских художников, представленных на выставке Korean Ride, ставшей премьерной для этой галереи. Художников в возрасте от 23 лет до 60, достаточно известных на международном арт-диллеровском рынке, работы которых входят в крупные мировые коллекции. Эта выставка современного корейского искусства – абсолютно азиатская для европейского глаза, абсолютно некорейская для неспециалистов и стопроцентно интересная и отражающая традиции корейского изобразительного искусства для тех, кто найдет время вглядеться в несколько десятков работ скульпторов, фотографов, художников, графиков из Южной Кореи, часть которых живет в Сеуле, часть в Европе, кто-то – в Америке, но все они еще помнят, что такое уважение к ручному труду. Художественный размах – от попыток сохранить азиатское жесткое «я» до попыток принять Запад. От желания сохранить традиции корейского мелкого узора до желания сказать свое слово. Слово это было подхвачено на аукционах в Лондоне, откуда Айи и Шири привезли большую часть работ, достойных восхищения вложенных в них трудом, сравнимых с сизифовым. Сравнимым – потому что цель поразить достигнута.
Висящие скульптуры из тонкой металлической сетки, из которых проступает женское лицо; женская фигура, тугая как кокон, свитая из алюминиевой проволоки. Картина из булавок, которые будучи по-разному подсвечены, дают эффект спектакля театр теней. Картины, сложенные из фунтиков для лекарств из папиросной бумаги, напоминающие иероглифами от провизоров дебри французской философии. Рисунки углем – цветы, заполняющие собой мир запутанной символикой природы, столь красивые и изящные, что отойти от них сложно. Фотографии пустой одежды, похожей на женские фигуры. Фотографии женских фигур, ставших силуэтами. Статуи – тела азиатских женщин, головы – римлянок и гречанок, таковы идеалы азиатской красоты и эстетики, столкнувшихся с расчетливой рачительностью классики. Вышивка в воске, размытые тени. Современные сказки из Кореи в реальных материалах, красках и текстурах. Поразительным образом, несмотря на абстрактность части работ, азиатская подоплека ощутима везде, культурные символы просвечивают неизбежным тавром. Техники разнообразны, как и стили. Педантичный труд азиатского искусства, изыск, время, внутренняя дисциплина и медитативность руками художников упираются в западную стену привычки принимать все, как данность.
Несмотря на свою относительно короткую историю, современное корейское искусство оригинально настолько, что корейский рынок искусства привлек коллекционеров Запада. Арт-сцена забурлила в Сеуле – так что, коллекционеры, меняйте приоритеты.
Выставка открыта ежедневно с 11.00 до 22.00, в пятницу с 10.00 до 14.00 и в субботу с 10.00 до 22.00.
Сайт – http://www.hatachana.co.il
Маша Хинич