fbpx
Музыка

«Аллилуйя» – «Мессия» Генделя прозвучит в Израильской Опере

Второй концерт из серии «Литургика» Израильской Оперы сезона 20142015 г.г. при сотрудничестве Иерусалимского Симфонического оркестра управления телевидения и радиовещания. Хор и солисты. Дирижер – Фредерик Шазлен.

Существует множество различных вариантов исполнения самой знаменитой оратория Генделя – «Мессии», одного из наиболее популярных в мире литургических произведений – и в стиле барокко и в классическом исполнении. Дирижер Фредерик Шазлен предлагает «моцартовскую» редакцию этого великого произведения, оратории для хора, солистов и оркестра. Моцарт сделал обработку оратории Генделя «Мессия» в 1789 году – через 47 лет после ее создания – для концертов «Общества объединенных дворян» в Вене, целью которого было ежегодное устройство ораториальных концертов во дворцах венских меценатов. После публикации партитуры в 1803 году лейпцигским издательством «Брайткопф и Хертель» именно редакция Моцарта надолго стала в самой популярной в Германии и Австрии, едва ли не заменив собой оригинал.


Фредерик Шазлен

Оратория “Мессия” впервые прозвучала в Дублине 13 апреля 1742 года. Впоследствии композитор делал различные изменения в этом сочинении, чтобы приспособить его к возможностям конкретных исполнителей. Всего им было сделано около десятка таких модификаций, и можно поспорить, считать ли подобные редакции “улучшениями” первоначального замысла. По популярности к «Мессии», остающимся необычайно популярным среди любителей классической музыки, приближается только «Музыка на воде» Генделя.

Хотя оратория задумывалась и была впервые исполнена на Пасху, после смерти Генделя стало традиционным исполнять «Мессию» в период адвента, рождественского поста. В рождественские концерты обычно включается только первая часть оратории и хор «Аллилуйя», но большие оркестры исполняют ораторию целиком – как и будет исполнено в рамках серии «Литургика».

Оратория состоит из трех частей. Большая часть либретто взята из Ветхого Завета. Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исайи, в которой предсказывается приход Мессии. Во второй части использованы тексты пророчеств Исайи. Третья часть включает цитату из Книги Иова, а далее в основном использован текст Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла.

Интересно также, что самый известный хор «Аллилуйя» в конце второй части и финальный хор оратории взяты из Книги Откровения Иоанна Богослова, единственной книги пророчеств в Новом Завете.

Чарльз Дженненс составил либретто оратории из фрагментов Ветхого и Нового завета – в нем нет ни одного слова не из Библии. Тексты для оратории были взяты из общепринятого в то время среди англоязычных протестантов перевода Библии – Библии короля Якова. Кроме того, в отличие от всех прочих ораторий Генделя в «Мессии» нет персонажей, произведение максимально далеко отстоит от оперы, хотя Дженненс задумывал произведение как оперу в трех действиях, каждое из которых состоит из нескольких сцен.

Оратория «Мессия» не просто принадлежит к числу лучших произведений Георга Фридриха Генделя, но вот уже третье столетие считается его главным сочинением. Еще современники выделили ее среди других опусов немецкого композитора. Появившись на свет, когда интерес лондонцев к итальянским операм катастрофически падал, а интерес к английским ораториям стремительно рос, «Мессия» впервые прозвучал в Дублине. В дальнейшем Гендель неоднократно исполнял ораторию в Лондоне, всякий раз совершенствуя сочинение. Дам просили не надевать широких юбок, а джентльменов – приходить без шпаг, иначе залы не вмещали всех желающих. Оратория не раз звучала с благотворительной целью в лондонском приюте для подкидышей (Foundling Hospital).

Оратория была написана Генделем всего за 24 дня. Вдохновение его не покидало. «Мессия» – удивительно гармоничное сочинение: солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, но самое удивительное и притягивающее в «Мессии» – исходящая от музыки позитивная энергия.

Георг Фридрих Гендель. «Мессия»
Дирижер: Фредерик Шазлен
Даниэла Скорка, сопрано
Алон Харари, контр-тенор
Эйтан Дрори, тенор
Одед Райх, баритон
Объединенный кибуцный хор
Камерный хор Академии музыки и танца
Иерусалимский симфонический оркестр

Заказать билеты можно на сайте оперы http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=826&ArticleID=3204 , по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво» – http://bravo.israelinfo.co.il/announce/buy/60121
Тель-Авив, Центр Сценических искусств, четверг, 25 декабря 2014 года, 20:00
Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», зал «Генри Краун» – воскресенье, 28 декабря 2014 года, 20:00

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com