В продолжение темы – https://www.facebook.com/events/599528766820538/permalink/601426353297446/
И здесь: http://botinok.co.il/node/99184
Итак – пары мы выпустили. Мы – это те, кто пришли в пятницу утром 14 ноября к зданию Музея Русского искусства имени Марии Цетлиной в Рамат-Гане и провели встречу-протест-митинг-визит в музей. К этому массовому визиту (к столику с билетами стояла очередь, музей посетили за полтора часа около 150 человек) из запасников были вызволены несколько работ, входящих в коллекцию Марии и Михаила Цетлиных, в том числе и карандашный портрет Марии Цетлин, сделанный Серовым. Пыль с работ стереть не успели, как и не успели подготовить вразумительные речи члены оппозиции в горсовете Рамат-Гана – Эли Мусери и Адам Кенигсбергер – говорившие о том, что впрочем и так хорошо известно: что решение о продаже портрета Марии Цетлин кисти Валентина Серова, символа коллекции, музея и самого дорогого и ценного в этой коллекции экспоната был принято вразрез с существующими в самом муниципалитете в частности и в музейной практике нормами (если музей продает работы из своего собрания, то только для того, чтобы обновить коллекцию, но ни в коем случае ни для того, чтобы заплатить за побелку стен строительному подрядчику, назначенному муниципалитетом).
Все заявления чиновников рамат-ганского муниципалитета о том, что суммы, вырученные за продажу картины кисти Серова на аукционе Christie’s, пойдут на финансирование и расширение музея, не выдерживают никакой критики – где архитектурные планы, чертежи и финансовые отчеты о том, как будут использованы эти деньги? На популистские же высказывание типа “если мы не продадим картину, то мы не построим детские сады и не проложим новые дороги” можно отреагировать, только тоскливо вспоминая ставшую практикой теорию современной экономической науки о слиянии власти и капитала. Впрочем, так было во все времена. А о том ,как проходил пикет любителей искусства написала Алла Гаврилова вот здесь – http://www.newsru.co.il/israel/14nov2014/museum8008.html.
Пока толпа солидаризовалась, а кассир подсчитывал выручку, четверо полицейских спокойно отсиживались на тенистой стороне улицы, явно недоумевая, за что им такое пикетитрование в выходной день. На этой встрече присутствовал, говорил и давал интервью еще один фигурант этого дела – Яков Гильдор, адвокат, художник и консультант израильского аукциона по продаже предметов искусства Montefiori (http://www.montefiore.co.il/) и британского аукционного дома MacDougall’s (на сайте аукциона http://www.macdougallauction.com/rus/aboutm.asp он назван Джейкоб Гилдор. MacDougall’s – единственный аукционный дом, специализирующийся исключительно на русском искусстве. Торги проходят два раза в год во время Русских Недель в Лондоне, в июне и декабре, и включают в себя картины русских художников XIX – XXI веков, а также графику, иконы и декоративно-прикладное искусство). Муниципалитет Рамат-Гана заблаговременно и очень тихо объявил тендер (“михраз”) на то, какому из аукционов выпадет великая честь стать посредником в продаже картины – того требуют юридические правила.
В Израиле еще прошедшей весной побывали представители и MacDougall’s и представители Christie’s. Выбор пал на Christie’s.
Яков Гилдор – специалист в области авторских прав и ценности собраний. Он сказал, что поначалу на заседании горсовета был за продажу этого портрета, но потом передумал, сожалеет и намерен через адвоката подать прошение о судебном запрете на продажу картины Серова после консультации с юристами. Надо сказать, что сам Яков Гилдор как раз и специализируется на делах, связанных с продажей предметов искусства и еще и то, что в 2009 году у Гилдора проходила в течение полугода в рамат-ганском же музее современного израильского искусства ретроспективная выставка (http://botinok.co.il/node/61253, http://www.botinok.co.il/node/60923). Напомню, что главным куратором и директором музея современного израильского искусства (http://www.m-i-a.co.il/) и одновременно генеральным директором объединения рамат-ганских музеев (http://www.ramat-gan.muni.il/…/%D7%9E%D7%95%D7%…/default.htm) является Меир Аронсон, так и не пришедший на Протестный поход в музей (https://www.facebook.com/events/599528766820538/) и не отреагировавший ни на одну из публикаций в прессе.
Я не успела спросить Якова Гилдора, в какую по его мнению сумму обойдется судебный иск, поданный жителями Рамат-Гана? Рамат-Гана – потому как музей городской, а не государственный. Кто арнону платит, тот и взыскивает. А остановить продажу картины Серова на аукционе может только судебное постановление. Другие адвокаты, специализирующиеся в делах наследования и в области продажи предметов искусства (а наследники Цетлиных живут в США и во Франции) для разбега назначали сумму от 100.000 до 130.000 шекелей. Аукцион проходит 24 ноября. Пока что в суд никто не обратился.
Кое-какую официальную информацию о финансировании рамат-ганских музеев можно прочитать вот здесь: http://www.ramat-gan.muni.il/…/4CD07C23-2B5E-4…/0/201104.pdf.
А вообще-то было весело. С шапкой по кругу для сбора средств на подачу иска никто не ходил. Зато провели перформанс “Последняя жертва Марии Цетлиной”. Или не последняя? Ведь если муниципалитету все сойдет с рук, то эта продажа станет прецедентной и рамат-ганской коллекции Марии Цетлин грозит полная распродажа.
К слову и к делу: в 1959 году Мария Цетлин передала также в дар Национальной библиотеке в Иерусалиме архив и библиотеку своего мужа – Михаила. И там с ней отлично обращаются, хранят и пользуются. Руководство же Рамат-Гана не пытается помочь музею – за последние годы не переведя в музей ни единого лишнего шекеля (деньги на зарплату двум кураторам все-таки переводятся). Кстати, “главный в городе” по культуре г-н Муки Абрамович, недавно заступивший на эту должность (он же – зам. мэра Рамат-Гана и председатель финансовой муниципальной компании), признавался в одном из интервью, что ранее и он не знал об этом музее. А узнав, решил распродавать коллекцию. Ирия Рамат-Гана тратит огромные деньги на различные пышные торжества и помпезные мероприятия; не забывает в каждый почтовый ящик положить буклеты о тех или иных городских мероприятиях, но выставки в Музее Русского искусства и в музее расположенном в том же здании искусства Дальнего Востока практически никак не рекламируются.
Все публикации – на иврите и на русском языке собраны вот здесь: https://www.facebook.com/events/599528766820538
Петицию можно подписать вот здесь: http://www.atzuma.co.il/serov