Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана в июле приезжает в Израиль с двумя балетами: «Up & Down — Ночь нежна» и «Роден». Гастроли театра Бориса Эйфмана пройдут в Израиле с 23 по 28 июля в Тель-Авивском центре сценических искусств «Бейт ха-Опера».
Маша ХИНИЧ
Фотографии Evgeny Matveev и Souheil Michael Khoury предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана
«Up & Down — Ночь нежна» — новый балет Бориса Эйфмана, поставленный им по классическому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» на музыку Гершвина, Шуберта и Алана Берга. «Up & Down — Ночь нежна» — первое хореографическое прочтение этого романа Фицджеральда. В Санкт-Петербурге премьера «Ночь нежна» прошла в конце января 2015 года и спустя полгода после премьеры балет будет показан в Израиле. А вот спектакль «Роден», впервые показанный в ноябре 2011 году на сцене Александринского театра в Петербурге, уже был представлен в Тель-Авиве два года назад и тот факт, что его привозят во второй раз, говорит сам за себя. Говорит о зрительском интересе и востребованности.
О Борисе Эйфмане, о его балетах и его театре сказано очень много. Мировая пресса заполнена отзывам и рецензиями. «Роден», основанный на истории отношений Огюста Родена и Камиллы Клодель, на одержимости, безумии, взрыве эмоций, на пластике скульптур Родена, статика которых обманчива и взрывна – не исключение. В этой истории есть страсть, трагедия, чувство и творчество. И роковой разрыв, заговор, нищета, безумие. Точная канва для постановок Эйфмана, всегда ищущего неприглаженные сюжеты, выведшего на сей раз на сцену танцующие изваяния, безумие любви, взрыв эмоций и одержимость искусством. Борис Эйфман не просто показал виртуозное хореографическое осмысление человеческих страстей, которые в свою очередь были отражены Роденом и Клодель в их скульптурах, но создал балетное психологическое произведение о непостижимости источников творчества, использовав танцовщиков как инструмент для выражения чувств, формируя и лепя скульптуры из человеческого тела. Скульптуры Родена живут и дышат, в них заключено множество движений и эмоций – и потому они, на взгляд Бориса Эйфмана, так «просятся» на балетную сцену.
Скульптуры Родена объединяли хореографию и скульптуру, художник работал с камнем, а Борис Эйфман — с телом. Прием оживающей скульптуры существует в балете уже несколько столетий. Еще 1960-е годы выдающийся хореограф Леонид Якобсон поставил серию миниатюр, посвященных шедеврам Родена. В балете скульптуры оживали, и хореограф через пластику тел танцовщиков передавал эмоциональное содержание работ Родена и собственные впечатления от них. Но спектакль Эйфмана имеет совершенно иную философскую основу. В нем показан процесс возникновения замысла скульптуры, пластического образа, работа подсознания художника, процесс художественного поиска.
Критики единодушно признают способность Бориса Эйфмана создавать яркие и эмоциональные постановки, оригинальность его хореографического языка несомненна, как и то, что его балеты относятся к сфере современного эмоционально сложного движения. Льюис Сигал из авторитетного издания Los Angeles Times резюмировал так: «Из всех хореографов, ставящих сюжетные спектакли для ведущих театров, российский романтик Борис Эйфман, в сущности, единственный, кто полностью соответствует 21 веку». А сценография спектакля «Роден» названа североамериканской прессой «выдающейся».
В 2012 году этот спектакль стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», победив сразу в четырех номинациях – «Лучший балетный спектакль», «Лучшая женская роль в балетном спектакле», «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» и «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Зиновий Марголин). В этом балете звучат сочинения французских композиторов роденовского периода, рубежа 19-20 веков — произведения Массне, Сен-Санса и Равеля, что помогает создать атмосферу этого спектакля, связанного с культурной традицией 19-20 века и, в тоже время, спектакля абсолютно нового балета 21-го века.
«На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему я стремился, – рассказывает Борис Эйфман. – Я показываю не скульптуры, а процесс работы художника. Спектакль «Роден» — это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника».
«Up & Down» — «Ночь нежна». Балет Бориса Эйфмана
Музыка: Гершвин, Шуберт, Берг.
Декорации: Зиновий Марголин
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман
Видеоряд спектакля: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Режиссер: Сергей Овчаров.
Тель-Авивский центр сценических искусств:
23 июля, четверг, 20:00
24 июля, пятница, 13:00, 21:00
25 июля, суббота, 17:00
Видео-трейлер балета «Up & Down».
“Роден”. Балет Бориса Эйфмана
Музыка: Морис Равель, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне
Автор декораций: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили
Художники по свету: Глеб Фильштинский и Борис Эйфман
Тель-Авивский центр сценических искусств
(http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=823&ArticleID=3200)
26 июля, воскресенье, 20:00
27 июля, понедельник, 20:00
28 июля, вторник, 20:00
Информация и билеты в кассах Тель-Авивского Центра сценических искусств по телефону 03-6927777 , на сайте: http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=823&ArticleID=3200 или в кассе «Браво»
Сайт театра балета Бориса Эйфмана: http://www.eifmanballet.ru/