Ноябрь этого года ансамбль “Бат-Шева” провел в гастрольной поездке по Великобритании. В декабре “Бат-Шева” возвращается к израильским зрителям, представляя разнообразную программу как для тонких ценителей модерн-балета, так и для детей на Хануку, показывая лучшие работы последних лет из репертуара ансамбля: “Хора”, “Поле 21”, “Сессия”, “Камуйот”, “Декаданс” и “Декале” и другие.
“Камуйот” – один из лучших спектаклей “Бат-Шевы” для детей, собранный из отрывков из балетов “Мамонты” (“Мамутот”) и “Моше”, заново переосмысленных, препарированных и поданных в ином ключе художественным руководителем ансамбля Охадом Нагариным. “Камуйот” развивают фантазию и дают возможность детям (и остальным членам семьи) понять, что такое танец, движение и из каких элементов они складываются.
“Камуйот” (“Количества”) – балет, созданный еще в 2003 году Охадом Нагариным специально для детей. С тех пор в Израиле этот спектакль посмотрели более 200.000 школьников. “Камуйот” – единственный в мире балет, премьера которого прошла в школе – в одной из тель-авивских гимназий. Но предназначена он не только для гимназистов, а для всех детей старше 6 лет и их семей, для тех, кто хочет понять и объяснить детям, что такое сила воздействия искусства, профессионализм, умноженный на необычный антураж, что такое балет и как его “вытанцовывают”. После каждого представления исполнители “Камуйот” проводят для зрителей семинар движения и разучивают с детьми один из самых знаменитых номеров Нагарина – хореографический отрывок на музыку пасхальной песенки “Один, кто знает?”, объясняя принципы разработанного им движения “гага”, энергию и красоту танца.
Спектакли “Камуйот” пройдут на Хануку, 8 декабря в 11.00 и в 12.30 в тель-авивском Центре танца Сузан Далаль.
“Камуйот”
“Дека-Данс”
Балет “Дека-Данс” – выжимка из лучших работ хореографа, созданных им для “Бат-Шевы”, был поставлен к 10-летию пребывания Нагарина на посту художественного руководителя ансамбля в 2000-м году. “Дека-Данс”, сохраняя форму балетного summary из 10 отрывков, менялся и трансформировался, переделывался для новых исполнителей, а часть номеров были заменены сценами из новых, появившихся за последние годы постановок “Бат-Шевы”.
За годы руководства ансамблем “Бат-Шева” Охад Нагарин создал репертуар из десятков спектаклей: посмотреть все сложно, часть – уже невозможно, так что “Дека-Данс” – сборник лучших спектаклей Бат-Шевы – возможность окунуться в прошлое, в балетный модернизм с его четкой эстетикой. Часть постановок, сцены из которых вошли в “Дека-Данс”, стали уже классикой израильского и мирового современного балета, так что “Дека-Данс”, скомпилированный из отрывков этой классики и обновляемый каждый год – это и встреча с давним в новой необычной форме, и заново проанализированное и расшифрованное движение. Нагарин и “Бат-Шева” предлагают раствориться в искусстве, сосредоточиться на развитии движения и принять участие в играх декаданса. Игра в слова, свитая с танцем – неотъемлемая часть хореографии Охада Нагарина, художественного руководителя ансамбля “Бат-Шева”. И хотя он редко что-то объясняет словами напрямую, выражая себя в движении, тем не менее, не скрывает, что названия своим работам даем со смыслом и умыслом. Да и вообще, декаданс – красивое слово.
5 декабря, среда, “Театрон Иерушалаим”.
9 декабря, воскресенье, Центр Сузан Далаль.
“Декале” – новая работа молодежной группы ансамбля, вслед “Дека-Дансу” ставшая своеобразной живой динамической трехмерной энциклопедией репертуара “Бат-Шевы”.”Декале” будет показана 10 декабря в 17.30 и 11 декабря, в 11.00 и 13.00 в тель-авивском Центре танца Сузан Далаль.
“Cессия” – новая совместная работа Охада Нагарина и танцовщиков основной труппы ансамбля. Премьера “Сессии” состоялась в прошлом году в Музее современного искусства Fondation Beyeler в Базеле.
“Сессия” – это также балет-мозаика, собранная из цитат, из основных слов языка движения “гага”, из элементов ярких номеров репертуара “Бат-Шевы”. Для этой мозаики наброшен эскиз, но и только… Нарочито небрежный черновик, пара штрихов. Далее – полная импровизация танцоров под музыку ди-джея. Полная свобода “Сессии” с одним условием: чувствовать партнеров, пространство и настроение публики.
“Сессии” “Бат-Шевы” пройдут в студии “Варда” Центра Сузан Далаль в четверг, 6 декабря, в 19.00 и 21.00, в пятницу, 7 декабря, в 14.00. В Димоне – 26 декабря, в среду в 19.00 и 21.00.
“Поле-21” – одна из последних работ Охада Нагарина, поставленная им к юбилейному, 50-фестивалю Израиля в Иерусалиме в 2011-м году. “Поле-21” – это площадка-поле для объяснения принципов движения “гага” – тонкая, поэтичная, воздушная, грустно-красивая работа. “Я считаю, что пространство танца куда шире любого поля. Оно бесконечно, как фантазия и движение. Мир танца не имеет границ, мы же – если не забывать, что мы творим в лаборатории – стараемся как-то использовать это бесконечное пространство, организовать в нем композицию, перемещения тел, – говорит Охад Нагарин. – Тело требует места, но движение не занимает пространство. Посмотрите: я начинаю водить рукой – вы же видите не руку, а линию движения, его след, отзвук в воздухе. Видите невидимое. Я использую пространство, но не вытесняю его, а стараюсь быть в нем точным. “Гага” – это и есть точность. И еще нежность и утонченность. “Гага” – это ракета точечного поражения. Мы ставим перед собой цель, поражаем ее, но обходимся без жертв”.
“Поле-21” будет показано в Центре Сузан Далаль в Тель-Авиве с 12 по 14 декабря, а затем на севере и юге страны.
“Dance for Nothing” – танцовщица Эстер Саломон и танцовщик и хореограф Аркадий Зайд, бывший солист “Бат-Шевы”, предлагают публике новый балет на музыку Джоана Кейджа – 15 декабря, суббота, центр Сузан Далаль.
“Хора” – известнейшая работа ансамбля для 11 танцовщиков, не покидающих сцены ни на минуту. Мировая премьера “Хоры” состоялась также на фестивале Израиля, но в 2009 году. Шесть девушек и пять юношей буквально струятся в пространстве сцены, выкрашенным в зеленый цвет. Черные трико, зеленая сцена, длинная скамья в углу, постоянное движение. Фантазии, мгновения, стычки, связи, хоровод хоры. Точки танца, образующие непрерывность. Капли музыки на зеленой лужайке. Этот балет подвижен, как ртуть, он меняется со временем, оставаясь самим собой. Охад Нагарин объясняет, что в “Хоре” дано множество намеков на возможное развитие хореографии, множество стартовых точек для дальнейшего движения, которые разбивают привычные клише. Внутренняя логика этой работы предполагает некую последовательность сцен и точек – все в апогее. В кривой, описывающей это движение, снижений нет. Это даже не синусоида – это некий быстрый вектор.
Сказано запутано, а сама работа – поразительная, с легкой, чудесной, брызжущей энергией, не похожей на остальные. Впрочем, у Нагарина любая последующая работа не похожа на предыдущую, хотя все они связаны языком движения «гага», придуманного и развитого им вкупе с лексиконом и правилами грамматики «гага». Звукоряд “Хоры” составлен из произведений японского композитора Исау Томита – одного из ведущих в мире музыкантов в области электронной музыки, творчеством которого Охад Нагарин увлекся в 2008 году, использовав его композицию «Болеро» в балете “Проект 5”. В «Хоре» звучат обработанные Исау Томита произведения Штрауса, Равеля, «Послеполуденного сна фавна» Дебюси – намек на Нижинского, историю хореографии и романтической музыки, Мусоргского, Чарлза Айвза – те мелодии, которые принято называть “жемчужинами” музыки, но в продирающей электронной обработке.
“Хора” – 30 декабря и 31 декабря в тель-авивском Центре танца Сузан Далаль.
Подробное расписание балетов ансамбля в декабре 2012 года – на сайте: batsheva
Продажа билетов – в Интернет-кассах
Маша Хинич