Начало каждого сезона ансамбля “Бат-Шева” – это подготовка к его завершению, так как ежегодно именно в конце сезона “Бат-Шева” представляет публике очередной премьерный спектакль, намеченный на сей раз на май 2015 года, когда Охад Нахарин – художественный руководитель ансамбля — покажет свой новый балет, название которого, как обычно, держится в секрете до первой генеральной репетиции.
Маша ХИНИЧ
Так что весь сезон можно гадать – еще есть время, но Нахарин уже намекает, что “танцовщики “Бат-Шевы” продолжают исследовать возможности тела в движении. То, как можно передать и трансформировать весь спектр чувств и эмоций в форме танца, самого захватывающего исполнительского искусства”.
А до премьеры спектакля с пока неизвестным названием будет немало всего другого балетного: в конце сентября уже прошли творческие вечера танцовщиков ансамбля. В ноябре-декабре молодежная группа “Бат-Шевы” покажет постановку “Project Secus” – новый вечер, состоящий из четырех работ Охада Нахарина, адаптированных к иному составу танцовщиков: “Джорджи и Залман” – работа 2006-го года на тексты Чарзла Буковского и музыку Арво Пярта; “Парк” – отрывок из балета “Моше” на тексты самого Охада Нахарина и музыку Максима Варрата; “Болеро” – на музыку Равеля, но в версии 2008 года японского композитора Исао Томита и “Secus” – отрывок из балета “Три”, саунд-трек которого создал в 2005 году израильский композитор Охад Бишоп. Нахарин во многих своих балетах отталкивается от литературных источников (самый известный – это “Вирус” по пьесе Хандке), в части из них звучат слова — в буквальном смысле, то есть декламируются тексты, органично вплетенные в танец, в движение. И потому эти балеты походят на вытанцовыванные рассказы, где танцовщики – словно буквы, складывающие в балет некую историю волей хореографа – на сей раз обновленную историю, потому как Охад Нагарин каждый раз заново перекраивает свои прежние постановки, прилаживая их к новому составу участников ансамбля “Бат-Шевы”.
“Secus” — как и другие постановки “Бат-Шевы” — находится в постоянном развитии, и этот процесс развития и обновления не менее важен, чем сам процесс создания новых работ”. Охад Нахарин заново и заново переделывает свои работы в соответствии с временем, обстоятельствами и тем, что привносят очередное поколение танцовщиков. Нахарин поставил эклектичное танцевальное шоу — как всегда с юмором, с удивительной изобретательностью, с новыми импульсами, с концентрированной энергией, импровизированными ответами и своеобразными играми этого слоистого многомерного танца. Саундтрек к “Secus” создал Охад Бишоп, смикшировав записи современных рок-групп, музыку от Стефана Ферри до Beach Boys. Музыку электронную, фанк-рок и даже мелодии мобильных телефонов, энергию танцорам передающую почти что электрическую – от внезапных взрывов анархии до полного контроля. “В этой части мне хотелось стереть границы и показать страсть, силу, плоть, наслаждение мгновением”.
В этом сезоне будет показаны многие работы Охада Нахарина — “Дыра ” — на мой вкус его лучший спектакль последних лет; “Поле 21″, “Вирус”, “MAX” и для юных зрителей – “Камуёт” и “Дека-Ле”.
Как обычно, ансамбль “Бат-Шева” выезжает на продолжительные гастроли: уже в октябре – сначала в США на праздничное турне в связи с 50-летием ансамбля. В США “Бат-Шева” покажет “Поле 21″ на фестивале “Next Wave” в Нью-Йорке, а затем будет выступать в Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, в Майями и в Вашингтоне. В декабре “Бат-Шева” едет в Париже. В январе уже 2015 года – в Амстердам, Лион и ряд других городов. А затем в июне 2015 новый, еще безымянный, балет Нахарина будет показан на фестивалях в Дрездене, Праге и в Монпелье. Молодежная же группа ансамбля приглашена в Чили, Латвию и Литву.
“Бат-Шеву” не только приглашают — “Бат-Шева приглашает” – так называется проект, в рамках которого в студиях ансамбля в тель-авивском балетном центре “Сузан Далаль” в течение года выступают актеры с постановками фринджа, танцоры, художники, лекторы и музыканты, один из которых – как раз Охад Бишоп, много лет сотрудничающий с ансамблем.
Ближайшие представления “Бат-Шевы”:
“Дыра” – c 6 по 14 октября в центре Сузан Далаль. Этот балет жанра site specific — то есть посмотреть его можно только в определенном особом месте – в студии “Варда” на специально сооруженной сцене – причем в двух версиях – как в женской, так и в мужской (о балете “Дыра” читайте здесь).
“Декале” – представление для детей в дни праздника Суккот 13 и 14 октября в центре Сузан Далаль в Тель-Авиве. “Возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Б-гом вашим семь дней” – так заповедано поступать в Суккот, и в ансамбле “Бат-Шева” эти предписания восприняли буквально, предлагая в дни Суккот – 22 и 23 сентября – посмотреть балетный спектакль “Декале”, предназначенный в первую очередь для детей.
“Декале” – это адаптированная к детскому восприятию и детскому вниманию и восприятию времени обновленная работа ансамбля “Дека-Данс”, первоначальная версия которой была создана еще в 2000-м году к 10-летию пребывания Охада Нахарина на посту художественного руководителя ансамбля. “Декале”, премьера которого состоялась год назад, в октябре 2012 года — своеобразный микс, выжимка из лучших работ хореографа для молодежной группы ансамбля. Каждый год этот спектакль немного меняется и трансформируется, переделывается для новых исполнителей, а часть номеров заменяются сценами из новых, появившихся за последние годы постановок “Бат-Шевы”.
“Поле 21″ — 17 и 18 октября в центре Сузан Далаль в Тель-Авиве.
Этот балет посвящен танцовщице, хореографу и художнице Ноа Эшколь.
“Личность, хореография и философия Ноа Эшколь — поразительный пример для каждого танцора. А для ансамбля “Бат-Шева” — большая честь способствовать тому, чтобы танец Ноа Эшколь увидели зрители нового поколения, – сказал Охад Нахарин, посвятивший “Поле 21″ памяти Ноа Эшколь. — Не будет преувеличением отметить, что все мое творчество посвящено Ноа Эшколь, хореография которой заворожила меня еще в детстве, когда я наблюдал за тем, как моя мать тренируется по системе Эшколь, и позже, в юности, когда я увидел выступления группы “Камерный танец”. Огромная благодарность от меня и от имени всего балетного сообщества Ноа Эшколь, показавшей, что танец не зависит от музыки, доказавшей что даже без общего замысла или сюжета танец может быть прекрасным, порождая редкие по красоте моменты движения”.
“Дека-Данс” в исполнении молодежной группы ансамбля – 23, 24 и 25 октября.
За годы руководства ансамблем “Бат-Шева” Охад Нагарин создал репертуар из десятков спектаклей: посмотреть все сложно, часть – уже невозможно, так что “Дека-Данс” — сборник лучших спектаклей Бат-Шевы — возможность окунуться в прошлое, в балетный модернизм с его четкой эстетикой. Часть постановок, сцены из которых вошли в “Дека-Данс”, стали классикой израильского и мирового современного балета, так что “Дека-Данс”, скомпилированный из отрывков этой классики и обновляемый каждый год — это и встреча с давним в новой необычной форме, и заново проанализированное и расшифрованное движение.
“Камуёт” — в марте 2015 года – балет, созданный еще в 2003 году специально для детей. “Камуёт” – единственный в мире балет, премьера которого прошла в школе — в одной из тель-авивских гимназий. Но предназначена он не только для гимназистов, а для всех детей старше 6 лет и их семей, для тех, кто хочет понять и объяснить детям, что такое сила воздействия искусства, профессионализм, умноженный на необычный антураж, что такое балет и как его “вытанцовывают”. Перевести точно название “Камуёт” невозможно. Охад Нахарин придумывает названия, исходя из той музыки, под которую идет балет – в данном случае от японского рока до композиций Лу Рида и сочинений Бетховена. В этом спектакле нет границ между площадкой и залом, как и нет границ возможному.
Историческая справка:
“Бат-Шева” – самая крупная в Израиле труппа современного балета. Начиная с 1989 года, ансамбль базируется в тель-авивском центре танца “Сузан Далаль”. Всего за год ансамбль дает около 250 представлений перед 75.000 зрителями.
Знаменитый израильский ансамбль “Бат-Шева” входит в десятку ведущих в мире групп современного балета, а его руководитель Охад Нахарин – в пятерку выдающихся балетмейстеров наших дней. Балетная компания “Бат-Шева” была создана в Тель-Авиве в 1964 году под патронажем баронессы Бат-Шевы де Ротшильд и выдающейся балерины 20 века Марта Грэхем.
Дебют “Бат-Шевы” состоялся в декабре 1964 года в зале Национального театра “Габима”. После первого выступления “Бат-Шевы” в Нью-Йорке в 1970-м году американские критики писали, что по драматической насыщенности и профессиональной отточенности исполнения израильский ансамбль Марты Грэхем не уступает, а подчас и превосходит ее нью-йоркскую труппу.
С коллективом “Бат-Шевы” работали многие известные хореографы — Роберт Коэн, Глен Теши, Перл Ланг, Линда Ходе, Иржи Киллиан, Матс Эк, Уильям Форсайт, Анжелен Прельжокаж и другие. Тогда же выдвигается группа талантливых хореографов из танцоров ансамбля. Впоследствии некоторые из них возглавят собственные коллективы: Рина Шенфельд, Ошра Элькаям, Рахамим Рон, Охад Нагарин и Моше Эфрати. Многие зарубежные и израильские хореографы создавали композиции специально для “Бат-Шевы”, используя музыку израильских композиторов.
За 50 лет своего существования эта группа современного танца стала визитной карточкой израильской культуры.
Художественный руководитель ансамбля “Бат-Шева”, хореограф Охад Нахарин начал свой творческий путь в самой “Бат-Шеве”, затем танцевал в Нью-Йорке в трупе Марты Грэхем. Он — внук выходцев из России, уроженец кибуца Мизра -танцевал также в труппе Мориса Бежара, затем был приглашен в Нидерландский театр танца. Он — самый молодой лауреат премии Израиля по искусству за всю ее историю. Его называют звездой современной хореографии. Нахарин, наряду с Иржи Килианом, Матсом Эком, Хансом ван Маненом и Начо Дуато, считается одним из лучших балетмейстеров наших дней. В 1990-м году Нахарин стал художественным руководителем “Бат-Шевы” и вывел ансамбль в авангард современной хореографии. Охад Нахарин также известен как создатель революционного языка движения “гага”. “Гага” – это новый язык движения, новый способ получения информации и осознания себя с помощью тела.
При “Бат-Шеве” организован специальный курс движения “гага” для учеников балетных студий Израиля. Подобный курс “гага” проходит ежегодно и 30 профессиональных танцовщиков из-за границы. Начиная с 2011 года “гага” преподается в Гарвардском университете на факультете музыки и искусств и продолжает быть одним из предметов академической программы нью-йоркской школы Джульярд.
Дополнительная информация на сайтах:
http://www.batsheva.co.il;
http://www.suzannedellal.org.il/
Продажа билетов в Интернет-кассе “Браво”
Фото Гади Дагона предоставлены пресс-отделом ансамбля “Бат-Шева”.