Репортажная фотография — «паузы в постоянном движении, ощущение странности происходящего»
В заголовок вынесены слова знаменитого Роберта Франка — современного американо-швейцарского фотографа, кинорежиссера и оператора, одного из крупнейших фотографов XX века. Франк не раз заставлял задуматься над этическими проблемами репортажной фотографии, над тем, может ли фотограф оставаться безучастным к происходящему вокруг. Безучастным — да, фотограф не всегда может и не всегда имеет право вмешаться в происходящее. Но безучастность не означает равнодушие.
Если бы фотографы, чьи снимки представлены на выставке репортажной фотографии «Местное свидетельство – World Press Photo 2013″ в музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве, были бы равнодушными к происходящему, то эти снимки не были бы столь эмоциональны и оставили бы равнодушными зрителей, которые не могут не реагировать на фотографии, беспощадно зафиксировавшие действительность. Беспощадно и с любовью к нашему миру, скрученному в тугой клубок, ощетинившийся колючей проволокой проблем.
Мирьям Альстер из агентства «Флэш-90″ . «Женщины у Стены плача»
Фотограф-репортер критикует. Но критика идет от желания помочь. На этой выставке нет ни одной плохой фотографии. Качество их – потрясающее, композиции продуманы, хотя времени задуматься во время репортажной съемки практически нет, но профессионализм берет свое. Ритм, цвет, кадрирование — великолепны. Но эти прекрасные фотографии – ужасны. Ужасны потому, что абсолютно точно отображают ужасный окружающий мир. Не мир розовых блестящих пузырей роскоши и зеленых лужаек пастельных оттенков фальши, а страшный и беспощадный мир жестокости, войны, насилия, грабежей и голода. Мир грустных детей, отчаявшихся взрослых, мир нищеты и грязи, погибающей природы, жутких трущоб и безысходных пейзажей. Мы наблюдаем за этим миром на стенах выставочного зала в виде ярких картинок. Но те, кто на этих фотографиях запечатлен – в нем живут. И наше, надо признать, еврейское счастье в том, что наш мирок — не так уж плох, он разноцветен и в нем есть свет. И потому работы израильских фотографов – светлее, оптимистичнее и спокойнее. Заботы изображенных людей нам понятны, взгляды детей не вызывают стыда за свое благополучие, природа не вопиет от отчаяния гибели.
Фотодокументы нашего регионального реалити-шоу — что это? — миссия или социальный заказ? Очухавшись и придя в себя после первого удара по нервам столь реальной фотожизни, начинаешь замечать, что на планете «Местное свидетельство – World Press Photo 2013″ есть к примеру и животные – но они исчезают, океаны — те испаряются и покрываются островами мусора, тропические леса — вырубают, спорт – система тренировок до седьмого пота, семьи – все больше разрозненные, зрелища — сомнительные. А фотографии, черт подери, прекрасные! И смотреть их надо обязательно!
Фотографии израильских фотографов на той части выставки, которая называется «Местное свидетельство» резко отличаются от мировых устремлений World Press Photo. Это разница не стерлась за десятилетие, в течение которого выставка израильской репортажной фотографии «Местное свидетельство» устраивается одновременно и параллельно с выставкой призовых работ уже 58-го международного конкурса World Press Photo, лучшие снимки которого объединяются в выставку, в течение года показывающуюся в 100 городах мира. Посмотреть их можно также на сайте www.worldpressphoto.org.
10 декабря на открытии выставки «Местное свидетельство – World Press Photo 2013″ были объявлены имена лауреатов конкурса израильской репортажной фотографии этого года. Главный приз за лучшую фотографию года в Израиле получила Мирьям Альстер из агентства «Флэш-90″ за фотографию «Женщины у Стены плача». Лауреатов – немало – по трое в каждой из восьми категорий плюс победители в категориях «серии» и «видео». Все их работы выложены на сайте www.edutmekomit.co.il, включая некоторые фотографии из архива «Местного свидетельства» за прошедшие 10 лет, которые выставлены здесь же на ностальгичной мини-выставке «Стены». Работы, на которых зафиксированы важные для истории нашего общества моменты. Важные для общества, для самих фотографов и их героев, и опосредованно – для зрителей.
Напомню, что на выставке в музее Эрец-Исраэль представлены 170 фотографий, отобранные из 7500 присланных на конкурс «Местное свидетельство» работ 300 израильских фоторепортеров. В той части выставки, что отведена под «World Press Photo» — представлено 160 фотографий-победителей 54 фотографов из 33 стран, отобранных из более чем 100.000 снимков.
Фотограф года по версии WPP — Пол Хансен из Швеции с фотографией похорон детей в Газе — но это уже иная тема, другая серия реалити-шоу «Мир и фотография».
Спешите видеть до 18 января – хоть грустно, но прекрасно!
Выставка «Местное свидетельство — World Press Photo» открыта ежедневно. Часы работы: с воскресенья по среду с 10-00 до 16-00, по четвергам и субботам – с 10.00 до 22.00, по пятницам – с 10.00 до 14.00. Вход детям до 18 лет – бесплатный.
Еженедельно по субботам в 11.30 на выставке будут проводиться лекции-экскурсии (без дополнительной оплаты).
Сайт музея «Эрец-Исраэль» — http://www.eretzmuseum.org.il.
Сайт фотоконкурса «Местное свидетельство» — http://www.edutmekomit.co.il.
Официальный сайт Фонда World Press Photo и галерея победителей: http://www.worldpressphoto.org
Зив Корен. Выставка «Местное свидетельство 2003″. Глава правительства Ариэль Шарон на выставке работ Пикассо в Тель-Авивском музее.
Баркаи Вольфсон. «Местное свидетельство 2004″. Солдаты ищут останки тел своих товарищей, убитых при взрыве в Филадельфийском коридоре.
Натан Двир. «Местное свидетельство 2005″. Размежевание. Выселение из Хомеша.
Фото: Феликс Лупа. «Местное свидетельство 2008″
Маша Хинич. Фото предоставлены пресс-службой музея «Эрец-Исраэль»