Сегодня утром в состоянии столь подходящей месту и случаю двигательно-круговой ажитации прошла презентация новой выставки в Музее Израиля в Иерусалиме – «О хороводе в искусства танца в Израиле». У выставки есть еще одно название – עד אשר נמצא מקום.
В детской хороводной песенке «ходим мы по кругу» так и поется –
עוגה, עוגה, עוגה
במעגל נחוגה
נסתובבה כל היום
עד אשר נמצא מקום
«Пока не остановимся и не найдем места». Наверное, это намек, что искусство танца в Израиле уже вышло из детского возраста и потому можно устраивать серьезную музейную выставку ( а в музеях вообще-то практически не устраивают выставки, посвященные именно движению, круговерчению танца и балета, а не истории этого вида искусства и отдельным его личностям на пуантах или без оных).
Да и даты грянули правильные и подходящие: 50 лет Музею Израиля, 50 лет «Бат-Шеве», 25 лет тель-авивскому Центру танца Сузан Далаль. Пора было делать выставку, которая охватила лишь малую часть истории израильского танца. Скорее, высветила отдельные части сцены, где вместо декораций –экраны, плакаты, фотографии, документы, рисунки, наброски. Очень-очень много видео. Часть – архивные ролики, часть – специально подготовлены к этой экспозиции. Получился крупно-пиксельный балетный портрет Израиля без особого соблюдения хронологической последовательности, выставка об истории и социологии общества через балетные стили; экспозиция о документации и графике танца. Moving to the walls – движение выплеснуто на стены и на подвесные экраны, у каждого из которого – своя музыка. В залах шумно – как в театре во время разъезда, поэтому берите наушники с аудио-гидом. Такие выставки лучше смотреть с объяснениями, да и музыка будет фильтроваться. Часть объяснений привычны: Барух Агадати и русский авангард, кибуцная хора и народные танцы, йеменские традиции и королевская школа, Гертруда Краус и Мия Арбатова. Часть объяснений недавно выдуманы и еще не полностью переварены. А еще часть неприемлимы, но чем их повторять, лучше потанцевать, памятую, что выставка – очень «местная», то есть наполненная только израильтянам понятными символами, метафорами и событиями. Куратор выставки – Талья Амар. Подробнее, серьезнее и куда пафоснее о выставке и о проводящихся в ее залах до конца февраля 2015 года балетных вечерах читайте здесь: http://www.imj.org.il/exhibitions/2014/dance/
Гобелен на фотографии сделан Ноа Эшколь – одной из любимейших мной фигур культурной истории Израиля. Вот здесь о ней можно почитать:
http://karga-golan.livejournal.com/87205.html
http://karga-golan.livejournal.com/160989.html
http://karga-golan.livejournal.com/163951.html
Маша Хинич. Фото – самодельные. На сайте Музея Израиля – http://www.imjnet.org.il/ – есть настоящие.