Когда-то уже очень давно я познакомилась в Тель-Авиве с художником Сергеем Буньковым на одной из его первых выставок – то были мозаики и витражи, отдельный мир картин Сергея Бунькова, работающего с цветными пигментами и рисующего на оборотной, изнаночной стороне стеклянного полотна.
Выставок с тех пор у него прошло немало – как персональных, так и коллективных. Он участвовал и в последнем израильском бьеннале стекла. Новая его персональная выставка откроется 6 сентября в галерее “Театрон Холон”, продлится до 21 октября. Добро пожаловать в мир “Amanita Muscaria” – в мир сказочного стекла Сергея Бунькова.
Выставка названа “Amanita Muscaria” по названию красного мухомора, ядовитого гриба с психотропным эффектом. Благодаря свойствам веществ, входящих в состав мухоморов, он издавна использовался у многих народов при религиозных церемониях, сопровождая процесс опьянением, приступами смеха и гнева, галлюцинациями с изменением очертаний и удвоением предметов, цветовыми видениями и слуховыми галлюцинациями.
“Если не знать перевод, то ” Amanita Muscaria” звучит очень поэтично. Как яд в зависимости от дозы может быть лекарством или убийцей, так и гриб с красивым названием может быть основой шаманской дикой пляски или лекарства, применение которого практиковалось у народов Сибири. Важно не связывать визуальные образы с конкретным смыслом, а вглядеться вовнутрь стекла и увидеть иллюзию, далекую от значения слов или стандартных формулировок” – говорит художник. Кстати, на одном из интернет-сайтов разгорелась дискуссия о том, использует ли художник дополнительные стимуляторы для создания своих ярких образов. Сергей Буньков не стал ни опровергать, ни подтверждать это, а просто назвал выставку именем красного мухомора.
Стеклянные работы Сергея Бунькова выполнены в пескоструйной технике. Используя разработанные им оригинальную технологию, художник достигает более глубокой фактуры с двух сторон плоского стекла, уделяя особое внимание использованию “открытого” яркого без полутонов цвета в своих работах. “В мои студенческие годы я находился под влиянием работ русских художников-авангардистов начала 20 – го века. Цвета Кандинского и аналитическое искусства Филонова привлекало мое внимание. В последние годы существования СССР, революционная составляющая искусства означала для меня и моих друзей начало новой жизни. После этого пришла «перестройка», и это только дало дополнительные силы в моих упражнениях в достижении сильных и ярких цветов, практически без каких-либо дополнительных подробностей выразительных фигур”.
Работы Сергея Бунькова находятся в коллекциях Художественного Музея в Толедо, США; Коллекции стекла Анны и Джо Манделя в Монреальском Музее Искусств в Канаде; в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве; в художественной галерее Йельского университета в США; в Российском фонде культуры, в Фонде Бухмана-Хаймана в Израиле, в Дальневосточном художественном музее, а также в частных коллекциях многих стран мира.
Нью-Йоркский «Corning Museum of Glass» назвал Бунькова одним из ста лучших художников мира по стеклу. Сергей Буньков родился в 1965 году в России. Обучался в художественной школе в Благовещенске, затем в педагогическом университете в Хабаровске. Сергей Буньков приехал в Израиль в 1999 году из Биробиджана.
«Я ожидаю, что зритель придет и будет смотреть на работы как на ювелирное украшение, в основе которого – природное естество. Человек мыслящий способен увидеть эстетическую перспективу. Я не пытаюсь заранее представить себе готовую картину, не делаю набросков и эскизов. Новые образы рождаются на уровне рецепторов, каждая точка ведет к новым символам, к новым знакам. Это похоже на творческий сейсмограф – рука сама чувствует напряжение бумаги, или стекла, я работаю “наощупь” в полном смысле этого слова – стараюсь ощутить, предугадать следующий жест, а сознание включается только тогда, когда новорожденная композиция почти завершена. Вот тогда-то я и смотрю, и осознаю, и решаю, где поставить запятую во фразе: “Казнить нельзя помиловать”. Что-то остается, что-то уходит, иногда первичная идея, подтолкнувшая к действию, полностью исчезает в процессе работы, но появляется нечто новое».
Ключи, рыбы, собаки, птицы и даже ювелирные украшения на объектах есть не что иное, как говорящие символы, впрочем, по его признанию, достаточно случайные. В чем-то картины Сергея напоминают учение фэн-шуй: они лишены пустоты, они духовны, но не религиозны, хоть и напоминают иконную живопись и одновременно – логически выверенную театральную постановку. Недаром Буньков писал пьесы и тексты для радиоспектаклей: вербальные роли переродились в зрительные образы на его картинах. В Сергее уживаются и литературное начало и живописное, но он умышленно старается их не смешивать. Живопись стала для него не просто сменой обстановки, а уходом в другую плоскость. В его работах по стеклу также две плоскости, две стороны – внешняя и внутренняя, две линии – внешнего и внутреннего контура. Технику работы по стеклу Сергей Буньков придумал самостоятельно, разработав особую фактуру, красители, умение использовать глубину и слои материала. При этом он не пытается никоим образом имитировать витражи. Его живопись – попытка устранить все лишнее, возможность говорить в свободном пространстве, образующемся вокруг образов. Художник заполняет эти места жесткими геометрическими сетками – это придает его работам современный компьютерный вид. Некую стилизацию творчества подчеркивают и повторяющиеся сюжеты – схожие, но выполненные в разных техниках. Сам же Сергей описывает свое творчество как чисто визуальный эксперимент, происходящий без попытки включить в него сознание: работает рука, эмоции и подсознание. Но зато в этих работах есть логика и жизненный опыт (к примеру, даты на картинах поставлены еврейские), в том числе и немалый опыт в создании поэтических произведений: у Сергея вышел сборник стихов еще в Биробиджане.
Адрес “Театрон Холон” – сдерот Кугель, 11, телефон – 03-5023000 .
Часы работы выставки: с воскресенья по четверг с 9.00 до 19.00, в пятницу – с 9.00 до 12.00, в субботу – с 10.00 до 13.00.
Маша Хинич