Вчера в Тель-Авивском Центре сценических искусств прошел первый из шести вечеров гастролей в Израиле “Балет Джаз Монреаль” (BJM) – труппы современного балета из Монреаля (о которой уже рассказывалось здесь и здесь)
Совершенные танцовщики и почти что совершенная хореография.
Сцена из балета “Harry”. ФОто – Грегори Батардон.
Почти –потому что в первой части представления – дуэт “Closer” (танцовщики Селин Касун и Александр Хилл) на музыку Филиппа Гласса (как не обойтись без его минималистских мелодий, монотонных и завораживающих, захвативших кино и театр) – эмоций мало. “Closer” поставил французский хореограф Бенжамен Мильпье, больше уделивший внимание чистоте линий и совершенству движения, чем чувствам и эмоциям. Недаром костюмы танцовщиков стерильно белых и сияюще-жемчужных тонов. На таких безупречных костюмах не бывает пятен слез и крови, в таких безупречных движениях чувства – хрестоматийные. А вот во второй части вечера – в “Night Box” китайского хореографа Вэн Вей Ванга и в третьей – в “Harry” израило-американского балетмейстера Барака Маршаля (по окончании публика приветствовала его стоя, топая, подпрыгивая и крича “браво”) – множество ассоциаций, чувств и эмоций – куда больше, чем отточенной геометрии техники танца, которая, впрочем, никуда не исчезла, а даже умножилась и утроилась. Оба этих балета (чудесная пара Селин Касун и Александр Хилл выделялась и в них) стали квинтэссенцией сегодняшней современной городской жизни – в городах больших и маленьких, жизни гигантских мегаполисов, богатых и бедных городов Востока и Запада – жизни урбанистического “поколения зверей” – так ведь себя называет молодежь в городах. И вовсе не из-за тоски по поездкам на сафари, а из-за того, что чувствуют себя зверьми, загнанными в джунгли города. Особенно это заметно в “Night Box”, где урбанизм представлен в чистом виде – в жизни под покровом темноты и по законам темноты. Но город в балете Вэн Вей Ванга все-таки пробуждается к жизни, благодаря свету и музыке, пробивающимся через темноту и плотный танец сплетенных тел. В это темном городе нет места нежности и грусти, в нем скорее проявляются откровенная эротика и зло. От этих картин уличной жизни – привлекающих, сильных и тянущих к себе, как все запретное, не ждешь особой деликатности и чувственности, но Вэн Вей Вангу удалось сделать эти балетные урбанистические картины супер-привлекательными и супер-интересными. А гибкость и техника танцовщиков заставляют аплодировать после каждого номера. Мрачно, сильно и просто здорово. Респект канадским танцовщикам из нашей деревни.
“Harry” Барка Маршаля – совсем иной балет – куда разноцветнее, оптимистичнее, ярче. И куда сюжетнее. Недаром Барак Маршаль любит литературную основу. Может именно потому его “Harry”напоминает добротнейший британский по уровню юмора и качества сериал, все актеры которого – танцовщики. Слова, реплики, костюмы, все мизансцены, отношения, язык движения строго выстроены на оси памяти. Недаром Барак Маршаль посвятил свой балет памяти Марджори и Джеральда Бронфманов, бывших соучредителями “Балет Джаз Монреаль”. Пожалуй, этот балет именно о памяти – театральной, литературной, кинематографичной, общей картины памяти, составленной из множества фрагментов жизни и смерти, которую Барак Маршаль ухитрился сделать смешной. Один и тот же герой умирает на сцене несколько раз: похороны, речи, борьба и любовь, капризы и подвиги, война и танго. И воспоминания – у каждого свои, пестрые и разные, и потому у Барака Маршаля картина мира уже не так грустна, а даже весела и слегка безумна. И очень здорово, что эта веселая безумная карусель снова и снова кружится на сцене. Идите, смотрите и наслаждайтесь. В городской жизни тоже есть свои преимущества.
“Балет Джаз Монреаль – Les Ballets Jazz de Montreal“
Тель-Авивский центр сценических искусств
Понедельник, 3 февраля, 20.00
Вторник, 4 февраля, 20.00
Среда, 5 февраля, 20.00
“Театрон Иерушалаим”
Четверг, 6 февраля, 20.30
Хайфа, “Аудиториум”
Суббота, 8 февраля, 20.30
Билеты в интернет-кассах «Браво» и «Афиша».
Сайт Les Ballets Jazz de Montreal –
http://www.bjmdanse.ca/
Маша Хинич