“Да” – утверждает бразильский, давно перебравшийся поначалу в Чикаго, а затем в Нью-Йорк художник Вик Мунис, признанная мировая величина. Утверждает словом, делом и своими работами – картинами из мусора, фотографиями, скульптурами и фильмами, которые демонстрируются на репрезентативной выставке, открывшейся 27 марта в Тель-Авивском музее – первой выставке Вика Муниса в Израиле.
Впервые этот художник, славу которого сравнивают со славой Пикассо (его выставка в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро уступила по посещаемости только выставке там же картин Пикассо. За 2009 год ее посетило больше миллиона человек), показывает свои работы в Израиле – и сразу на огромной ретроспективной экспозиции «Картины из всего», охватывающей 25 лет его работы. Из всего, но прежде всего – из мусора, найденного на свалке. Это свалочная, сволочная, мусорная жизнь оказалась неиссякаемым источником вдохновения для Муниса, хотя собирание картин из кусочков мусора – далеко не единственное, чем занимается Мунис, приехавший на открытие своей выставки в Тель-Авиве и прочитавший лекцию о том, как искусство меняет жизнь к лучшему. Он сам – тому зримое подтверждение.
Вик Мунис, которому 53 года, демонстрирующий открытость и публичность, сохранивший свежее детское любопытство к тому, что нас окружает (мусор) и к тому, как можно претворить свои впечатления (сделать из мусора искусство), не первым придумал использовать мусор, кетчуп, пластмассовых солдатиков и россыпи стразов, пыль, грязь и бриллианты вместо красок, но получается у него настолько ярко и неожиданно, что он уже причислен к сонму ведущих художников современности. Надо быть талантливым, везучим, энергичным и искренним – и тогда искусство действительно изменит мир, а сам творец останется вечно молодым, играя в перформанс на стыке “низкой” и “высокой” культуры, функциональных предметов и теории искусства.
Одновременно с выставкой в Тель-Авиве (эта экспозиция явная преемница тель-авивских выставок Джеффа Уолла и Дугласа Гордона) у Муниса открылась выставка в Лиме в Перу. Через месяц открываются еще две выставки. Мунис все время в движении – по глобусу. И он все время в поиске – мусора и впечатлений на нашей планете хоть отбавляй. Люди в последние сто лет сильно замусорили окружающий мир. Работы Муниса – посильный вклад искусства в изменение экологической ситуации. Игры с мусором, trash–art становятся все более популярными – это с одной стороны. С другой – можно создавать произведения искусства из бытовых отходов, пуговиц, песка, пластиковых бутылок и пакетов, шоколада и чечевицы, булавок и ниток, пигментов и веревок. На свободные темы, копируя или придумывая вольную трактовку великих мастеров. А потом все это еще мастерски фотографировать и печатать фотографии размером метров 5 на 4. И тогда получается wow!!! Тогда ходишь, разинув рот, по выставке и восхищаешься.
Искусство Виктора Муниса называют коммерческим, экологическим, общественным, учебным, подражательным. Спорят, можно ли применять к обсуждению творчества Муниса слово «нравится»? Или только «любопытно»? Это и нравится, и любопытно, и интересно! Это визуальные манипуляции – от прочерченной экскаваторами в земле бразильского плато 300-метрового размаха вешалки для одежды и, вроде бы таких же, фотографий, но сделанных с 30-сантиметровых моделей, до высыпанного кайенским перцем портрета Лиз Тейлор. От Пикассо, сложенного из детского картонного пазла, до фотографий сахарных мальчиков, высыпанных кристалликами сахара.
В большинстве случаев, работы Вика Муниса – не картины непосредственно, а фотографии созданных им картин и коллажей, инсталляций и скульптур. Вик Мунис не хранит свои работы – только небольшие эскизы, которые он передает в галереи для «процесса познания», как он сам говорит. Собственно произведениями искусства он считает именно свои фотографии – от снимков с воздуха им же сооруженных огромных инсталляций до портретов, которые хранению не подлежат и даже портятся на открытом воздухе: Че Гевара из консервированной фасоли, Мэрлин Монро из кетчупа, Зигмунд Фрейд из шоколада, Алиса из мелких детских пластмассовых радужной расцветки радостей, Игрушечный Солдат из игрушечных солдатиков, Марлен Дитрих из россыпи бриллиантов. Как-то он сделал портрет Маяковского из черной икры. Франшизы Климта из разноцветного пигмента, Пикассо из детских картонных пазлов, такой же Сера – но в другом колере, Боттичелли и Караваджио из веревок и мусорных контейнеров, Ротко из множество цветных бумажек, Ренуар из обрывков иллюстрированных журналов и «Песчаные замки» – зарисовки замков на Луаре, сделанные с помощью нано-технологий на одной (1 – one) песчинке, фотография которой увеличена с помощью электронного микроскопа и напечатана в негативе. Не просто? Сам Мунис говорит, что для того, чтобы понять его работы, надо вникнуть в процесс их создания (как тут снова не вспомнить Джеффа Уолла и Дугласа Гордона – мастеров, придумавших фотографии из кусочков реального бытия). «Я не хочу, чтобы люди просто смотрели на готовый результат моего творчества, а хочу приобщить их к процессу создания произведения».
Также надо учесть то, что Мунис показывает нам современный мир через, скажем так, иностранным словом – new media, и некие обстоятельства его биографии. К примеру то, что родители Вика первый раз оказались в музее, когда Мунис пригласил их на выставку по случаю его 40-летия. «Пожалуй, это некое курьезное стечение обстоятельств, что я стал художником – говорит он, – хотя я рисовал с детства, с 4 лет читал Британскую энциклопедию и рассматривал множество репродукций, попадавших в дом». Вик Мунис – Висент Хосе де Оливера – родился в Сан-Паулу в Бразилии в рабочей семье в 1961 году. Разнимая драку, он получил огнестрельное ранение в ногу. На деньги, полученные в качестве компенсации, в возрасте 22 лет переехал в Нью-Йорк. Сменил несколько профессий, поступил учиться и стал художником, использующим для творчества не рутинные материалы – веревки, сахар, бриллианты, грязь, шоколадную пасту, вату, варенье, пыль… Начав, как скульптор, он постепенно перешел в другую область искусства – фотографию. Началось все с того, что ему не хватало денег на покупку материалов для создания скульптуры. Так из одного куска глины он создавал лицо, фотографировал его на пленку, а потом лепил другое. Таким образом, появилась серия «Лица». Сегодня одной из основных черт творчества художника является то, что многие его картины канули в лету, а остались только их изображения на фото, сделанные самим Виком Мунисом. Его ранние работы были зримыми каламбурами: как “черепа клоуна” – человеческий череп с клоунским носом. Затем к чувству юмора добавилась философия и концепция. И немного умения иллюзиониста. И много иронии – так его знаменитая серия Pictures of Dust (Картины пыли) представляет собой подбор композиций, созданных при помощи пыли, собранной в музее современного американского искусства Уитни.
Работы Вика Муниса – очень коммерческие, особенно ценимые в последнее время, когда о «его» свалке вышел документальный фильм, представленный на «Оскара», и его работы стали рассматриваться как «экологические». Стоят они от тридцати до трехсот тысяч долларов. Первая успешная серия картин, точнее фотографий, сделанных по его инсталляциям, была показана на в 1996 году – портреты детей с Карибских островов, выполненные сахарным песком, той субстанцией, из которой, по словам Муниса, лепятся детские мечты (и это символично, так как семьи этих детей всю жизнь собирают сахарный тростник). Мечты, которые Мунис сделал зримыми, зафиксировав крупицами сахара сахарных мальчиков фотобумагой и рамкой. Для того, чтобы осуществить задуманное, художник сначала отправился на сахарную плантацию в Сент-Китс и сфотографировал детей рабочих. После возвращения в Нью-Йорк он купил черную бумагу, несколько видов сахара и воссоздал имеющиеся фотографии.
«Сложно говорить с публикой всегда от всего сердца, но это то, что я пытаюсь делать, – объясняет Вик Мунис. – По крайней мере, дети любят мои работы. Я верю в то, что было и в то, что будет, и считаю, что мы приходим в этот мир во что-то верующими. Например, в то, что искусство может совершить чудо, хотя в мире больше не осталось незамутненных образов. Любой образ, любую форму можно изменить, но суть останется прежней – об этом мои работы» – так завершил он свою речь на открытии выставки в Тель-Авивском музее. И тут самое время вспомнить еще одну его максиму: «Лучше желать многого, не имея ничего, чем иметь все, но ничего не хотеть».
Зримое подтверждение этим своим словам он нашел на самой большой свалке в мире – “Сад Грамачо” (Жардим-Грамашо) на окраине Рио-де-Жанейро. Два года его изысканий привели к созданию им вместе с режиссером из Англии Люси Уолкер документального фильма «Свалка» («Wasteland), представленного к «Оскару» в 2011 году в номинации «Лучший документальный фильм» и завоевавшего несколько призов на фестивалях в Торонто, Берлине и Sundance, и еще целого ряда картин и инсталляций, созданных из мусора. Часть картин – удивительно эффектные, собранные из подручных материалов, найденных здесь же, на свалке – портреты «катадоров», сборщиков мусора (в переводе с португальского языка «catadores» – коллекционеры), как и сам фильм, также представлены и на выставке в Тель-Авивском музее. Вик Мунис сфотографировал каждого катадора в своем образе. Потом эти фотографии были распечатаны в большом формате и расстелены на земле. А затем Мунис и катадоры выкладывали портреты по контуру фотографий мусором: стеклом, пластиком, картоном.
Мунис исследует визуальное восприятие и представление, играет с масштабами и перспективами, вмешиваясь в сложные отношения между трехмерными объектами и двухмерным их изображением. Его картины-инсталляции-фотографии – результат увлекательного процесса работы над созданием хрупких сооружений из неожиданных, иногда эфемерных материалов.
Куратор выставки «Картины из всего»: Сюзан Ландау. Выставка продлится до 2 августа.
Сайт Вика Муниса – http://vikmuniz.net/gallery
Сайт фильма «Свалка» – http://www.wastelandmovie.com/
Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда, суббота – с 10.00 до 18.00; вторник, четверг – с 10.00 до 21.00, пятница – с 10.00 до 14.00.
Маша Хинич. Фотографии работ Вика Муниса предоставлены отделом по связям с прессой Тель-Авивского музея искусств