В ашкелонской городской галерее “Музееон ха-Хан” в старом городе проходит выставка работ из керамики д-ра Полины Кемельман.
Вот что пишет о выставке д-р искусствоведения Далья Акер-Орьён: “На выставке “Сказочный зверинец” в ашкелонской галерее “Хан” представлена впечатляющая подборка керамических скульптур, созданных доктором Полиной Кемельман. Полина работает врачом, специализируется в гериатрии; в юности она изучала музыку, а в последние годы увлеклась керамической скульптурой, уже успев создать свой метафорический мир фантастических существ.
Их внутренний мир во многом совпадает с нашей сутью, но куда как более добр и весел. Юмора в нем больше чем унылой философии о гармонии добра и зла и потому ее мир столь подлинен и даже материален. Подлинность этого мира проявляется в сочетании звериной внешности, человеческой сути, символов и керамической текстуры. Это обретший реальность в глине воображаемый мир ярких сказок. Мир универсальных психологических понятий, расцвеченный глазурями, золотом и жемчугами. И знаниями жизни, культуры и искусства. Полина работает с глиной различными способами, обрабатывая материал на гончарном круге или вырезая фигуры проволокой .Эта – первая персональная выставка доктора Полина Кемельман, в прошедшем феврале участвовавшей в выставке банка Апоалим, посвященной сбора средств для израильской амуты по борьбе со СПИДом”.
Облака из глины
Среди многочисленных выставок в тель-авивском Флорентине каждый наверняка найдет что-то подходящее для себя. Авторы картин, скульптур, фотографий демонстрируют здесь огромное многообразие стилей и техник. Но не менее интересно наблюдать здесь за публикой. Кто-то восхищается, а кто-то смотрит строго, критикует. Я обращаю внимание на то, что зрители с неизменной улыбкой останавливаются возле работ Полины Кемельман. Вот подходит представительного вида мужчина с бородой. Он рассматривает забавного белого пуделя. Лицо мужчины расплывается в улыбке. “- Сколько стоит это чудо? – Работы не продаются” – отвечает скромно автор.
Полина пока только выставляет свою керамику и понятия не имеет, «сколько все это должно стоить».
– Я думаю, что еще рано говорить о продажах. Это моя первая серьезная выставка, и я привезла сюда только самое лучшее. А дома у меня осталось еще много интересного.
И вот уже я нажимаю на кнопку звонка. Дверь открывается сама, как и положено в сказках. Хозяйки не видно, но меня с порога обволакивает аромат свежеиспеченного пирога с фруктами. Я захожу в салон. Со всех сторон на меня смотрят сказочные глиняные существа. А сама волшебница уже с утра хлопочет. Сегодня ее единственный за всю неделю выходной. И все время можно будет посвятить творчеству.
– Как же это все началось? Может быть, еще в детстве?
– Нет. Детство у меня было самое обычное. Фигурное катание, игра на скрипке, пение в хоре, английский язык, выжигание по дереву. Ничего выдающегося – обычное “трудное” еврейское детство, сплошная беготня и суета. Родители много вкладывали в меня, всегда с заделом на будущее. Мама от чтения простых детских сказок сразу перешла к Экзюпери… Я всегда жила более взрослой жизнью, чем полагалось в моем возрасте, поэтому сейчас больше всего хочется делать сказочные вещи. Мне всегда не хватает чего-то возвышенного. Такого, чтобы хотя бы в мыслях уходить от реального мира.
Вот этот жираф у меня получился как волшебный дом. И из каждого окошка здесь выглядывают фантастические существа. Вообще, у меня с детства было огромное желание построить себе дом или шалаш и там уединиться. Хотелось иметь пусть маленький, но свой уголок, где я могла бы остаться наедине со своими мыслями. И вот сейчас я сделала дом из глины, который напоминает мне эту мою детскую мечту. Мне кажется, что там очень хорошо внутри. Хочется уменьшиться, залезть туда и там творить и творить.
Не только сказочный дом из глины сделан Полиниными руками. В ее квартире масса вещей, придуманных ею самой. Это – еще одно увлечение доктора Кемельман. Попадая в ее дом, гость чувствует себя очень уютно. А присутствие сказочных керамических существ создает удивительно радостную и беззаботную атмосферу.
Трудно себе представить, что все это – плод фантазии человека, который каждый день видит боль и страдания людей. Ведь Полина Кемельман – старший врач отделения гериатрии больницы “Ихилов”.
– На работе приходится видеть много грустных вещей. Каждый день я ухожу домой вместе со всеми проблемами моего отделения. И очень хочется в свободное время отвлечься от всего этого. Хотя, я очень люблю «большую», клиническую медицину. Мне обязательно нужна настоящая работа, где пригодятся и мои руки, и моя голова. Когда случается поставить на ноги человека, которому уже за девяносто и вернуть его к нормальной жизни, это дорогого стоит.
Вообще, когда я вижу больного, стараюсь разложить все по полочкам, нащупать причины и следствия, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.
-А в керамике?
– В керамике нужно совсем другое. Прежде всего, это – терпение. Чем лучше подготовишь и отполируешь материал, тем лучше будет результат. А вот на шлифовку у меня часто этого самого терпения и не хватает. Этому надо долго учиться.
Я в первый раз села за гончарный круг всего два с половиной года назад. Моя дальняя родственница привела меня в частную студию. И с того дня я влюблена в керамику. У меня миллион идей в голове. Я придумываю быстрее, чем делаю. И что бы у меня ни получилось, я никогда не расстраиваюсь. Потому что знаю, что обязательно потом все использую.
Самое интересное для меня – это выдумывать сюжеты и делать их в глине. Вот, например, рыба. Изо рта у нее торчит еще одна рыба. Это история про хищницу. Или вот эта, лошадь-лес. Из нее растут деревья, и на ветвях сидят птицы.
А вот другая лошадь, из которой выглядывает, как из сумки кенгуру, маленькая лошадка. Это – продолжение жизни. Символ материнства. И символ того, что невозможно жить в одиночестве.
Вообще я сохранила в себе инфантильность. Конечно, я могу выглядеть очень даже солидно. Но внутри я чувствую себя маленькой девочкой, которую должны любить и защищать. Может быть, поэтому я окружаю себя всеми этими сказочными игрушками.
Моя жизнь очень изменилась с тех пор, как я стала заниматься керамикой. Теперь я всю неделю жду того дня, когда снова смогу сесть за гончарный круг или взяться за краски. И как только оказываюсь в студии, я забываю обо всем на свете и просто не замечаю, как летит время.
Я очень горжусь тем, что замечательная художница – скульптор Ольга Рапай сказала мне: «Ты прекрасно ощущаешь материал, чувствуешь глину. И ты обязательно должна этим дальше заниматься».
– А что значит: «чувствовать глину?»
– Это для меня, как смотреть на облака. Вот ты видишь облако, и вдруг в какой-то момент из него проступает какая-то форма, какой-то образ. Так же и глина. Как ветер меняет форму облака, так я меняю форму глины. И так получается новая вещь.
Мне часто говорят, что у меня есть свой стиль. Но я ощущаю только поиск. Только движение вперед, а не какой-то там устоявшийся стиль. Когда я прихожу на выставки керамистов, то вижу определенный почерк каждого художника. Определенную технику обработки, особенности раскраски. А меня пока что бросает из стороны в сторону. Я ищу. Для меня главное – творчество. Я стараюсь создавать фантастический, нереальный мир, отвлеченный от повседневности. Для меня очень важно это сочетание – земного и очень конкретного в моей работе врача и сказочного и неправдоподобного в керамике. Только так я чувствую равновесие. И там, где это возможно, я всегда дам волю фантазии.
– О чем сегодня чаще думается? О медицине или об искусстве?
-Я очень люблю думать в дороге, когда веду машину. Во время моих многочасовых поездок на работу и с работы я могу размышлять о множество вещей. И слушать музыку. Всю подряд – от классики до самых современных хитов. Мой муж делает мне специальные подборки музыки, которая мне нравится. А иногда это – диск с десятками разных исполнений одной и той же песни, чтобы можно было сравнить интерпретации разных артистов. И это тоже очень интересно. Я люблю слушать оркестровую музыку, люблю фортепиано. Но больше всего я люблю обдумывать идеи новых работ. Кстати, это может быть и не только керамика. Например, вот в этой вазе у меня собраны использованные капсулы от кофейной машины. А в этой – пробки от бутылок.
– Зачем?
-А они очень красивые, и я из них обязательно что-нибудь смастерю. Сейчас я работаю над картиной, составленной из подставок под пивные кружки и битых пивных бутылок. А на балконе я обязательно сделаю мозаику из битых тарелок. Когда будет время.
Екатерина Розенберг
Выставка продлится до 8 июня. Часы работы: с воскресенья по четверг с 10.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00, по пятницам – с 9.00 до 13.00, телефон для справок 08-6727002.
Сайт галереи – здесь
Альбом выставки – здесь
О выставке – также и здесь