28 декабря, в воскресенье, в 20-00 в Тель-Авивском музыкальном центре имени Фелиции Блюменталь пройдет концерт «Романтическая виртуозная скрипичная музыка – от барокко до наших дней». Солист – скрипач Моти Шмит.
Моти Шмит – скрипач, музыкант, композитор, балагур и весельчак, родился в Вильнюсе и свою концертную деятельность начал в возрасте пяти лет с оркестром Вильнюсской филармонии. 28 декабря в тель-авивском музыкальном центре имени Фелиции Блюменталь Моти даст реситаль из избранных произведений для скрипки с фортепиано под названием «Романтичная виртуозная скрипичная музыка – от барокко до наших дней».
Быть вундеркиндом было написано у Моти на роду. Один из первых послевоенных детей, родившихся в выжженном Вильнюсе, ходивший в еврейский детский сад, где этих детей пестовали подобно редкостным диковинным цветам и кормили (sic!) красной икрой, сын командира еврейского партизанского отряда, заброшенного в тыл врага с парашютом, внук кузнеца, в возрасте 100 лет павшего на пороге собственной кузницы от рук литовских националистов, потомок выходцев из местечек, где все еврейское население обладало абсолютным музыкальным слухом. Разве такие гены возможно чем-либо перебить?!
Выпускника Московской консерватории по классам скрипки, композиции и дирижирования, лауреата международных премий, Моти Шмита называют «Говорящей Скрипкой» – за индивидуальный стиль, оригинальное прочтение произведений, виртуозность исполнения. Преподаватель Иерусалимской Музыкальной академии имени Рубина, Моти Шмит в течение многих лет был концертмейстером Израильского Камерного оркестра и Иерусалимского Симфонического оркестра. Возглавлял Иерусалимский квартет, был основателем, руководителем и дирижером Иерусалимского Камерного оркестра. С 2007-го года Моти Шмит является художественным руководителем и дирижером Израильского Оркестра Щипковых инструментов. Под его руководством оркестр расцвел, и теперь считается одним из лучших подобных оркестров в мире.
Моти Шмит также сочиняет камерную музыку, а также музыку для театра и инструментальную оркестровую. В 2004 он создал вокальный цикл «Стихи, возможно, для музыки», на тексты Йетса. Стихи, которые в переводе на русский, по собственному признанию Моти, произвели на него даже большее впечатление, чем на английском. Цикл был исполнен певицей Рут Левин и Ашдодским Симфоническим оркестром под управлением самого композитора. В последние годы он написал около 20 зонгов на стихи из поэмы «Голем» Григория Трестмана. Сейчас выходит диск с записью этого произведения.
Виртуозность и оригинальность отличает Моти Шмита не только в музыке. Вот, например, романтическая история его знакомства и женитьбы на певице Рут Левин. Рут готовила к печати книгу песен своего отца Лейбу Левина, чтеца и певца на идиш, композитора, подобно Пиаф, не умевшего записывать ноты. В течение двух десятилетий Рут со своей матерью собирали и обрабатывали отцовское наследие. Когда книга была готова, как всегда, возник вопрос о финансах. Рут написала в Министерство абсорбции, а советником по культуре при тогдашнем министре Юлии Эдельштейне как раз и был Моти Шмит и именно он, Моти, вскрыл этот конверт. Вместе со стандартной просьбой о финансировании, написанной канцелярским языком, из конверта выпала рекламка концерта певицы, с ее портретом. Через два дня в доме у Рут раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, я Моти Шмит!». «А я даже и не знала, кто это такой» – со смехом вспоминает Рут. – «Денег я тогда все равно не получила – книга вышла на частные пожертвования позже, в 2005 году – но зато получила предложения руки и сердца. По телефону. «Вы свободны?» – спросил Моти и, получив утвердительный ответ, продолжил – «Выходите за меня замуж!» Впоследствии супруги выяснили, что предначертанное судьбой проявилось еще раньше: они вместе слушали 15-ю симфонию Шостаковича в Московской консерватории: девочка Рута, пришедшая с родителями, сидела в зале, а студент Шмит, как тогда было принято, сидел внутри консерваторского органа, куда при аншлаге пускали своих.
Именно произведения Шостаковича, – его 10 прелюдий – прозвучат на ближайшем концерте, который пройдет 28-го декабря в центре Фелиции Блюменталь в Тель-Авиве. У Моти Шмита хранятся ноты с автографом, который молодой скрипач получил от именитого композитора в конце 1960-х, во время репетиций, проходивших в доме Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич даже определил, о чем эти произведения: среди них есть пародии на Малера и Кабалевского, есть блатные песни и ссора мужа с женой, заговор гномов и вояж в кибитках. В программу концерта 28 декабря входят также скрипичная соната «Покинутая Дидона» Тартини, 3-я соната ре-минор для скрипки и фортепиано Брамса, «Коль Нидрей» немецкого композитора Макса Бруха, отрывки из балета «Ромео и Джульеты» Прокофьева и композиция самого Шмита под названием «Иерусалимский дух», ибо, по словам автора, Иерусалим – это не город, это – состояние. При составлении каждой концертной программы Моти Шмит всегда следует зову души и сердца, отбирая те произведения, которые ему хочется сыграть именно в этот момент. Аккомпанирует ему пианистка Соня Мазар, выступать с которой, по собственному признанию маэстро, всегда огромное удовольствие.
Центр Фелиции Блюменталь. 28 декабря, воскресенье.
«Романтическая виртуозная скрипичная музыка – от барокко до наших дней».
Моти Шмит – скрипка
Соня Мазар – ф-но
Центр Фелиции Блюменталь: http://www.fbmc.co.il/, 03-6201185. Цена билетов – 60 шекелей. Для солдат и пенсионеров цена билетов – 40 шекелей.
Адрес: Тель-Авив, ул. Бялик, 26
J. S. Bach, Sonate no 1. Violin – Moti Shmitt
Сайт Моти Шмита – здесь.
Сайт Сони Мазар – здесь.
Фото из личного архива предоставлено Моти Шмитом