ГИПНОЗ МЯГКОГО МЕТАЛЛА
Недавно я отправилась в Музей Израиля в Иерусалиме на встречу: автомобиль была заправлен, заведен, нас – транспорт и водителя – столкнули с горки и мы помчались столицу. Нет, не с утра, а в хороший светлый день при 40-градусной жаре.
В жару есть свои правила поведения, особенно у Электрической компании, которая к моменту нашего с автомобилем прибытия отключила в “веерном порядке” электричество в Музее Израиля, генератора которого хватает только на то, чтобы охладить лимонад в кафе и не обесточить кассу в книжном магазине при входе (где, кстати, идет распродажа каталогов). Так что в Музее Израиля дальше кассы не пускали, и пришлось, перейдя стоянку, направиться с большим удовольствием и чувством мелкого злорадства по отношению к электричеству, в Музей Библейских стран, где всё работало, было прохладно и удивительно тихо.
Правда, в Музее Библейских стран не был в тот день доступа к Интернету, о чем сообщил охранник на входе. Так что речь пойдет о тех временах, когда Интернета не было вовсе, а вот время было в избытке – никто не смотрел на часы, их еще не придумали. И потому времени хватало на то, чтобы обдумать то, что делаешь, на то, чтобы оглядеться на творение рук своих и на то, чтобы не забыть о вдохновении. Из всего этого родились изделия, представленные на выставке “Чистое золото”, организованной Музеем Библейских стран к собственному 20-летию в попытке разгадать тайну этого магического металла. Чистое золото трепещет тонкими лепестками в витринах, матово переливается в темном зале, занимает все внимание, приковывает к себе взгляд, как опытный удав-гипнотизер слабовольного кролика.
Но не в блеске дело, а в тайне золота. Тайне, которой уже много тысячелетий. Почему золото так манит? Оно пластично, из него относительно легко формировать изделия, оно красиво. Кто и как установил критерии красоты и ценности этого металла, принятые всем народами? На выставке больше вопросов, чем ответов, каждый предмет в зале – тайна и мистика. Первые украшения этой экспозиции относятся к 14 веку до нашей эры. Этруски, микейцы, греки, римляне, китайцы – все ценили золото и на выставке представлены изделия, найденные на территориях этих государств, большая часть из которых уже исчезла. А украшения, излюбленные давно жившими женщинами, и пряжки, скреплявшие воинские накидки, остались в веках.
Золото упоминается во множестве исторических источников, часть которых цитируется на выставке. Но фактология пояснительных табличек вытесняется завораживающей красотой металла. В ожерельях, подвесках, браслетах, кольцах сконцентрировано время, тщание и любовь человека к ремеслу и красоте. Без этой любви не было бы в этих украшениях тепла. В магазине музея продаются ювелирные изделия – точные реплики экспонатов выставки, но на них неприятно смотреть – это всего лишь иллюстрация понятия “бездушный слепок”. Слепок, изготовленный по трехмерной компьютерной матрице, абсолютно точно повторяющей все изгибы, вмятины и царапины оригинала. Но слепок, сделанный без участия тепла рук, приносящих энергию и консервирующих в золоте время, ощутимое сквозь стекло витрин.
Мистика золота занимает человечество на протяжении всей истории и не разгадана до сих пор. Значение золота – огромно, это доказано археологическими находками, историческими записями, мифами и легендами (и банковскими резервами). Ценность золота росла с веками, его свойства позволяют придать ему любую форму, в том числе и самые сложные. Блестящий металл завоевал воображение человечества с самого начала цивилизаций. Золото – это нечто привилегированное. В ТАНАХе золото упоминается больше, чем любой другой металл – 385 раз. В иврите существует множество фраз и выражений со словом золото, используемые для метафор понятий изобилия, добра, красоты, ценности.
На выставке помимо украшений, представленных в фантастическом множестве, есть и сосуды со всего древнего мира: коллекция этрусских фибул (застежек для одежды, одновременно служивших украшением), ювелирные изделия из Греции и Рима, пряжки поясов древне-китайских воинов и многие другие артефакты из Месопотамии, Египта, Персии и регионов Черного моря.
Сайт Музея Библейских стран – http://www.blmj.org/
Часы работы: воскресенье, понедельник, вторник, четверг – с 9.30 до 17.30; среда – с 9.30 до 21.30; пятница – с 9.30 до 14.00; суббота – с 10.00 до 14.00. Телефон музея – 02-5611066
Маша Хинич