Выставка с выкрутасами — текстильными, тактильными и ткаными
Закружилось, завертелось, сплелось и соткалось. Клубок из пряжи идей и замыслов оформился в выставку. Текст превратился в текстиль.
К выставкам искусства стекла, керамики, бумаги, ювелирного дела в музее «Эрец-Исраэль» прибавилась выставка современного искусства текстиля «Вплетены в сознание», открывшаяся в музее в середине февраля и проходящая до середины июня 2014года. Куратор Ирена Гордон два года назад задумала сделать выставку дизайна текстиля и из текстиля. Примечательно, что раньше Ирена занималась в основном графикой, печатью, рисунком: нити превратились в линии, листы бумаги — в рулоны ткани, станки линотипные – в ткацкие станы, а знаки печатные в знаки времени, в ткань вплетенные. Прямая связь между словами «текстиль» и «текст» пришла из латыни. Корень TEXTRE – ткачество – общий для двух этих слов. Этот общий корень намекает на один и тот же способ творчества в двух областях: соткать ткань – повествования или гобелена.
Текстиль сродни абстрактному искусству, а повествование на выставке вплетено в сознание: современное искусство текстиля в Израиле стала метафорой и образами памяти, обросло социальными, политическими и культурными аспектами. Текстиль — это дневниковые записи синусоидальной моды, краски живописи, впитавшиеся в пряжу гобеленов, старинная техника и современные технологии. Вышитые пуговицами воспоминания, картинки-аппликации из разноцветных обрывков материи вместо моментальных фотографий, скульптура из мешковины – образы зависли в воздухе между веревочных вертикалей. Коврик с выкрутасами – как морское дно из прорезиненной ткани; морские же чудеса из трехмерного принтера, ткани из ювелирно обработанных кусочков отливающего радугой металла; танец пуховых одеял в видео-арте. Текстиль может быть дигитальным; нити воздушные переходят в свои же нарисованные на стене тени; классический гобелен и кровавые инсталляции (красная шерсть – натуральная!), ткани органические и искусственные струятся по стене, сделанной из ловушки для снов. Крашеный войлок сбит в обтекаемые фигурки. Манжеты мужских рубашек, сложенные, как в оригами, превратились в мини-скульптуры, а воспоминания рассыпались пуговицами, вырезанными из простыней, спрессованных потом поколений эмигрантов.
Есть такое выражение – нить времени. На этой выставке нити идей и ассоциаций сплелись в ткань, ставшую полотном времени, по которому рассыпаны краски и узоры. Узелки узоров можно потрогать, провести по ним ладонью. К визуальным впечатлениям добавляются тактильные. Ткань — это всегда соприкосновение — с телом, лицом, ладонью. Нити идей накручиваются на эмоции. Большая часть участников – молодые (заслуженные тоже имеются) дизайнеры, художники, ювелиры, студенты «Шенкара». Половина работ были сделаны специально к этой выставке — из кружев сплели политический манифест, поэтический палимпсест, спутали нити основы и утка и соткали из них ритмы-барельефы.
Ткани сопровождают нас по жизни — от первого до последнего вздоха. В ТАНАХе ткани упоминаются еще в описаниях Первого Храма. Ткани символизируют жизненный цикл: новорожденного первым делом укутывают в пеленку, умершего в саван. Ткани используются при производстве одежды, мебели, при планировке помещений. В текстиль в широком смысле слова и в сами ткани вплетены традиции разных народов, разных культур и этапов отношения в обществе к человеческому телу. Текстиля вокруг нас так много, что он становится почти незаметным, как воздух. И возможно потому в текстильном дизайне четко отражаются принципы течения Art&Craft — “Искусство и ремесло». Картиной только любуются, ткани же, материалы можно приблизить к себе, проведя рукой по грубой колючей пряже гобеленов Саши Стояновой или по нежной шелковой поверхности изогнутых мягких ракушек инсталляций Кфира Шабата.
Эта выставка, как рулон ткани, разворачивается постепенно. Каждый новый разворот – новые идеи и новые впечатления: образ рождается из свойств материала, диктуется материей. К волокнам из хлопка, шерсти, льна, шелка, джута и других натуральных материалов в наше время прибавились волокна из нейлона, полиэстера, лайкры, металла, стекла и стали. Текстиль может порхать как бабочка, стать жестким корсетом, кровавой инсталляцией, сетью и рисунком. Ткань может быть бесформенной и жесткой, чувственной и нейтральной, теплой и холодной. Ткань (одежда) нас защищает и заполняет пространство, и еще создает для нас же новую эстетику, хотя текстиль – это повтор, шаблоны и модели. И в то же время сегодня – воплощение того, что было описано в уже ставших древними фантастических романах.
Очень талантливо, но талантливые студенты уезжают из Израиля или работают с зарубежными компаниями. Израильскую текстильную промышленность постиг крах, а дизайн текстиля процветает, благодаря факультетам текстиля в Израиле и международному успеху израильских дизайнеров по тканям и текстилю. Выставка «Вплетены в сознание» объединила работы художников, дизайнеров, ювелиров и мульти-дисциплинарных художников, радикально взломавших границы между образом и материей в поисках новых путей выражения и измерения времени и пространства.
Выставка «Вплетены в сознание» продлится до 15 июня 2014 года. Куратор — Ирена Гордон.
Часы работы музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, среда — с 10.00 до 16.00; вторник, четверг и суббота — с 10.00 до 22.00; пятница – с 10.00 до 14.00. Вход для детей до 18 лет – бесплатный.
Сайт музея «Эрец-Исраэль» — http://www.eretzmuseum.org.il
Телефон для справок — 03-6415244
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Маша Хинич. Фотографии Леонида Падруля предоставлены пресс-отделом музея «Эрец-Исраэль»