Зимний фестиваль джаза на Красном море в 2015 году пройдет уже совсем скоро – с 19 по 21 февраля в залах гостиничной сети «Исротель» в Эйлате. И это «скоро», эта скорость – повод посетовать на то, как бежит время. Как всегда не верится, что так быстро. Фестиваль пройдет уже в пятый раз – зимняя редакция летнего, гремящего и шумящего раскаленного джаза. Куда как более спокойная, камерная и интимная версия.
Маша ХИНИЧ
И не всегда джазовая, потому что руководитель фестиваля Дуби Ленц – знаток и поклонник музыки мира — приглашает на свой фестиваль не только маститых-именитых джазистов из разных стран мира, но и молодых израильских музыкантов, исполняющих музыку от инди-рока до афро-джаза. Об этих музыкантах и пойдет речь ниже.
Ватные зимние облака слегка приглушают басы, но 18 выступлений пройдут по расписанию в течение трех вечеров. Всего на фестивале будут представлены 13 разных программ, некоторые (зарубежных исполнителей) — по два раза. В программе – джаз и не только. Фестиваль — это возможность участвовать в мастер-классах, ходить на ночные джем-сейшны и слушать хорошую музыку три дня и три вечера подряд от лучших музыкантов, приглашаемых Дуби Ленцем, о котором написано уже столь много, что напомню только то, что именно он стал первым в Израиле пропагандистом музыки мира, world-music, красками которой и окрашен этот джаз-фестиваль.
Ленц десятилетиями вел и ведет радио-программы о джазе и музыке мира, в том числе и популярнейшую программу «Все течет» («Хаколь зорем»), посвященную музыке мира), и ухитряется каждый год придумать что-то новое-фестивальное. Он был художественным руководителем известнейшего израильского фестиваля «Слышим мир» и десятка других, входит в совет директоров европейского форума руководителей фестивалей этнической музыки, и за свою деятельность (помимо признания публики) награжден, среди прочего, званием рыцаря от правительства Франции. Надеюсь, что вы уже поняли, что на фестивале будет не только джаз, но и все то, что рядом с ним. Не стоит раскладывать музыку по многочисленным полочкам жанров и течений. Есть хорошая музыка и плохая — и никто не может опровергнуть этот простой постулат. А хорошая музыка, это не только джаз. А рядом с джазом — публика, приезжающая в Эйлат уже пятую зиму подряд на фестиваль, на котором возникает чувство причастности к тому, что все – музыканты и слушатели — создают некое джазовое поле в Израиле, в Эйлате, в феврале, где уже традиционно выступают молодые израильские музыканты, в том числе и те, чьи дебюты состоялись относительно недавно. Итак: вот они – хотелось бы написать «герои израильской джазовой сцены» — но не будем столь высокопарны. А поедем в Эйлат, послушаем и составим собственное мнение.
Тамар Айзенман. Photo: Zohar Ralt
Тамар Айзенман
Тамар Айзенман – безусловный лидер израильского инди-рока в его женской ипостаси, самая многообещающая из рок-героинь Израиля. Ее композиции – микс заводного гитарного саунда и чувственного фанк-грува. Свою первую гитару она выпросила у родителей, когда ей было всего 6 лет. Сейчас, в возрасте 34 лет, с уже тремя успешными альбомами, Тамар работает в рамках собственного стиля, назвав его “хип-рок” — сочетание проникновенных лирических текстов и классического рока и блюза. Тамар Айзенман, родившаяся в Иерусалиме, выросла в Сан-Франциско, где сильны традиции фолка, кантри и фанка. Еще в детстве она поняла, чем будет заниматься, когда вырастет. К семнадцати годам она, наконец, поняла и ради кого взяла в руки гитару – ради Ани Дифранко, иконы феминистского движения Америки и одной из лучших авторов-вокалисток 90-х. На творчество Тамар также повлияли такие исполнители, как Carole King, Ben Harper, Suzanne Vega, The Cure, Eric Clapton и другие. Благодаря своему музыкальному детству в далекой западной стороне, Айзенман до сих пор смотрится некой чужестранкой на израильской музыкальной сцене. Ее музыка скроена по лекалам американского рока – что означает, что Тамар Айзенман мастерски владеет искусством игры на гитаре и может составить конкуренцию многим рок-исполнителям мужского пола.
В одном из недавних интервью Тамар вспоминает: «Оглядываясь назад, я думаю, что всегда хотела стать чем-то большим, чем просто «девушка с гитарой». Я не пыталась подражать Ани, но она полностью изменила мое отношение к рок-музыке, а заодно и мое мировоззрение в целом. Она показала, что можно сделать в одиночку».
«Музыка универсальна, — продолжает Тамар. — Она принадлежит всем. Это не только другой язык, но и перевод наших мыслей, чувств, мечтаний, путеводитель по эмоциям. Несмотря на всю сложность и загадочность этого искусства, оно настолько чистое, что каждый раз поражает меня. Звуки и ноты, могли бы служить лучшим отражением нашего существования на этой планете».
Тамар Айзенман ловко смешивает стили и жанры, она ранима и жестка в своей музыке, застенчива, но в то же время смело увлекает всех в увлекательное путешествие в мир джаза, рока, фолка и блюза. В Эйлате Тамар Айзенман представит песни, как своего последнего диска, так и композиции из предыдущих альбомов. Так что не упустите редкий шанс услышать нежный и искренний женский рок.
“Hit Me ” — Tamar Eisenman
Концерт Тамар Айзенман пройдет в зале «Чаплин» гостиницы “Исротель Ройял Бич” в четверг, 18 февраля в 23.30
Shalosh. Photo: Gilad Bar Shalev
Shalosh
Shalosh – «Шалош» — то есть «три», то есть трио. Трио, основанное тремя друзьями детства, каждый из которых, повзрослев, стал музыкантом: Гади Штерн – пианистом, Даниэль Бен-Зоар – басистом и Матан Асаяг — барабанщиком. Сейчас все трое из трио курсируют между Тель-Авивом и Нью-Йорком, играя прогрессивный акустический джаз, стремясь расширить его границы. Их авторский стиль – это прекрасная смесь рока, классики, электронной музыки, этнической и восточной. Недавно вышедший дебютный альбом «The Bell Garden» привлек всеобщее внимание, получил теплые отзывы и крутится в радиопрограммах и по интернет-трансляции в Израиле, Бразилии, Великобритании, Польше, Германии, Австрии и США, продается в Японии, в Европе и в Америке.
Три музыканта в «Shalosh», несмотря на коллективность, сохранили каждый индивидуальную виртуозность, показывая при этом класс ансамблевой игры. Их музыка – это попытка укрепления душевных связей, попытка преодолеть отчуждение интеллектуальных барьеров и создать подлинные и чистые эмоции. Кстати, эти музыканты участвовали и в двух последних иерусалимских фестивалях «Jazz-Globus».
Shalosh — Eulogy
www.shalosh.net
Трио «Shalosh» выступит в субботу, 21 февраля, в 16-00 в концертном зале гостиницы «Мелех Шломо»
Луна Абу Насар. Photo: Yifat Grizman
Луна Абу Насар
Луна Абу Насар – молодая израильская гитаристка и вокалистка, чей дебютный дигитальный альбом с песнями на арабском и иврите вышел всего год назад. Она сочетает в своем творчестве музыку электронную, арабскую, рок и фолк, и получается у нее это практически волшебно. Начала она выступать в составе мульти-лингивистической хип-хоп группы с чудесным названием «System Ali», исполняя песни на иврите, арабском, русском и английском языках – на всех тех языках, на которых говорят в Яффо, где Луна Абу Насар – арабка-христианка, родившаяся в Нацерете, — и живет сейчас, доказывая, насколько освежающей может быть музыкальная смесь, подобная ее композициям, если их исполнять искренне и с чувством.
Вместе с ней в Эйлате выступят перкуссионист Став Липиц и гитарист Дрор Ротем. Их концерт пройдет 20 февраля, в пятницу, в 17-00 в зале «Чаплин» гостиницы «Исротель Ройял-Бич». Приятного прослушивания — http://lunaabunassar.bandcamp.com/
Luna Abu Nassar — 2 — Asaper Lakh
Рона Кейнан. Photo: Bruno Migliano
Рона Кейнан
Певица, гитаристка и автор песен Рона Кейнан — несомненно, одна из лучших израильских музыкантов. Она хорошо известна всем израильским меломанам и в суперлативах не нуждается. Рона Кейнан занимает центральное место на израильской сцене, ведя со слушателями диалог с помощью песен – доверительных и уютных. Из всей пестрой компании молодых израильских исполнителей, выступающих на 5-м зимнем джазовом фестивале в Эйлате, 35-летняя Рона — самая известная. Пожалуй, она не менее знаменита, чем ее отец – писатель, журналист и художник Амос Кейнан, скончавшийся несколько лет назад. Уже десятилетие прошло с момента выхода ее дебютного альбома – и у Роны уже три золотых диска в обойме. Публика запомнила ее со дня первого выхода на сцену, когда ей был всего 18 лет, на вечере, посвященном творчеству поэтессы Йоны Волох. Связь между поэзией и музыкой осталась главной осью в творчестве Роны Кейнан, успевший за эти годы выступить на сцене со всеми ведущими израильскими музыкантами, в том числе и с Гиди Говом и Асафом Авиданом и, конечно, с Тамар Айзенман, с которой они вновь встретятся в Эйлате.
Rona Kenan. Waltz
www.ronakenan.co.il
Концерт Роны Кейна пройдет в пятницу, 20 февраля, в 21.45 в зале «Чаплин» гостиницы «Исротель-Ройял-Бич»
Shabate. Photo: Zohar Ron
Shabate
«Шабате» — это квинтет эфиопского, африканского джаза и соула, замешанных на еврейской литургической поэзии. Уже нескучно, особенно учитывая то, что в составе квинтете – саксофонист и блюзист Абате Бериун, приехавший в Израиль в начале 1990-х, бросив в Эфиопии не только дом, но и международную карьеру. В Израиле он обрел и новый дом, и новое сценическое признание, и новый ансамбль. Вместе с басистом Асафом Хакими и тремя талантливыми музыкантами — ортодоксальными евреями клавишником Давидом Эдда, перкуссионистом Яромом Иттахом и ударником Алоном Йоффе — они творят необычную музыку, соединяющую этно-джаз и традиционную еврейскую духовную музыку, проводя музыкальный эксперимент, некоторых доводящих до экстаза. Звучат библейские тексты на амхарском и иврите – звучат, как музыкальный дневник, как записи личных путешествий каждого из музыкантов по кругам разноцветной культурной израильской арены.
Shabate-“music”
Абате Бериун – саксофон и вокал
Давид Эдда — клавишные
Асаф Хакими — бас
Яром Иттах — перкуссия Percussions
Алон Йоффе — ударные
www.shabatemusic.com
Концерт квинтета «Shabate» состоится в четверг, 19 февраля в 21.45 в зале гостиницы «Мелех Шломо»
Хагай Коэн-Мило. Photo: Claudio Marquez
Хагай Коэн-Мило и «Пингвин»
Молодой, талантливый и пылкий контрабасист Хагай Коэн-Мило — виртуоз, исполнитель, импровизатор и композитор. Он любит эклектику, зажигательные ритмы, задорное веселье и эмоциональный заряд ближневосточных мелодий, умело сочетает традиции фольклора Востока и джазовый лексикон. Когда ему исполнилось 20 лет, он переехал в США, пять лет назад окончил Консерваторию Новой Англии в Бостоне и с тех пор участвовал в записи более двух десятков альбомов, пополняя музыкальную палитру этническими элементами. Полгода назад вышел его дебютный альбом с благородным названием «Пингвин».
Сейчас Хагай Коэн-Мило живет в Нью-Йорке, где уже несколько лет работает с профессиональными танцорами, разработав междисциплинарный метод импровизации под названием MakeSpeak, соединяя в импровизации музыкантов и танцоров, мелодию и танец. Он также сочиняет музыку для балета и кино и сотрудничает с другими музыкантами, такими как пианист Омер Клейн, с трио Ротема Сивана и с группой «Бустан Авраам». «Когда мне было 12 лет, — говорит Коэн-Мило, — единственное, что я хотел — играть музыку со своими друзьями. Многое с тех пор поменялось, изменился мой музыкальный стиль, инструмент, знания, но до сих пор мне важнее всего играть музыку с моими друзьями».
Хагай Коэн-Мило уже выступал в Карнеги-Холл и в клубе Birdland в Нью Йорке, принимал участие в джазовых фестивалях в Европе, США, в Канаде, в Мексике и дома – в Израиле. Со своей группой Secret Music Project он выступал на ведущих мировых музыкальных фестивалях, таких как Aspen Music Festival, the Atlantic Jazz Festival в Канаде. И вот – Эйлат!
Надав Ремез — гитара
Йонатан Альбалак — гитара
Хагай Коэн-Мило — бас
Амир Бреслер – ударные
www.hcmmusic.com
Хагай Коэн-Мило и его ансамбль – четверг, 19 февраля, «Исротель-Театр» в гостинице «Ройял Гарден».
Заказ билетов: http://www.zappa-club.co.il/ и телефон *9080
Официальный сайт фестиваля: www.redseajazzeilat.com