ИДЕОЛОГИЯ В СИМВОЛАХ
В павильоне этнографии Эрец-Исраэль появилась новая постоянная экспозиция: “Местная иудаика”, где представлены предметы быта и артефакты, сделанные в самой Эрец-Исраэль в точно определенный кураторами период: с 1880-х годов по 1967-й.
Предметы иудаики, без которых уже невозможно представить наш повседневный быт, давно стали частью музейных экспозиций. Разные, неожиданные и очень презентативные выставки иудаики проходят несколько раз в год в различных музеях и в галереях, представляющих как частные собрания, так и коллекции из запасников. Одна из таких коллекций выставлена с прошлой недели в качестве новой постоянной экспозиции в павильоне этнографии в музее Эрец-Исраэль в дополнение к прежним постоянным экспозициям, постепенно наполнивших восемь павильонов музея, основанного в Рамат-Авиве еще в 1958-м году – на тогдашней северной окраине Тель-Авива рядом с археологическими раскопками Тель-Касила – филистимлянского города 12 века до нашей эры, включенными в территорию музея. Те раскопки начатыми точно в год возникновения государства – в 1948 году. Через 10 лет на их территории возник музей, изначально называвшейся «Музеон Ха-Арец». Открыл его Исраэль Роках, бывший мэром Тель-Авива в период с 1936 по 1953 год. Первый павильон музея был посвящен коллекции изделий из стекла – частному собранию Вальтера Мозеса, умершего в 1955 году.
Вальтер Мозес приехал в Эрец-Исраэль из Германии в 1926 году, был известным промышленником, но куда больше бизнеса его занимало собрание стекла, которое он хранил в своей квартире на улице Бограшов в Тель-Авиве, продолжая пополнять ее ценными археологическими экспонатами, купленными в Эрец-Исраэль и других странах. Несмотря на то, что Вальтер Мозес получал предложения от многих музеев мира выставить свою коллекцию, он решил передать ее в дар Тель-Авиву, «городу, где расцветает промышленность и торговля, городу, который также должен стать культурным центром страны». Вышло все точно по завещанию Вальтера Мозерас, перадавшего свою редкую коллекцию стекла, а также богатейшую библиотеку по искусству и археологии, муниципалитету Тель-Авива – с условием, что для коллекции и библиотеки будет построен музей. Исраэль Роках многие годы был дружен с Вальтером Мозесом, который назначил его и Феликса Розенберга (Пинхаса Розена) своими душеприказчиками.
В своем завещании Мозес обрисовал план музея, его отделы и даже указал состав директоров, написав, в частности, следующие слова: «В Тель-Авиве должен быть построен музей археологический и этнографический. Особое внимание следует уделить культуре Эрец-Исраэль, стран Ближнего Востока и Средиземноморья. Отдельно должен быть выстроен павильон, в котором экспонаты из стекла от доисторических до сегодняшнего дня. Музей обязан вести научные и исследовательские работы на международном уровне и собственные археологические раскопки».
С годами на территории музея, директором которого стал генерал-майор запаса, министр Рехавам Зеэв (Ганди) были возведены различные павильоны: в 1959-м году – павильон стекла, в 1962-м – нумизматики, в 1963 – этнографии и фольклора, в 1966 – керамики, в 1982 – «Человек и его мир». В 1983 году был построен археологический «павильон меди» – павильон Тимны, где раскопки велись под руководством археолога и фотографа Бено Ротенберга, открывшего павильон. В 1998-м году был возведен «павильон коллекции Александра», посвященный истории почты и почтовых марок, в 2006-м году был открыт павильон Ротшильда для периодических выставок. В библиотеке музея – более 30 тысяч книг на темы истории еврейского народа, искусства и археологии Эрец-Исраэль. Всего же в музее выставлены 103 тысячи экспонатов, площадь экспозиций – около 6000 квадратных метров. К ведению Музея Эрец-Исраэль относятся еще четыре музея: Музей древностей Тель-Авива-Яффо; Музей истории Тель-Авива-Яффо; Дворец независимости – здание на бульваре Ротшильда, где в 1948-м году было провозглашено государство Израиль; и Музей театра.
В эти дни в павильоне этнографии музея появилась новая постоянная экспозиция: “Местная иудаика”, где представлены предметы быта и артефакты, сделанные в самой Эрец-Исраэль в точно определенный кураторами период: с 1880-х годов по 1967-й. Предметы, часть которых сегодня воспринимается как забавные безделушки, исторические сувениры или как наследие из бабушкиных сундуков – на деле полноправная часть прикладной иудаики и, пожалуй, самая понятная и наглядная часть.
Экспозиция полна неожиданных вещиц, собранных по частных коллекциям, извлеченных из запасников, купленных в свое время музеем. Каждую стоит взять в руки (хотя смотрители не дадут) и долго рассматривать, ощущая через десятилетия, прошедшие с момента изготовления, с того времени, когда эти удивительные, забавные, наивные и искусно сделанные вещи вышли из мастерских, тепло рук ремесленников и художников, и всех поколений, хранивших эти вещи как семейные реликвии, зажигавших свечи в этих подсвечниках и ханукальных светильниках, или пользующихся металлическими окладами для молитвенников. Или украшавших квартиры ковриками с вытканным Герцлем, мечтательно смотрящем в сионистское будущее с того самого базелевского балкона. Это если эмоционально, а если сухо и фактологично, то экспозиция посвящена развитию производства предметов иудаики в Эрец-Исраэль с 80-х годов 19 века, со времен первой алии и до 60-х годов века прошлого. Основной акцент экспозиции сделан на вклад волн репатриации из разных стран в производство предметов иудаики в самой Эрец-Исраэль и через быт – в развитие новой израильской местной культуры, в новый символизм предметов иудаики, в их обновленной дизайн. Как хорошо, что в 19-м веке слово дизайн было не в ходу, и использовали тогда куда как более правильное в данном контексте слова ремесло и мастерство. Все эти предметы были функциональны – их делали не ради чистого искусства, они были необходимы и в культуре и в тогдашнем бытовом и общественном укладе, когда столетиями, а может и тысячелетиями складывавшиеся традиции стали изменяться в русле нового тогда сионистского движения после конгресса в Базеле, еще не ставшего темой для ковроткачества, но чьи идеи уже осуждались писателем и философом Ахад ха-Амом, призывавшего рассматривать сионизм в контексте традиций и истории. В своей книге “Сионизм в контексте истории” Аха ха-Ам критиковал теоретические и прагматические аспекты концепции политического сионизма. Возглавив позже направление “духовного сионизма”, Ахад-ха-Ам уповал на сохранение духовных ценностей. Получилось ли сохранить духовные ценности – время покажет, но вот что точно сохранилось благодаря музею и его павильону этнографии – так это материальное подтверждение того, как легко отлить идеологию в бронзе и превратить ее в вещи, которые сейчас могут вызвать усмешку своей наивностью и тем, что они так похожи на приметы любой идеологии. Недаром один из подсвечников словно слеплен с мухинской скульптуры “Рабочий и колхозница”, другой сделан из приклада и патронов, цветные картинки похожи на детские рисунки к азбуке, а медные и бронзовые сувениры – на воплощенные в трехмерном виде краеугольные камни другой бывшей “героической” эпохи.
Любая идеология, по-видимому, принимает похожие, а порой и совсем идентичные зримые формы, особо в меди. Не только идеи носятся в воздухе, но и образы, и способы их претворения в видимое трехмерное. Художественные и прочие параллели неизбежны. И одновременно, эти вещицы – часть нашей истории, и часть попыток создать “нового еврея” и отречься от старого ишува. Попытки эти уже забыты, но за развитием их можно проследить на выставке: фигурки Маккавеев и героев ТАНАХа постепенно заменились фигурками солдатов ЦАХАЛа, новыми израильскими героями – пионерами, сабрами, кибуцниками (само по себе использование человеческих фигурок в предметах иудаики также достаточно удивительно), а Стена плача, менора и Башня Давида сменились зданиями Еврейского университета.
Все эти предметы – от тщательно выполненных предметов искусства до простых и грубоватых предметов бытия – все это вместе уже стало чистой историей вне зависимости от уровня мастерства, ремесла и относительно недавно выдуманного вне всякой связи с идеологией того самого дизайна. А хрупкое материальное отражение истории в столь небольших размерах достойно быть помещено в музей, что, собственно говоря, и сделано. Это было снова эмоциональная часть. А если официально, то новая постоянная экспозиция отражает меняющееся символическое представление идеологии и экзистенциальный характер изменений.
Раздел “Местная иудаика” в павильоне этнографии стал продолжением постоянной экспозиции, посвященной израильским и еврейским праздникам, тому, как их отмечали в городах и кибуцах, и тому, как сочетались традиции и халуцианство. А все вместе дополняет общую картину нашего местного этнографического мира и порадуют тех, кто любит литографии Зеэва Рабана, дух старого “Бецалеля” и сокровища из бабушкиных сундуков.
Часы работы музея: с воскресенья по среду – с 10.00 до 16.00, по четвергам – с 10.00 до 20.00 (павильон этнографии и фольклора – до 16.00), по пятницам и субботам – с 10.00 до 14.00. Телефон для справок – 03-6415244
Сайт музея – http://www.eretzmuseum.org.il/
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Эрец-Исраэль. Фото: Леонид Падруль
Маша Хинич