ПРОБЛЕМЫ СТРАТИФИКАЦИИ ЖИВОПИСНЫХ МАКАРОН
«У итальянца в голове только две мысли; вторая – это спагетти» – как-то язвительно заметила Катрин Денёв, на что Софи Лорен ответила “Всем, что вы видите, я обязана спагетти”
Правильнее всего сразу предупредить, что Никола Болаффи рисует макаронами. Там, где другие используют всевозможные ухищрения, модные краски, особые кисти, подробные текстовые объяснения и вычурные рамки, Никола Болаффи добивается эффекта и воздействия при помощи спагетти, монохромных красок и выдумки, достигая в своих живописных (иначе и не скажешь) работах многомерности, глубины, игры света и тени и того самого воздействия на зрителей, когда каждая картина заставляет остановиться, буквально “прилипнуть” к ней и воскликнуть “не верю!” Потому что поверить, что эти притягивающие внимание полотна нарисованы спагетти невозможно, даже услышав об этом от самого художника.
Выставка “Действие и материя” итальянского художника Никола Болаффи из Турина открылась несколько дней назад в тель-авивской “Ermanno Tedeschi Gallery” на улице Лилиенблюм. Сухие ломкие палочки спагетти – и основа картин, и средство, которым Болаффи может удивить зрителей и остаться художником в полном смысле слова – с испачканными краской руками и горящим взором.
Болаффи с его спагетти в качестве выразительного средства – настоящий художник, разработавший свою философию и символику из изломанных хрупких предметов. Называть кого-то художником в наше время – не анахронизм ли это? Новые технологии, видео- и интерактивные инсталляции – не они ли определяют мэйнстрим современного искусства? Краски, темпера, холст отходят в область анахронизма, каноны меняются. Плоские красочные холсты, которые можно повесить на стенку, отправлены в прошлое. Но вряд ли на стенку повесят рассуждения о постмодернизме, социальном расслоении в обществе и живописи или о влиянии дематериализации на всё сущее. Раньше или позже мы возвращаемся к некой начальной точке, к простому утверждению, что живопись должна быть красива, что не означает отрицания чего-то нового и постоянных поисков в рамках своих представлений. Не подумайте, что это пессимистическое отступление в духе финансового кризиса на фоне всеобщей рецессии в искусстве, когда музеи закрываются от сокращения бюджетов, а галереи относятся к искусству как к бизнесу. Просто настала, видимо, пора вспомнить о материальном и вещественном, о живописи, которую можно потрогать руками – о таких работах, какие делает Никола Болаффи, впервые представляющий свои картины в Израиле сразу после выставки в Риме и перед выставкой в Турине.
Волны густой краски со спрятанными в них слоями раскиданных вольно или разложенных определенно спагетти в претворении теорий – оптимистичных и пессимистичных – на картинах Никола Болаффи становятся визуальным достоянием всех зрителей, сосредотачивающихся на деталях, спрятанных в геометрических абстракциях, в строгой двумерной направленности полотен, в интенсивном цвете – очень теплом или очень холодном. Настоящая живопись, а вовсе не реклама макаронных изделий фирмы Barilla, да и сами спагетти просто растворяются в трехмерной разноцветной воздушной глубине этих экспрессивных и столь материальных работ.
Для Никола Болаффи сам факт творения – то есть действия – очень важен. Действие – такая же полноправная составляющая его работ, как и краски, и спагетти, и холст. Кстати, спагетти он не любит – слишком часто варил их себе, когда у него оставалось всего полчаса перерыва на ланч между уроками тенниса и уроками живописи.
36-летний Никола Болаффи родился в Турине в состоятельной семьи и по настоянию родителей получил две академические степени по политологии. Рисовать он начал с 15 лет, но начать заниматься живописью профессионально смог довольно поздно, забросив political science. Он начал зарабатывать на жизнь уроками тенниса в утренние часы, а вечерами сам учился живописи у частных педагогов. Отец Николы Болаффи – известный туринский коллекционер и издатель книг по искусству, журналов и каталогов. Никола не только рисует, но и пишет книги: его книга для детей вышла в 2006 году, а сейчас готовится к изданию “взрослый” роман.
Его работы – это не раскаяние несостоявшегося кулинара или политолога, а попытка выразить свою философию, свое мировоззрение, свое видение живописи. Почему через спагетти? На то есть причина. Примерно до 2007 года Болаффи рисовал “обычные ” картины – на самом деле не обычные, но красками – маслом, акриликом и темперой, на гране между абстракцией и фигуративной живописью. В 2007 год он попробовал добиться большой выразительности, попытался выскочить из плоскости, приклеивая на холст квадратные кусочки скотча жесткой мочалкой, покрывая их краской. От скотча – к спагетти, как и почему – Никола уже и сам не помнит: просто искал строгие геометрические элементы. Через два года – в 2009-м – Болаффи вовсю уже экспериментировал, создавая из спагетти полотна от совсем небольших до двухметровых, рисуя ими фигуры, вызывающие множество ассоциаций, поначалу сочетая полосы спагетти с красочными промежутками, перейдя потом к чисто “макаронной” поверхности. Сначала он рисовал в почти бесцветной – бело-серой палитре, потом перешел к цвету. Его работы интерактивны не менее, чем видео-арт или инсталляции, но куда экспрессивнее, а разлетающиеся разноцветные спагетти и простые геометрически повторяющиеся формы создают почти психоделический эффект движения. И все это – не шутка, это действительно так, хотя мало кто верит, пока не увидит сам.
“Спагетти – мой новый цвет, цвет твердый и хрупкий, – говорит Никола Болаффи. – Это твердость и хрупкость, это материальность и зримые ощутимые действия. Я ломаю спагетти, распределяю их по полотну, склеиваю и эти действия становятся моей философией, символикой, знаками моих абстракций. Меня очень интересует проблемы стратификации – то есть взаимодействия слоев, их наслоения и расслаивания, залегания определенных знаков в этих слоях. Благодаря форме спагетти – тонким и четким, сами работы также получаются чистыми и точными. Первая выставка этих моих новых работ прошла в Турине в 2007-м году. А совсем недавно я участвовал в выставке в центре Барбикан в Лондоне – в большой экспозиции современных итальянских художников, приуроченной к Олимпиаде. В прошлом году мои полотна выставлялись на бьеннале в Венеции и в Швейцарии. Конечно, все меня спрашивают, почему спагетти? Из-за твердости материала и формы. Я, как итальянец, знаю всё о кампанелле, пенне, ригатони, каннеллони, каппеллетти, конкильи (У Николы есть живописные работы – летящие полукружия – точь-в-точь казаречче). Я пытался найти что-то свое, оригинальное – и нашел: хрупкое, простое, понятное и дающее возможность множества вариаций”.
*****
“Ermanno Tedeschi Gallery” принадлежит известному итальянскому арт-диллеру Эрманно Тедески. Эрманно Тедески – сионист, активный деятель еврейской общины в родном Турине, известный юрист, финансист, политик Италии, любит Израиль, прекрасно разбирается в современном искусстве и обладает особым талантом находить молодые таланты. Многие годы он возглавлял Итальянское общество друзей Тель-Авивского музея. Первый раз Тедески побывал в Израиле в возрасте 14 лет – добровольцем в кибуце. И на первые заработанные в 14 же лет деньги купил первую картину свой будущей коллекции – работу Энрико Де Париса. Тедески дружен с Артуром Шварцем – тем самым, кто передал в дар Музею Израиля свою коллекцию дадаизма и написал вступление к каталогу выставки “World”. Дружен он и с Эдгаром Керетом – тот написал рассказ к каталогу выставки одного их подопечных художников – Валерио Беррути – на прошлогоднем Венецианском биеннале. Тедески выставляет в Италии работы Менаше Кадишмана и других израильских художников своих галереях в Турине, Милане и Риме. Галерея в Тель-Авиве – четвертая по счету и первая за границей. Эрманно Тедески отдал предпочтение Тель-Авиву перед Нью-Йорком, решив что “галерейная” жизнь здесь интереснее и любопытных ценителей искусства больше. А его мнению, что по темпу жизни и интересу к искусству Тель-Авив обогнал Нью-Йорк, можно верить. Начиная с 2001 года, когда Тедески окончательно отошел от политики, каждые 2-3 месяца он открывал новые выставки в своих галереях в Риме, Милане и Турине.
Выставка Никола Болаффи в галерее Эрмана Тедески продлится до 3 октября
Часы работы “Ermanno Tedeschi Gallery”: понедельник – четверг с 10.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00, в пятницу – с 11.00 до 14.00.
“Ermanno Tedeschi Gallery” – Тель-Авив, улица Лилиенблюм, 3, телефон 03-5170344
Сайты “Ermanno Tedeschi Gallery”
http://www.etgallery.co.il/
http://www.etgallery.it/
http://www.etgallery.it/artista/nicola-bolaffi/
Маша Хинич