«Как быстро в моей жизни все стало слишком поздно»
Маргерит Дюрас. «Любовник»
Что такое видео-арт? Синхронизация видео и звука? Или Moving image и time-based art – новая форма современного изменчивого искусства, различные аспекты движущихся картинок? Или то политическое искусство и новая медиа, основанная на быстро развивающихся технологиях? Видео стало центральной ареной современного творчества, игрой отношений между имиджем и текстом на экране, который в свою очередь сам становится частью инсталляции или перформанса. Все эти вопросы отражают сегодняшнюю ситуацию абсурда во всем и везде, в том числе и в бегстве от старых устойчивых канонов в сторону изменчивого видео.
Маша ХИНИЧ
Итак, еще раз – что такое видео-арт? Не торопитесь отвечать, потому как лучшие умы планеты среди коллекционеров и любителей искусства все еще думают, что же это такое, несмотря на то, что этому time-based art
уже 50 лет. Искусство, основанное на времени или оперирующее временем: перформансы, видео-арт и медиа-арт. Форматы, где время становится одним из компонентов искусства. Видео-работу невозможно оценить, бросив мимолетный взгляд. Видео требует посвятить ему время. Так что не ломайте головы, найдите время для time-based art и сходите в Тель-Авивский музей, где 30 марта открывается выставка видео-арта «Turn On» из коллекции Юлии Стошек – молодой собирательницы этого искусства, восемь лет назад основавший в Дюссельдорфе в Германии свой частный и пока что единственный в своем роде музей видео, 22 работы из которого привезены (то есть пересланы на флэшке) в Тель-Авив. Почему именно в Тель-Авив? «Потому что, — говорит Юлия Стошек, — Тель-Авив – молодой и динамичный город, и где, как ни здесь, стоит показать коллекцию этого жанра искусства – столь же динамичного, быстро меняющегося, все еще нового и молодого. Мне хочется сохранить эти работы, донести их следующему поколению, вырастить молодых художников. При этом, моя коллекция — долгосрочный проект, и коллекционирование для меня — очень эмоциональный процесс. Я собираю видео-работы, потому что я верю, что это медиа моего поколения. Дух времени играет важнейшую роль в моей коллекции». Вторая причина экспозиции коллекции Юлии Стошек в Тель-Авиве та, что в этом году отмечается 50-летие восстановления дипломатических отношений между Израилем и Германией.
Несмотря на изменчивость моды и предпочтений, преемственность в искусстве еще заметна, и при желании в 22 представленных на выставке «Turn On» работах можно разглядеть отклик и перекличку с традициями искусства прошлого, штрихи и царапины, оставленные изучением классических живописи и скульптуры и современных фотографии, кино и литературы — женской литературы, потому как выставка очень «женская». И потому, что ее вдохновительницы – три женщины (сама Юлия Стошек, куратор Рут Директор и Сюзан Ландау – рукводитель Тель-Авивского музея), и потому, что более половины представленных работ сделаны женщинами-художницами, и потому что большая часть работ «Turn On» — феминистского толка, что совсем неоднозначно, потому что темы феминистки выбирают зачастую жестокие и тяжелые. И потому, что общая протяженность всех видео-работ на выставке – 4 с половиной часа: только у женщин хватит терпения все посмотреть. Продолжительность отдельных работ на выставке очень разная — от полутора минут до часа. Впрочем, время просмотра можно растянуть на несколько визитов в Тель-Авив – выставка продлится до конца августа 2015 года.
Коллекция Юлии Стошек из ее музея в Дюссельдорфе — одно из самых заметных и престижных собраний видео-арта. Частная коллекция искусства в области нерутинной, нестандартный и даже нестационарной: коллекция в жанре нового медиа – видео, time-based art искусства. Вообще-то в собрании Юлии Стошек есть и скульптуры, фотографии, перформанс и инсталляции, но все это – обрамление для семи сотен видео-работ, сделанных в период с конца 1960-х годов до наших дней. Выставка «Turn On» посвящена современной части коллекции: помимо двух работ 1998 года, все остальные были созданы в течение последних пятнадцати лет, то есть уже в 21-м веке. Работы отражают взгляд на новое искусство разных поколений художников – и ретроградов, и тех, кто быстро сориентировался в быстро развивающейся технологической среде. Видео, как никакое другое искусство, зависит от инноваций, несмотря на корни, крепко сидящие в кино, анимации, живописи, театре и интернет-графике. И от политики: moving image лучше других способов изображения отражает политические изменения в обществе.
22 представленные на выставке «Turn On» работы были созданы 17 художниками видео-арта из Европы и США. Для кого-то из них видео-арт – главная сфера приложения сил, для других — одна из медий. Про женскую идентичность и див видео-арта, телесность первых работ, экзистенциальность и прочие «измы» прекрасного гендер-видео уже намекалось. Но то — в подтексте, а на поверхности — борьба полов и борьба за власть, борьба между личностью и обществом, соревнование в творчестве, традиции не то чтобы нарушающее, а взрывающее. Недаром, заглавная работа выставки, встречающая зрителей еще в фойе – огромная проекция на стену высоко над головами «Героя» Марины Абрамович. Сама художница взлетает ввысь на белом коне с белым стягом в руках. На деле, это метафорическая фигура из рассказа о том, как встретились родители Марины Абрамович – в зимнем лесу в Югославии, когда оба были партизанами во Вторую Мировую войну. Печальная и красивая история, белый пегас из которой напоминает о том, что Марина Абрамович первой прорвалась пространства с видео и перформансом в «белый куб» привычного ранее музейного, а вслед за ней Моника Бонвичини просто разбила стены музея молотком, что демонстрируется на следующем видео – уже в самом зале выставки «Turn On», где работы представителей классических позиций периода становления видео-арта сменяются видео-видением современных адептов этого искусства, главное для которых темы внутреннего и внешнего разрушения и созидания.
Элементы кино и театра присутствуют во многих работах. Не случайно вспомнились строчки из романа Маргерит Дюрас – в какой-то момент эта французская писательница начал снимать кино, и одна из работ Моники Бонвичини – это видео-парафраз наиболее известного фильма Дюрас «Разрушать, говорит она». Дигитальной сюрреалистической атмосферой насыщена вся выставка – даже шуточная анимация и инсталляции, составленные из видео-экранов.
Само выставочное пространство переделано под характер и темы видео-работ: цвет стен, пуфы для зрителей, подача звука, сопроводительные тексты-объяснения, форма комнат, проекция на стены или на экраны – учитывая все это, видео превращается в живую инсталляцию-скульптуру. Пространство и время умножаются на количество экранов. «Белый музейный куб» адаптируется к особенностям изменчивого жанра, превращаясь в иную игровую среду. А само название «Turn On» — это название видео-работы Адриана Пачи 2004 года. Название не переведено с английского, чтобы подчеркнуть неоднозначность этого понятия: повернуть, блеснуть, зажечь, воспламенить идеями Марины Абрамович, Эда Аткинса, Джоанны Биллинг, Моники Бонвичини, Паула Хана, Керен Ситтер, Натали Дюрберг и Ханса Берга, Джеспера Джаста, Клары Лиден, Хелен Мартен, Адриана Пачи, Сета Прайса, Кристофа Шлингенсейфа, Элейн Франсиз Стюртевант, Матильды тер Хейн и Андро Векуа.
Главная страсть коллекционеров – иметь, вторая – показывать миру накопленные сокровища: так образуются музеи и организовываются выставки.
Юлия Стошек родилась в Кобурге в Германии в 1975 году. Живет и работает в Дюссельдорфе. Ее коллекция насчитывает около 700 работ, главную роль в которых играет экран: фильмы, фотографии, видео-инсталляции, перформанс, компьютерная анимация.
По специальности 40-летняя Юлия Стошек – экономист, она изучала управление бизнесом, но по семейным стопам не пошла, свернув в 2001-м году в сторону искусства. Стошек — внучка известного предпринимателя Макса Брозе и дочка автомобильного магната – сменила заводскую деятельность на спонсорскую: финансирует выставки молодых художников и скульпторов и налаживает диалог между музеями и коллекционерами и зрителями. «Линейное развитие искусства сменилось синхронным развитием разных форм. Художественным музеям необходимо понять, что прежние правила больше не работают, нужны новые выставочные концепции”. Именно поэтому Юлия Стошек и открыла в перестроенном фабричном здании в Дюссельдорфе свой музей. Она в нем даже живет – ее квартира расположена на верхнем этаже этого здания. И признается, что смотрит видео все время, даже в ванной и на кухне, а также в бесчисленных путешествиях по всему миру — по студиям, галереям и музеям, включая нью-йоркский МоМА (где она член комитета медиа-искусства). Стошек на протяжении нескольких лет финансировала ряд выставок в МоМА, также как и в Центре современного искусства PS1 в Нью-Йорке и в Музее современного искусства в Берлине (здесь она – директор берлинского института современного искусства Kunst-Werke); учредив попутно некоммерческую стипендию «Künstlerstipendium Just e.V.» в Дюссельдорфе для молодых художников.
Кстати, первая купленная Стошек работа – это живопись. Но видео-арт — это фокус ее коллекции. «Видео-арт — специфический объект коллекционирования, — говорит Юлия Стошек. – Для него, как ни странно, нужно много места. Это одна из причин, по которой я решила открыть свой музей почти что сразу, как начала собирать видео. У меня нет ни куратора, ни галериста, ни арт-консультанта. Зато со мной в команде работают несколько искусствоведов и у меня много связей в арт-мире. Мы оборудовали для видео-роликов специальный склад с климат-контролем. В музее работает реставратор, специалист по консервации видео — в коллекции много старых пленок. Работы снимаются на определенной технике и при помощи определенных технологий, которые устаревают. Так что мы храним не только оригиналы работ, но и технику, адекватно их воспроизводящую».
У коллекции Юлии Стошек нет главной темы. Ее концепция – провести вектор развития во времени от момента появления видео-арта в 60-х годах до наших дней, и дальше – в дни грядущие, в дигитальную эру. «Эфемерность и стремительное развитие лучше всего передает движущееся изображение. К тому же мне интересно попытаться сложить культурную и эмоциональную историю моего поколения. Вот почему я собираю эти произведения. Право владения самыми важными работами моей коллекции я передала MоMA. Пока я живу, они в моей коллекции, я их выставляю, но это не моя собственность. Я считаю, что искусство — это достояние всего общества и потому доступ к нему должен быть открытым и свободным
Выставка «Turn On» (куратор — Рут Директор) продлится до 29 августа 2015 года.
Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда, суббота — с 10.00 до 18.00; вторник, четверг — с 10.00 до 21.00, пятница — с 10.00 до 14.00.
Страница Тель-Авивского музея в фэйсбуке — https://www.facebook.com/tamuseum
Сайт Julia Stoschek Foundation, Düsseldorf, Germany — http://www.julia-stoschek-collection.net/
Фотографии экспонатов выставки предоставлены отделом по связям с прессой Тель-Авивского музея искусств (часть фото с презентации выставки – © Аркадий Мазор)
Похожее
Leave a Reply
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.