“Русская” сцена музыкального идиша. Главное – в эту музыку с первой ноты влюбляются все.
Одна из сцен города – “Бимат ха-Ир” – отдана в полное распоряжение “русским музыкантам” – исполнителям и группам, играющим клезмерскую и хасидскую музыку, еврейские мелодии, мелодии пиютов.
26-й Международный фестиваль клезмеров пройдет в Цфате с 6 по 8 августа, а с 11 по 14 августа на улицах и сценических площадках, в концертных залах и аудиториях будут проходить различные мероприятия в рамках международных мастер-классов. На девяти сценах, расположенных в Старом городе, в вечерние часы пройдут более 90 концертов. Все они открыты широкой публике для свободного входа.
Одна из сцен города – “Бимат ха-Ир” – отдана в полное распоряжение “русским музыкантам” – исполнителям и группам, играющим клезмерскую и хасидскую музыку, еврейские мелодии, мелодии пиютов.
То, что можно назвать клезмерской музыкой, каждый толкует по своему, но в последние годы на фестивале в Цфате пытаются вернуться к исконным корням клезмеров – бродячих еврейских музыкантов. Кто такие клезмеры? Те, кто заставляют плакать и скрипку и слушателей, те, кто умеют развеселить, рассмешить; те, без музыки которых не представить еврейскую свадьбу. И еще они те, кто передают традиции и культуру в музыке. И, несомненно то, что клезмерская музыка перестала быть только традиционной музыкой евреев Восточной Европы, музыкальным идишем, смешавшись со средиземноморской музыкой – музыкальным ивритом. В современных клезмерских группах часто присутствуют и клавишные и аккордеон, а не только скрипка и кларнет.
Клезмерская музыка сформировалась в 18-19 веках под влиянием румынской, венгерской, украинской, цыганской, балканской музыки. Может быть, именно поэтому еврейскую музыку до сих пор любят во всем мире? Каждый слышит в ней что-то свое. Основные жанры клезмерской музыки имеют свои аналоги в музыке тех народов, на территории которых жили евреи, чье увлечение музыкой и музицированием всегда было негасимым, необъяснимым с точки зрения здравого смысла. А здравый смысл в Цфате и не нужен – там правят другие законы, законы души и захватывающей клезмерской музыки, законы духовно-мистического музыкального братства.
Главное – в эту музыку с первой ноты влюбляются все. Современная клезмерская музыка может сочетаться с джазом, роком, фанком, хип-хопом и электронной музыкой. Но в основе ее всегда лежит еврейская душа, страсть и любопытство. У Шолом-Алейхема есть строки, посвященные клезмеру Стемпеню (скрипачу Йослу Друкеру по прозвищу Стемпеню – герою первого романа Шолом Алейхема, который так и называется – “Стемпеню): “…Бывало, только возьмет он в руки скрипку и проведет по ней смычком, скрипка заговорит. Да как заговорит! Живым, подлинно человеческим голосом”.
Сегодня клезмерская музыка – это респектабельный и бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоевывающий популярность. Клезмеры прочно вошли в мэйнстрим музыкальной культуры. Клезмер жив и “кусается”. Факт остается фактом – клезмер сегодня действительно международное явление. Сейчас клезмерство – это модель еврейской идентичности, это способ передачи еврейской традиции через современную культуру. Посмотрим, кто из русскоязычных музыкантов причисляет себя к клезмер-культуре в Израиле: Саня Кройтор, Эмиль Кройтор, Максим Шрайбер, Михаил Яхутубов, Виктор Никишин, Павел Левин, Владимир Фридман, Александр Портнов, Элла Левицки, Ирина Райхман, Алсу Токаров, Алекс Молдавски, Роман Бройтман, Борис Штайнберг, Аркадий Гольдштейн, Исаак Корец, Роман Астман, ансамбли “Камертон”, “КлезмерШпиль”, “Камертон”, “М.О.М”, “Экспрессия”, “Фрейлекс”. Все концерты “русской” сцены (по пять выступлений ежевечерне) проходят на сцене “Бимат ха-Ир” с 8 вечера до часа ночи и организованы при поддержке вицэ-мэра Цфата Аркадия Барста и председателя фестиваля Игаля Шитрита.
Хочется особо отметить еще одно фестивальное событие: один из концертов первого фестивального дня будет посвящен израильскому композитору Аарону Гурову. Аарон (Аркадий) Гуров репатриировался из Минска в 1991 году, а уже в 1993 году его симфония “Книга клезмеров” в исполнении оркестра “Симфонетт Раанана” открывала 6-й Фестиваль в Цфате. Это был первый и единственный случай, когда симфоническое произведение было специально заказано клезмерским фестивалем. В 2002 году Аарон Гуров был убит арабскими террористами, ему не было еще 46 лет. С тех пор его музыка продолжает звучать в разных странах, покоряя сердца. Друзья коллеги и поклонники помнят Аарона как “восхитительно радостного человека”, про его музыку говорят, что она “как театральная, так и чисто инструментальная, самым непосредственным образом передает это упоение жизнью и созиданием”… 20 лет спустя музыка трагически погибшего композитора возвращается в Цфат – при поддержке Университета Бар-Илан, где Аарон Гуров готовился защитить докторскую степень. На концерте 6 августа, на сцене “Серайя-пним” в 23.00 прозвучит сюита Гурова для клезмер-бэнда “Восточный экспресс” в исполнении ансамбля Apropos.Art. Руководитель – композитор и пианист Юрий Поволоцкий, завершивший аранжировку этой сюиты. Прозвучат также произведения Юрия Поволоцкого в клезмерском стиле, посвященные Аарону Гурову. Сайт памяти Аарона Гурова – gurov-music.info.
Дополнительная информация о фестивале и точное расписание на сайтах:
http://www.klezmerf.com
https://www.facebook.com/InternationalMasterClasses
Фотографии предоставлены пресс-отделом фестиваля и муниципалитетом Цфата