СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ГАГА
В балете дисциплина столь же важна, как талант, но иногда руководство отпускает вожжи и бразды правления переходят в руки молодым. В данном случае молодые – это молодые танцовщики ансамбля «Бат-Шева», которые вослед показанной недавно программе самостоятельного творчества молодых «Сюрреализм на Аляске» представляют в начале июля новую программу «Mixtape», созданную танцорами молодежной группы ансамбля, часть которых этим летом после двух лет обучения системе движения «гага» художественного руководителя ансамбля Охада Нагарина войдет в состав «взрослой» «Бат-Шевы».
Когда речь идет о самостоятельности, то она подразумевается на всех этапах создания балетного спектакля от первой идеи до маркетинга в рамках проекта «Танцоры Бат-Шевы» творят, который проводится уже девятый год. В этом году после весеннего “Сюрреализма на Аляске», молодые танцоры «Бат-Шевы» предлагают летний «Mixtape» – 10 коротких балетных историй, сочиненные 11 хореографами при участии 19 танцоров студии «Бат-Шева» и гостей ансамбля, которых занимают многие темы: от того, что нас смешит и что важно в жизни до истории джаза в Мемфисе и поп-культуры Нью-Йорка 80- годов, о творчестве в ансамбле, о женской сущности и мужском начале, о Шломе Гронихе и многом другом, рассказать о чем на сцене помогла участникам «Mixtape» режиссер и художник Рони Азгада, создавшая живописные визуальны образы. За 9 лет в рамах проекта «Танцоры Бат-Шевы творят» были показаны сотни работ десятков ярких молодых хореографов, и посмотреть о чем думают и чего хотят молодые – всегда правильно и полезно
Спектакли «Mixtape» пройдут с 4 по 7 июля в зале «Варда» Центра танца Сузан Далаль в Тель-Авиве.
Дополнительная информация на сайте: http://www.batsheva.co.il
«Камуёт» Охада Нагарина – праздник для всей семьи
Как всегда, во время детских каникул, ансамбль «Бат-Шева» показывает интерактивный спектакль «Камуёт», созданный еще в 2003 году
специально для детей. С тех пор только в Израиле этот спектакль посмотрели более 200.000 школьников. “Камуёт” – единственный в мире балет, премьера которого прошла в школе, в одной из тель-авивских гимназий. Но предназначен он не только для гимназистов, а для всех детей старше 6 лет и их семей, для тех, кто хочет понять и объяснить детям, что такое сила воздействия искусства, профессионализм, умноженный на необычный антураж, что такое балет и как его “вытанцовывают, что такое принципы движения “гага”, энергия и красота танца.
15 танцовщиков неотделимы от зрителей. Каждый танцовщик посмотрит в глаза каждому зрителю. Зрители – часть спектакля, исполнители сидят между ними, в какие-то моменты они внимательно вглядываются в глаза каждого из публики, медленно-медленно пожимают руку, улыбаются и отходят в сторону, унося с собой частичку души. Хореограф Охад Нагарин создал в начале двухтысячных годов для ансамбля “Бат-Шева” два одноактных балета – “Мамутот” (Мамонты”) и “Моше”. Позже он соединил номера из этих двух спектаклей в представление “Камуёт” (“Количества”) и на него при сотрудничестве организации “Оманут ле-Ам”, решивший нести современный балет в массы, стал привозить в Тель-Авив школьников из всей страны – из городов развития и с периферии. Потом “Бат-Шева” сама начала ездить к детям, выступала в основном в спортивных залах школ, и потому “Камуёт” приспособлен к пространству без сцены. Зрители сидят по периметру зала, танцоры выступают на площадке посередине. Помимо чисто воспитательного воздействия, этот спектакль стал очередной возможностью для ансамбля проверить комбинации “время-пространство”, “публика-танцоры”, “центр-периферия “, “интимность-сцена”.
Перевести точно название “Камуёт”невозможно. Охад Нагарин придумывает названия, исходя из той музыки, под которую идет балет – в данном случае от японского рока до композиций Лу Рида и сочинений Бетховена. Сам же балет – это отточенные движения, слаженность и продуманность, и одновременно интуитивность и импровизация. Динамика хореографии напоминает геометрические рисунки и каллиграфию. Нагарин обращается к детям и подросткам на их языке – точнее на своем, но адаптированном для их возраста, создав этот коммуникативный и интерактивный спектакль, со свойственной ему чувством юмора и виртуозностью. В этом спектакле нет границ между площадкой и залом, как и нет границ возможному: в танец может быть приглашен любой из публики.
“Камуёт” всегда показываются в залах, где зрители сидят на простых трибунах по четырем сторонам сценической площадки. Танцоры не просто двигаются в непосредственной близости от зрителей – они общаются с ним и вызывают их на площадку – арену. Это не только диалог танцовщиков и зала, это урок балета и движения, искусства и общения. “Камуёт” – это также возможность перекинуться взглядами, полюбопытствовать, подсмотреть и повертеться на трибуне. Вместе с тем этот балет требует от детей (и родителей) внимания и сосредоточенности и предлагает с первой же минуты представления возможность оценить виртуозность работы танцовщиков, идею костюмов, рисунок освещения, сюжет, музыкальную канву – и дать идеям, чувствам, фантазиям, образам, воспоминаниям пробудиться. Ведь воспоминания есть даже у 6-летних детей.
Спектакль “Камуёт” с самого начала была задуман передвижным – не требующим декораций, сцены, особого оборудования, подходящим для любого зала. “Камуёт” неоднократно представляли на фестивалях балета – в том числе в Лиссабоне, Берлине, Сиднее и Нью-Йорке, где критики назвали “Камуёт” лучшим балетным спектаклем 2008 года – лучшим как для детей, так и для взрослых. В том же, 2008 году, в ансамбль “Бат-Шева” обратились из шведской организации “Rijks Teatern” с тем, чтобы показать этот спектакль шведским школьникам. В Израиле прошли аудиции, в которых приняли участие 400 танцоров из 27 стран. Затем группа отправилась на восемь месяцев в Швецию, где “Камуёт” показали 120 раз перед 30.000 школьниками. Проект проходил под личным покровительством королевы Швеции, посчитавшей, что балет помогает в воспитании юношества. Помогает настолько, что и в 2009 году этот спектакль полгода ездил по шведским городам.
Все детские спектакли ансамбля “Бат-Шева” посвящены памяти Шарон Петербург, умершей в 1999 году в возраст восьми с половиной лет. Шарон любила балет и несколько лет успела им позаниматься.
Четыре представления балета «Камуёт” пройдут в зале “Варда” в тель-авивском балетном центре Сузан Далаль в пятницу, 13 июля и в субботу, 14 июля. Начало представлений – в 11.00 и 12.30
Дополнительная информация на сайте: http://www.batsheva.co.il
Маша Хинич. Фото: Зив Беркович и Гади Дагон