В среду , 6 июня в Израиле будет проводиться день солидарности со слепыми и слабовидящими – BlindDay. Одна из организаций, работающих со слепыми – центр “На Лагаат” (“Пожалуйста, дотроньтесь”) в Яффо.
Луна-парк! Какие ассоциации может вызвать такое название? Место для прогулок, веселья, аттракционы, на которых дети визжат от радости. Карусели, колесо обозрения, водяные горки, счастливые семьи. А что чувствуют в луна-парках люди с ограниченными физическими возможностями – слабослышащие и слабовидящие, попросту – слепые и глухие, такие как актеры, играющие в новом спектакле “Луна-Парк” театра при центре слепо-глухо-немых “На Лагаат” в яффском порту?
Центр этот существует 12 лет, известен во всем мире, недавно его посещала группа слепо-глухо-немых из России. Театр, центр и молодежная группа «На Лагаат» – это группа неслышащих и незрячих и сообщество добровольных помощников–переводчиков. Кто-то понимает язык жестов, кто-то умеет читать книги, отпечатанные шрифтом Брайля, третьим доступен лишь язык прикосновения, язык жестов или тактильный. Для всех надо было найти общий способ общения. В Центре работает переводчица, которая переносит язык жестов репатриантов из России на язык прикосновения и на язык жестов израильтян. Языки жестов немых из других стран разнятся. Язык прикосновения универсален. Несколько лет ушли на то, чтобы актеры и переводчики смогли научиться общаться и играть вместе спектакли.
В декабре 2007 года амута получила свое здание в Яффском порту, в первом отремонтированном и отреставрированном ангаре в рамках общей реконструкции порта. Само помещение, как оно бывает в Израиле, по причинам запутанным, исторического-дипломатического порядка, принадлежит Армянской церкви. Амута арендует его на деньги, поступающие в качестве частных пожертвований. В Центре амуты «На Лагаат» в Яффо помимо театрального зала есть клубные помещения, «Кафе Капиш» и ресторан «BlackOut». В “Кафе Капиш” (“капиш” по-итальянски означает “понимаешь?”) посетителей обслуживают глухие официанты. Вам придется знаками объяснить официанту, какой кофе вы предпочитаете. В «BlackOut», в помещение в форме корабля из рисовой бумаги, воздвигнутого посреди фойе, официанты – слепые. Едоки ничего не видят. В ресторане – кромешная тьма. Определить, что подают можно только по запахам и вкусу. Решиться на такое переживание непросто, театральный спектакль по сравнению со «слепой» трапезой кажется чем-то изначально ясным, но после него становится непонятным, как живут слепо-глухо-немые актеры и как живем мы рядом с ними в коконе привычного и удобного равнодушия, вежливого безразличия.
В центре “На Лагаат” также проводятся семинары “Подай знак” (“Тен симан”) – занятия по театральному языку знаков и символов, проводящиеся глухими актерами театра “На Лагаат”, и семинары по лепке и скульптуре в темноте. Всего в центре заняты 150 человек, их которых более половины – слепо-глухо-немые. Всего в Израиле на сегодня более 1000 слепо-глухо-немых. Большая часть из них – одиноки. «На Лагаат» дает им возможность общения и работы.
Ежегодно актеры выезжают в зарубежные гастроли с четырьмя спектаклями: “Слышим свет зигзагами”, “Не хлебом единым”, детским “Петух-принц” и последним, премьера которого прошла полгода назад – “Луна-Парк”. Выезжают не только на симпозиумы, посвященные проблемам зрения, но и на серьезные театральные фестивали и “нормальные “гастроли. Главное впечатление после их спектаклей – то, что это абсолютно “нормальные” спектакли, только актеры не видят и не слышат, но они все равно живут на сцене всеми пятью чувствами. Это театр в обычном его смысле с полной самоотдачей. У каждого из 11 актеров – свой сценический поводырь, переводящий происходящее на язык жестов и прикосновений. У всех актеров и их помощников – своя судьба, своя жизненная история, свой рассказ, как и у самого центра “На Лагаат”, как и у Адины Таль – главного режиссера, создателя и бессменного руководителя “На Лагаат” уже много лет.
Музыку к “Луна-Парку” написал ее сын – Цви Таль, вернувшейся ради “На Лагаат” из Италии, декорации сделал Михаил Краменко, хореографию ставил Алексей Ждановский. Три года работали над спектаклем и помогали ему появиться на свет множество людей, в основном добровольцы. От зрителей просят одного – прийти, увидеть и понять. Зачастую это непросто, к оценке “Луна-Парка” не должна примешиваться жалость. Но уважение, восхищение и правильная расстановка акцентов на шкале жизненных приоритетов появляются после посещения “На Лагаат” всегда
Актеры и “переводчики” – евреи – сабры и репатрианты, самаритяне, арабы – христиане и мусульмане – все собираются ночью в Луна–Парке. Они – рабочие по уборке: мусор умеют выносить все. Они пришли, чтобы убрать территорию, но неожиданно празднуют день рождения слепой девочки, случайно забредшей в парк в поисках тех, кто может ее понять. Именно об этом и сделан спектакль – о понимании и о других форматах существования. Парадоксально, но без устали вращающаяся карусель “Луна-Парка” заставляет зрителей сделать передышку, остановиться и задуматься.
“Луна-Парк” придумывался и ставился 3 года – при полном сотрудничестве актеров и режиссера: каждый внес свою лепту в задумку о том, как показать на сцене театра слепо-глупо-немых, что такое луна-парк – мечта, цель, средство. Что ощущает слепой на колесе обозрения, как двигается глухой на танцплощадке и чего ждет слепая девочка, на день рождения которой не пришли даже родственники? У кого ей искать понимания?
В спектакле “Луна-Парк” занята новая группа актеров – 11 человек, которые в течение полугода проходил кастинг-отбор, и три года назад начали свой общий путь к созданию спектакля, изучая способы сосуществования, новые метолы общения, знакомясь с различными культурами, методами воспитания и школами восприятия. В течение трех лет они репетировали, и заново переживали свои личные истории, надежды и разочарования, свою судьбу и вынесли повесть о своей жизни на сцену, не спрашивая “почему” и “за что”, а просто рассказывая и показывая. Из этих простых рассказов о себе, из желания поделиться и вырос этот удивительный спектакль с таким радостным названием.
“Луна-Парк” поставлен Адиной Таль, придумавший особый театральный язык и технику работы со слепо-глухо-немыми актерами. “Cреди слепых и слабовидящих израильтян достаточно много людей, работающих в сфере искусства – музыкантов, актеров, скульпторов. Театр для них – средство коммуникации, а моими учениками впервые оказались люди, у которых с этим была самая большая из всех возможных проблем, – рассказывает Адина Таль. – Но они хотели установить контакт с внешним миром. И мы начали создавать театр, аналогов которому нет ни в одной стране”. Адина Таль относится к своим актерам, как ко всем актерам, с которыми она работает: сотни репетиций, жесткие требования. Она учит тексты вместе с ними, она проходит вместе с ними каждый сантиметр сцены, она ставит каждое движение, и иногда кричит на них, как любой режиссер в запале – и они это ценят, хотя и не слышат ее в буквальном смысле слова. А еще они дают ей энергию для этого запала, заставляют ее смеяться и сердиться, они дают почувствовать другим, что достойны уважения. О них выходят статьи, снимают телевизионные передачи и документальные фильмы. И благодаря этим актерам на сцене, в зале плачут и смеются. Все как в театре и все как в жизни.
Каждую ночь в парках собираются уборщики, и в полной темноте и полной тишине делают всё, чтобы луна-парк вновь стал чистым, шумным, сверкающим, чтобы в нем могли осуществиться детские мечты и чтобы они сами смогли стать в нем счастливыми хотя бы на одну ночь. Актеры центра “На Лагаат” лишены зрения и слуха, но не лишены радости жизни и чувства сострадания. А зрители на спектаклях “На Лагаат” могут сделать две простые вещи: плакать и аплодировать. Их ночи в “Луна-Парке” – это наши дни. Ночи и дни поисков понимания и поддержки. Наши вечера – их будни и праздник. В свободный вечер зрители могут прийти в этот театр, встретиться с актерами, подняться после окончания действия на сцену и пожать руки тем, кто вас не видит и не слышит, но только что открыли перед вами свои мечты и рассказали о своей жизни.
“Луна-Парк” – это воспоминания детства, ностальгия по другому времени, иногда придуманному – наивному и счастливому. Луна-Парк – место для всех, принадлежит всем, там все встречаются со всеми, а актеры со зрителями.
И еще – это прорыв границ, которых на самом деле нет, которые мы сами придумали, и потому их так не просто преодолеть.
Большинство актеров “На Лагаат” страдают синдромом Ушера – наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения. Есть и те, кто родились с полным отсутствием слуха, а зрение потеряли в подростковом возрасте и еще помнят лица близких. Другие родились уже незрячими и не слышащимися вследствие иных генетических заболеваний. «На Лагаат» – единственная театральная труппа в мире, состоящая из актеров, одновременно не слышащих, не видящих и не говорящих. Некоторые из них благодаря особым приборам могут различать силуэты, другие «вещают» металлическим голосом, общее для них чувство – осязание, язык прикосновения. Благодаря вибрации пола и воздуха, прикосновению «переводчиков», направляющих актеров по сцене, спектакль идет. “Переводчики” в течение подготовки спектакля на себе испытали, что такое не видеть и не слышать, проводя по несколько часов в полной темноте, в непроницаемых для звуков наушниках, чтобы понять, в каких физических условиях работают актеры. Они – настоящие актеры, которые не просто рассказывают со сцены о своей жизни, не только передают то, что им приходится переживать с каждым шагом и каждым движением. Они разыгрывают полноценный спектакль, каждая сцена которого начинается с удара в барабаны. По вибрации воздуха актеры понимают, что надо перейти к следующему отрывку.
«Луна-Парк», как и другие спектакли, создавался на сотнях и сотнях репетициях, за время которых актеры «На Лагаат» абсолютно точно выучили кто из них и в какой момент находится на определенном участке сцены. «Луна-Парк » – это спектакль о них – не видящих и не слышащих, для нас – говорящих, слышащих, зрячих, забывчивых. Мы забываем, что бывает по-другому. «Луна-Парк» – театральное зрелище в полном смысле этого слова: с танцами, музыкой, стихами, рассказами, с различными сценами, связанными с тем, что могут и хотят рассказать о себе актеры, со сложными декорациями, вертящейся каруселью, на сцене надувают шары, жарят орешки – все как в настоящем луна-парке! Каковы их чувства и эмоции? Точно такие же, как и у нас. Они мечтают увидеть своих детей и восход солнца, болтать с друзьями и танцевать весь день, знать, что такое краски и цвета, прочитать книги и послушать музыку, сходить в кино и посмотреть телевизор, но им это недоступно. Но они могут любить и быть любимыми, радоваться и смеяться, чувствовать на лице жар солнца или струи дождя. Они пишут стихи и играют с детьми.
Осязание, вкус и обоняние – это то, что объединяет актеров и зрителей. Поэтому зрителей просят после окончания спектакля подняться на сцену, пожать руки актерам и отведать вкусные и ароматные обжаренные в сахаре орешки – точно такие, как продаются в луна-парках. Как это происходит, можно увидеть вечерами в Центре амуты «На Лагаат» в Яффском порту. Ближайшие спектакли “Луна-Парк” – 10, 17 и 24 июня. Спектакль “Не хлебом едины” показывается в июне каждый вторник и четверг. “Петух-принц” будет показан 12 июня.
Сайт амуты “На Лагаат” – http://www.nalagaat.org.il/
Сайт амуты людей с ограниченными физическими возможностями: способностями: http://www.aisrael.org
Сайт израильских добровольных обществ: http://www.ivolunteer.org.il/
Страничка BLIND-DAY в фэйсбуке: BLIND-DAY
Расписание мероприятий BLIND-DAY в Израиле – здесь
Интервью с Адиной Таль
http://www.youtube.com/watch?v=467Y-yzB2bs&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=eSfVQwskx7E&feature=player_embedded
Маша Хинич