В Музее Старого Яффо открылась (и продолжится до 10 октября) персональная итоговая выставка фотографа и художницы Яны Гербер «Дневник Яны» («Yana’s Diary»)
Искусство фотографии настолько вошло в нашу жизнь, что его уже непросто классифицировать и каталогизировать – фотография репортажная, постановочная, художественная, семейная, ностальгическая, архивная, историческая. Фото моды и пейзажное, портретное и моментальное. Но есть фотографии, которые классификации не поддаются – в такие фотографии ныряешь и погружаешься, как в рассказ, как в повесть об увиденном и пережитом, как в дневник. Чужой дневник – это всегда тайна и загадка, даже если он предельно откровенен.
Чужие переживания сложно прочувствовать, но в «Дневнике Яны» в стиле живописного нео-реализма их можно увидеть. Увидеть романтический мир, лирическое сплетение красок, ритмов, ветра и отражений, услышать в этих фотография музыку Шопена, уловить плеск воды. Эти фотографии повествовательны, драматичны, а интерпретировать их можно противоположно – и как реализм, и как абстракцию, как мир и его отражение, как повседневность и уход от нее, уход в мир красочный, многослойный, сложный, другой. В зыбкий мир музыки и исчезающих на ветру изображений, перспектива и пропорции которых кажутся нереальными, но они ведь существуют… Или нет?
Иной угол зрения, скорость ветра при полном безветрии, воображение и отражение на «тонкой грани», хотя для Яны не существует граней и ограничений, есть только движение вперед и желание созидать, учиться, достигать цели. Сдержанная буря поднимается с поверхности фотографий Яны Гербер – столь разных, разноплановых, из нескольких серий. Многие принимают ее фотографии за живопись. Летучее изображение требует печати на холсте, чья долговечность и материальная доминантность контрастируют с мимолетностью «пойманного» дигитального снимка. Фотографии серии «Дуновения ветра» Яна Гербер снимала каждый фрейм, то есть каждую фото-картину по 30-40 фото-выстрелов – “shoots” с разницей в одну секунду, при кажущемся полном спокойствии, хотя в этом спокойствии затаился ветер – ветер перемен, ветер, принесший, по словам Яны, в ее творчество свежесть, новый взгляд на фотографию, на манеру съемки, на стиль живописи, которая у Яны Гербер проистекла из close-up колышущейся в зыбком отражении реальности.
В учебнике иврита для начальной школы «Очень хорошее слово» – «Мила това меод» в качестве объяснения понятий «путешествие», «ветер» и «движение» приведено стихотворение Нурит Зархи, а иллюстрирует эти понятия фотография Яны Гербер как раз из серии «Дуновения ветра», снятой в городе Кьоджа недалеко от Венеции. Нурит Зархи – весьма известная детская и не только детская поэтесса и писательница (чей отец, писатель Исраэль Зархи, не раз упомянут в романе Амоса Оза «Повесть о любви и смерти»). Ее сборник «Я люблю свистеть на улице» вышел в 1967 году. Вот стихотворение «Путешествие ветра» из него:
צועקת הרוח
בשער הפרוע,
דוהרת עם זוג חלילים בכיסים,
, רוכבת על גב צמרות כסוסים
גועשת בים כמו קלחת רותחת,
זורקת ספינות כקלפות אגוזים,
את כל שרוולי החלצות מנפחת
וכל התריסים רגוזים.
, לרגע מעבר לקיר היא נסתרת
ופקע שושן היא פותחת בזרת,
זורקת גרגיר של זהב,
ודוהרת
Пригнись, пригнись – дико кричит ветер,
и как флейта свистит в карманах.
Ветер мчится в высоте, как на диком скакуне,
Взбивает волны, как в кипящем котле,
Бросает скорлупки орехов – но, то корабли,
Вздувает он блузы, влетев в рукава,
Сердито бьет ставнями, крича «это я!»
И вдруг за углом он завянет на час,
Мизинцем до розы дотронувшись, стихнет.
Крупинкой металла блеснет
и умчится.
Яна вплотную занялась творчеством в 2006 году, выставляется с 2008 года. За последние годы у нее прошли десятки выставок фотографии и живописи и в Израиле и за границей. Технически цифровая фотография стала доступна всем, художественной фотографии приходится конкурировать с технологиями. В этих условиях перенасыщенности дигитального фотомира приходится искать новые пути выражения, иногда эти пути случайны, иногда – результат многолетнего поиска. На пересечении этих линий и путей и возникают серии ее работ. Творчество Яны выходит за рамки простого отображения действительности. Ее зеркало – это мир отражений, нереальные образы повседневности, интерпретация цветных картин. Яна Гербер раскрывает секретный код образов и форм окружающего мира, создает новую импрессионистскую материю. Реализм, лирика и абстракция соединены в одном кадре, композиция которого часто создается под влиянием музыки. Сама она определяет жанр своего творчества как современный экспрессионизм. «В фотографии мною движет желание ощутить радость от неповторимости и первичности объектов и схватить отблески их красоты в тот момент, когда они трансформируются в зеркале моего воображения. Я ищу не прямой взгляд, а отражение, искривление, преобразование природы», – говорит Яна.
У Яны Гербер – другой взгляд на жизненное пространство, она не просто смотрит на мир через видоискатель – она ищет с его помощью не объекты, а чувства. Чувства, пробуждаемые музыкой Шопена, живописью Возрождения, природой, ветром, отблесками солнца в воде. Реализм, лирика и абстракция соединены в одном кадре, в вовремя увиденном перевернутом отражении, мир в котором привлекательнее и «настоящее», чем внешняя четкая реальность, где каждый живет в своем изломанном выдуманном пространстве. Яна вторгается с фотокамерой в чужие пространства, в конкретное бытие, искривляя его в своем зеркале под свои преставления об искусстве, под свой шаблон мироздания, замешанный на музыке и живописи. Потому в ее фотографиях слышна музыка, видны мазки кисти. Ее фотографии нельзя рассматривать как отражения чего-то конкретного, хотя соблазн препарировать каждый снимок присутствует: время, место, страна, настроение, погода, объектив. А все вместе – это анонимная реальность, мастерски перетасованная колода слоев и мгновений. Яна рассказывает и показывает свою историю, личное пространство, свой прозрачный отраженный мир иных пропорций, которому она верна, в котором объединяет фотографию, музыку и живопись так, что снимки становятся «рисованными» иллюстрациями к звучащим в них мелодиям.
Ее фотографии могут быть и торжественно-застывшими, как живопись в тяжелых рамах, благодаря яркости и слоям изображения, выплывающим на зрителей в повторяющихся отражениях. И одновременно неуловимо-текучими, как рябь на поверхности луж. Они переменчивы, как строй деревьев, увиденный из окна автомобиля, и загадочны, как глубины кривого зеркала. С кривым зеркалом ассоциируется искаженная реальность, но мир Яны не искажен, а отражен, светел и понятен. Художники считают, что ее холсты написаны маслом; фотографы – что таких случайностей не бывает; завсегдатаи компьютера – что их превзошли в знании фотошопа, хотя ни одна из Яниных фотографий не обработана на компьютере. Кто-то считает, что эти работы – абстрактны, что в данном случае камера стала кистью художницы, претворившей фигуративные образы в эффектные расплывчатые абстрактные пятна цвета. А другие слышат в этих фотографиях музыку.
Знаменитая американская писательница и философ, теоретик фотографии Сюзан Зонтаг писала: «Все в мире существует для того, чтобы быть запечатленным на фотографии». Другое ее цитируемое высказывание – о свободе самовыражения, о верности самому себе и о чуде музыке. Зонтаг первая показала, что фотография – это рассказ, который требует от зрителя (читателя) большого труда по его прочтению, но отдает за это сполна. Яна рассказывает и показывает свою историю, личное пространство, свой прозрачный отраженный мир иных пропорций, которому она верна, в котором объединяет фотографию, музыку и живопись так, что снимки становятся «рисованными» иллюстрациями к звучащим в них мелодиям. В ее фотографиях отражен движущийся мир, эфемерный и ускользающий, с особым светом и особой вибрацией. Энергия, мерцание, ритм и гармония, линии и световые пятна – все это создает диалог между ее работами и теми, кто смотрит на эти работы, видит мир через линзу ее объектива.
**************
Яна Гербер – майор полиции, одна из ведущих в Израиле экспертов по почеркам и подделкам, фальсификации документов, специалист криминально-экспертной лаборатории. Вела дело о махинациях в Торговом банке, шпионское дело Нахума Манбара о продаже оружия Ирану, дело Омара аль-Хаиба – бедуинского подполковника ЦАХАЛа, обвиненного в шпионаже и употреблении наркотиков. Занимается археологией, древними языками, дрессировкой собак, музыкой, театральным макияжом, живописью. Репатриировалась из Москвы в 1975 году, жила в кибуцах, закончила факультет археологии, латыни и древнегреческого языка Тель-Авивского университета, работала в музее Эрец-Исраэль в отделе нумизматики. Живет и работает в Тель-Авиве.
Музыкальная импровизация на тему фотографий Яны Гербер (Ави Беньямин и Асаф Рот)
Сайт Яны Гербер – http://yanagerber.co.il
Выставка «Yana’s Diary» продлится до 10 октября 2015 года. Куратор – Лимор Маргулис.
Часы работы: четверг – с10-00 до 18-00, пятница – с10-00 до 14-00, суббота – с 10-00 до 18-00.
Сайт Музея Старого Яффо – http://www.jaffamuseum.com/
Маша Хинич