Сейчас – самое время вспомнить об одном из шедевров Шостаковича – кантате “Антиформалистический раек” – сатирической кантате, в которой Шостакович бросает вызов кровавой сталинской диктатуре. Израильская премьера кантаты состоится 2 аперля в рамках фестиваля Фелиции Блюменталь, который проходит каждую весну в Тель-Авивском музее искусств. Работу над сочинением композитор начал в 1948 году, когда он был обвинён в “формализме”, “буржуазном декадентстве” и “пресмыкательстве перед Западом”. Шостакович был признан профнепригодным, лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Окончательная редакция кантаты относится к 1968 году, однако при жизни композитора она не исполнялась. В пору правления Сталина Шостакович показал “Раек” лишь ближайшим друзьям – узнай “компетентные органы” об этой сатире, композитору бы не поздоровилось. В 1987 году рукопись тайно передали на Запад Ростроповичу и в 1989 он продирижировал премьерой “Райка” в Вашингтоне.
Струнный квартет “Мандерлинг” (Германия)
В дополнение к концерту будет показан отмеченный многими премиями фильм Тони Палмера “Свидетельство” с Беном Кингсли в роли Шостаковича; этот фильм – своего рода исследование судьбы гениального композитора, которому выпало жить в условиях безжалостного сталинского режима.
“Антиформалистический раек” – одноактная сатирическая кантата или мини-опера для четырёх басов, чтеца, хора и фортепьяно. Она посвящена собранию музыкальных деятелей, направленному на осуждение формализма в музыке. Текст кантаты написал сам Шостакович. Действующие лица – Ведущий и басы-музыковеды Единицын, Двойкин, Тройкин (их исполняет один певец, меняющий шляпу в соответствии с ролью), и смешанный хор музыкальных деятелей и деятельниц. В кантате Шостакович пародирует Сталина и душителя искусств Жданова, вводит тему лезгинки, столь любимой Сталиным и “необходимой” в подлинной “музыке для рабочего класса” и другие популярные мотивы, в противовес музыке формалистической, авторов которой нужно “в лагеря усиленного режима помещать!”
В дополнение к “Райку” в концерте прозвучит еще один шедевр Шостаковича: фортепьянный квинтет, который вернул композитора в лоно советского музыкального консенсуса, из которого он был исторгнут после осуждения оперы “Леди Макбет Мценского уезда”. В программе также два струнных квартета, в которых стиль Шостаковича предстает во всей своей первозданной чистоте.
Инициатор концерта – пианист Томер Лев, который выйдет на сцену вместе с квартетом “Мандерлинг” из Германии. Квартет принадлежит к числу лучших в Европе и специализируется на исполнении музыки Шостаковича. В исполнении “Райка” примут участие солист Израильской оперы Алексей Канонников и вокальный ансамбль музыкальной школы Бухмана-Меты под управлением Цвики Фогеля.
Томер Лев о концерте:”Только смех помогал сохранить себя в безжалостном обезумевшем мире. Довести реальность до абсурда и смеяться над ней до полного изнеможения – что еще оставалось? Шостакович знал, что его сатирические произведения не будут исполнены при его жизни, но, отлично осознавая риск, на который он идет, композитор отправил свое музыкальное послание грядущим поколениям. Нам повезло – мы живем и творим в свободном мире. Но, как мы видим, эту свободу, которую мы принимаем как должное, необходимо отстаивать”.
Среда 2.4.2014
“В сталинском раю” 20:30, зал Реканати
Струнный квартет “Мандерлинг” (Германия); Томер Лев (ф-но); Алексей Канонников; вокальный ансамбль музыкальной школы Бухмана-Меты под управлением Цвики Фогеля.
В программе: сатирическая кантата “Антиформалистический раек”, струнные квартеты №7 и №9, фортепьянный квинтет соч. 57.
Цена билета 90 шек.
Фильм “Свидетельство” (1988), 12:00, зал Кауфман
Жизнь и творчество Дмитрия Шостаковича в условиях сталинского режима. В основе фильма – биография композитора, написанная Соломоном Волковым.
Режиссер: Тони Палмер. В главной роли Бен Кингсли. 157 минут. Англ., титры на иврите.
Цена билета 37 шек.
Сайт фестиваля: www.blumentalfestival.com