Опера «Ласточка» («La Rondine») впервые ставится в Израильской Опере. Ее представления пройдут с 9 по 24 января 2015 года. Произведения Пуччини всегда полны романтизма. Вечный вопрос, который он задает: есть ли в современном мире место для романтической любви?
Маша ХИНИЧ
Фото предоставлено пресс-службой Израильской Оперы
«Ласточка» была задумана Джакомо Пуччини изначально в жанре венской оперетты. Сюжет ее, в чем-то перекликающийся с «Травиатой», лишен, в отличие от оперы Верди, трагедийной силы, он более банален и более понятен. Почему «Ласточка»? Потому что в некий момент главной героине по имени Магда гадают по руке и предрекают, что однажды она откажется от всего и улетит, как ласточка, в поисках любви и счастья. А вот найдет ли она его — загадка. Так же загадка, почему эта опера ставится довольно редко: в Израиле «La Rondine» будет показана в ближайшем январе впервые.
Эта опера звучит необычно в ряду знакомых опер Пуччини. Многие знатоки творчества Пуччини называют «Ласточку» самой элегантной партитурой композитора, который выступает здесь блестящим знатоком подлинной кантилены и мастером «салонного» настроения в музыке, которое перекликается с лучшими образцами венского стиля. Здесь присутствуют легкость, изящество, непринужденность, грация. Но даже в этой «гибридной» опере Пуччини остался верен своим драматургическим принципам сквозного действия. Подружившись с Легаром, Пуччини обещал его венскому издательству написать оперетту. Но в результате (по многим причинам) замысел Пуччини претерпел существенные изменения: вместо оперетты он сочинил оперу, в которой оказалось много нового — много искрометности, юмора и лирики. Тем интереснее это при осознании того факта, что премьера «La Rondine» состоялась в марте 1917 года в Théâtre de l’Opéra в Монте-Карло.
Партитура оперы содержит ряд дивных арий, прекрасные хоровые отрывки, завораживающие мелодии, и эта опера входит в репертуар современного музыкального театра уже почти век. Сам композитор утверждал, что в этой опере «много хорошей музыки». Написанная в жанре легкой музыкальной комедии, «Ласточка» пронизана духом венских салонов и изысканной элегантности. Эта красивейшая опера Пуччини буквально наполнена запоминающимися, ясными и грустными мелодиями, что, впрочем, не повлияло на первоначальную реакцию публики на эту оперу, встретившую премьеру во время Первой мировой войны достаточно прохладно. Создавать эту оперу Пуччини начал еще до войны по заказу дирекции венского Карл-театра, а закончил в 1915-м году, во многом вдохновляясь творчеством любимого им композитора Франца Легара.
Во время визита Пуччини в Вену в октябре 1913 года на представление “Девушки с Запада” дирекция Карл-театра заказала композитору оперетту. Он дал принципиальное согласие, подчеркнув, однако, что будет писать что-то вроде комической оперы «наподобие «Кавалера розы», но более забавное и органичное». Из двух предложенных ему сюжетов Пуччини выбрал второй, написанный Вильнером и Райхертом, после чего заказал Джузеппе Адами итальянский перевод либретто. Работа продвигалась медленно и заняла два года. В то же время Италия вступила в Первую мировую войну. Вследствие этого, итальянская сторона требовала от венской стороны пересмотреть контракт, венская же администрация хотела получить половину авторских прав. Не продвинул дела и отказ Тито Рикорди издать “Ласточку”. Это единственная опера Пуччини, которая напечатана издательством Сонзоньо.
Вследствие всех этих проблем и сложностей, Пуччини принимает решение поставить свою оперу на нейтральной территории — в Монте-Карло. Первыми исполнителями стали Джильда делла Рицца (Магда), Ина Мария Феррарис (Лизетта), Тито Скипа (Руджеро), Франческо Доминичи (Прунье) и Густав Умбердю (Рамбальдо); дирижировал Джино Маринуцци. Итальянская премьера состоялась в Болонье, 5 июня того же года.
В Израильской опере главную партию исполнят попеременно сопрано Ирина Бертман, которой на днях вручена премия Ландау за выдающие достижения в искусстве; Аурелия Флориан, запомнившаяся израильской публике по опере «Тоска» на Масад летом 2014 года, и знаменитая певица, румынская сопрано, мега-звезда оперной сцены Анджела Георгиу — на сегодняшний день являющаяся одной из самых известных и самых неоднозначных оперных певиц в мире. Со своего невероятного взлета на оперный Олимп в 1994 году в Ковент-Гардене, после партии Виолетты в вердиевской “Травиате”, ее слава не меркла ни на день. А последующий брак (уже, правда, распавшийся) с французским тенором Роберто Аланья сделал пару Аланья-Георгиу самой гармоничной и яркой парой в мире оперы наших дней.
Режиссер-постановщик «Ласточки» — знаменитость из Франции Николя Жоэль, с 2009 года являющийся художественным руководителем Национальной оперы в Париже, а до этого руководивший Оперой в Тулузе. Он работает по всему миру — в Нью-Йорке, Милане, Вене, Вероне и в других городах, и хорошо известен в Израиле. В июне 2015 года Жоэль будет ставить «Тоску» на Масаде, а несколько лет назад он поставил в Тель-Авиве «Сказки Гофмана» на музыку Оффенбаха. Он же был постановщиком «Ласточки» в Метрополитен-Опере и именно при участии Анджелы Георгиу.
Джакомо Пуччини. “Ласточка”
Либретто: Джузеппе Адами
Дирижер: Фредерик Шазлен / Итан Шмайсер
Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Режиссер: Николя Жоэль
Сценограф: Эцио Фриджерио
Костюмы: Франка Скарцьяпино
Свет: Винисио Чели
Хор Израильской Оперы
Руководитель хора: Эйтан Шмайсер
Магда: Анджела Георгиу / Аурелия Флориан / Ирина Бертман
Роджеро: Зоран Тодорович / Ави Клемберг
Прунье: Мариус Бренчиу / Лука Ломбардо
Рамбальдо: Владимир Браун
Лизетта: Алла Василевски / Хила Баджо
Иветт: Шири Гершкович
Бьянка: Эфрат Ашкенази
Сюзи: Шай Блох
Гобин: Эйтан Дрори
Перишо: Яир Полищук
Кребийон: Антон Алексеев
Жоржетт: Гони Кнани
Габриэла: Таль Бергман
Лолетта: Ницан Йогев-Алон
Тель-Авивский Центр сценических искусств, зал Израильской оперы:
c 9 по 24 января 2015 года
Билеты и информация в кассах:
«Браво» — *3221
Израильская опера – 03-6927777, http://www.israel-opera.co.il/Eng/?CategoryID=723&ArticleID=2009
http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=816&ArticleID=3157
Ирина Бертман рассказывает о «Ласточке» Пуччини