30-й сезон Израильской оперы открывается новой постановкой “Севильского цирюльника”, где нам обещают безумную эклектику и темп 21 века. Этот пестрый и прекрасный, жизнерадостный и искрометно веселый музыкальный праздник в опере начнется 21 ноября и продлится до 7 декабря. Дирижировать шедевром Россини будут Омер-Меир Веллбер на пару с Давидом Зебба, ставит новый спектакль известная режиссер и актриса из Германии Катарина Тальбах, а Россини умеет развлечь уже самой изящной музыкой, без слов.
Маша ХИНИЧ
Действие “Севильского цирюльника” происходит… Собственно, это не так уж важно, когда и где. У Бомарше в ремарках указаны “старинные испанские костюмы” персонажей, у Россини действие отнесено в 18-й век, который для Бомарше был не “старинным”, а вполне ему современным. При любом раскладе — ситуации и персонажи все те же: хитрый, склонный к авантюрам пройдоха и плут Фигаро, граф Альмавива, старик-опекун по имени Бартоло и его молоденькая воспитанница Розина. Ситуации и персонажи – это главное. А еще важно, что Джоаккино Россини, определивший жанр своей оперы, как opera-buffa, написал гениальное сочинение, полное энергии, типичных, но от этого не менее жизненных перипетий, а его герои, равно, как и герои Бомарше (как известно, Фигаро Бомарше и вовсе списывал с себя самого) вполне достоверны. Фигаро — цирюльник, а еще и вдобавок хирург, ботаник, аптекарь и ветеринар, а также самый ловкий сводник в городе. Он — наследник старых, остроумных и довольно развязных персонажей 18-го века, только еще более насмешливый, темпераментный и говорящий без умолку. Явный слепок с Пьера Огюстена Карона де Бомарше — дипломата, шпиона, издателя, композитора, торговца оружием, изобретателя, часовщика и революционера.
Джоаккино Россини создал “Севильского цирюльника” в поражающе короткие сроки – за двадцать дней. Премьера состоялась в Риме 20 февраля 1816 года. “Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность” — первая часть знаменитой трилогии Пьера Бомарше о Фигаро, написанной в 1773-м году. На сценах драматических театров эта пьеса появляется редко. Но ее сюжет известен практически всем благодаря знаменитой опере Россини. Впервые же Фигаро вышел на сцену в 1775 году — ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий. В “Севильском цирюльнике” он помогает своему давнему знакомцу графу Альмавиве получить руку красавицы Розины, которая живет взаперти под надзором капризного ворчуна Бартоло, имеющего виды на нее и ее деньги. Несколько столетий назад пьеса, в которой главным героем становится слуга, считалась практически революционной и именно этим привлекала публику. А сегодня страсти вокруг Фигаро кипят потому, что любовь вечна, даже если ей сопутствуют неурядицы, казусы, ошибки и заблуждения.
“Севильский цирюльник” в опере привлекает неисчерпаемым остроумием, мелодичной щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Произведению присущи характерные особенности итальянской оперы-буффа: стремительная динамика сценического действия, большое количество комических ситуаций. “Севильский цирюльник” — не оригинальное название этой оперы. Поначалу опера называлась “Альмавива, или Тщетная предосторожность” (“Almaviva, ossia l’inutile precauzione”). Россини дал своему произведению такое название потому, что опера “Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность” уже была написана — ее автором был Джованни Паизиелло, и она была популярна на оперной сцене еще за тридцать лет до оперы Россини. Композитор отнюдь не желал причинять огорчение уважаемому и вспыльчивому автору более ста опер, которому было тогда семьдесят пять лет. Кроме Паизиелло, к тому времени на сюжет “Севильского цирюльника” оперы написали Фридрих Бенда (1782), И. Шульц (1786), Никола Изуар (1797). В начале 20-го века испанский композитор Г. Хименес (1854-1923) снова использовал этот сюжет. Вторая часть трилогии Бомарше также неоднократно получала музыкальное воплощение. Оперы на сюжеты двух других пьес трилогии — “Женитьба Фигаро” и “Керубино” (“Преступная мать, или Второй Тартюф”) — создавали Моцарт и Жюль Массне. На сюжет “Женитьбы Фигаро” также были созданы одноименные оперы немецким композитором К. Диттерсдорфом (1789), португальским — М. Португалом (1799) и итальянским композитором Л. Риччи (1838).
Но над шедевром Россини, созданным менее чем за двадцать дней, по мере того как либреттист Чезаре Стербини поставлял стихи, не властно время, опера пышет здоровьем и такой жизненной энергией, что с блеском выдерживает любое сравнение, даже с Моцартом. В 1824-м году Гегель писал: “Я второй раз слушал “Цирюльника” Россини. Надо сказать, что у меня, должно быть, очень испорченный вкус, так как этот Фигаро кажется мне гораздо более привлекательным, чем моцартовский”.
Краткая история создания шедевра такова: Россини в 1816-м году обязался написать для театра Аржентино в Риме к карнавалу новую оперу. Однако цензура запрещала все либретто, которые были предложены композитором. Оставалось совсем мало времени до карнавала, и тогда было решено использовать разрешенную цензурой тему. Так возникла мысль о “Севильском цирюльнике”. Россини обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил согласием, не сомневаясь в провале оперы молодого композитора. Первое представление прошло неудачно, поскольку было фактически сорвано поклонниками Паизиелло. Второе и последовавшие за ним исполнения оперы, состоявшиеся на той же неделе, прошли гораздо успешнее, но первоначальный провал был причиной медленного старта популярности этого произведения. Паизиелло умер спустя три с половиной месяца и не узнал, что все-таки творение Россини совершенно затмило его собственное. Вскоре “Севильский цирюльник” был поставлен в Нью-Йорке во время театрального сезона, организованного Лоренцо да Понте, либреттистом Моцарта, понимавшим толк в шедеврах Бомарше. Дальнейшая судьба оперы триумфальна, ей суждено было стать одной из лучших комических опер в истории этого жанра. Кстати, хотя действие “Севильского цирюльника” происходит в Испании, но испанских мелодий в опере вы не услышите. Зато за “Цирюльником” тянется отчетливый “русский след”. Россини был вхож в дома русских аристократов, проводивших зиму в Риме, и там слышал русские народные песни. Мелодии двух из них вошли в партитуру “Севильского цирюльника”, которого ставит в Тель-Авиве режиссер из Германии Катарина Тальбах, впервые сотрудничающая с Израильской оперой, хотя в ее послужном списке – десятки театральных и оперных постановок в театрах по всей Европе. “Севильского цирюльника” она уже ставила в 2009-м году в Берлине в “Deutsche Oper”.
Дирижирует оперой молодой, но многообещающий израильский дирижер Омер-Меир Веллбер, которого называют сегодня одним из самых талантливых дирижеров и восходящей звездой молодого поколения. Веллбер постоянно сотрудничает с Израильской оперой, является музыкальным руководителем оркестра “Симфонетт-Раанана”, дирижером Филармонического оркестра Театра Ла-Скала в Милане и музыкальным директором оперного театра в Валенсии в Испании. Забавно, что свою карьеру на сцене Израильской оперы он начал как аккордеонист в постановке “Воццека” восемь лет назад. С тех пор он дирижировал всеми знаменитыми операми по всему миру и вот – возвращается в Тель-Авив, чтобы исполнить “Севильского цирюльника” вместе с Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона и командой израильских и зарубежных солистов — итальянским баритоном Марио Касси и Кристианом Сенном из Чили; меццо-сопрано из Италии Аннализой Строппа и израильтянкой Наамой Гольдман и другими. Партию дона Базилио исполнят в двух разных составах израильский бас-баритон Владимир Браун и бас Денис Седов, израильтянин, ставший гражданином мира.
Джоаккино Россини. “Севильский цирюльник”. Тель-Авив. 21 ноября – 7 декабря 2014 года.
Cайт Израильской оперы: israel-opera
Фото Маттиаса Хорна предоставлено пресс-службой Израильской оперы
Похожее
Leave a Reply
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.