“Три” – тройная, состоящая из трех мини-балетов с латинскими названиями-подсказками работа ансамбля “Бат-Шева” и хореографа Охада Нагарина еще 2005 года: “Bellus” (красота), “Humus” (гумус – плодородный слой почвы) и “Secus” (перевода не требуется). Балет этот трех уровней сложности был показан на множестве фестивалей в десятках стран, показывался и в Израиле – но на более скромных площадках, чем фестиваль Монпелье или нью-йоркский Линкольн-Центр и вновь предлагается израильским зрителям 7, 8 и 9 июня в одном из залов тель-авивского Центра Сузан Далаль. Как обычно, в обновленной версии, потому как Охад Нагарин каждый раз заново перекраивает свои прежние постановки, прилаживая их к новому составу участников ансамбля “Бат-Шевы”, как и этот 70-минутный балет “Три” для 17 танцовщиков.
“Три” – как и другие постановки “Бат-Шевы” находится в постоянном развитии, и этот процесс развития и обновления не менее важен, чем сам процесс создания новых работ” – подчеркивает художественный руководитель “Бат-Шевы” Охад Нагарин, заново и заново переделывая свои работы, точнее – развивая их движение и посыл в соответствии с временем, обстоятельствами и тем, что привносят в него очередное поколение танцовщиков. Так что сегодняшний балет “Три” (“Шалош”) – результат самосовершенствования со времен дебюта постановки, посвященной исследованию внутренней точности танца и его временной составляющей, использованию переходов от резких матриц к пластичной ленивой грациозности, к природной аморфности. “Три” – это всплески энергии в плотной структуре танца, сюрпризы реальности, чувственность и сопереживание. Нагарин поставил эклектичное танцевальное шоу – как всегда с юмором, с удивительной изобретательностью, с новыми импульсами, с концентрированной энергией, импровизированными ответами и своеобразными играми этого слоистого многомерного танца.
Первая часть “Bellus ” – исполняется пятью знакомящимися в процессе круговерти парами, танцующими под музыку баховских “Гольдберг-вариаций” в трактовке Глена Гульда. Координированные, осторожные, почти кукольные, почти механически, простые движения под абсолютную гармонию “Гольдберг-вариаций”. “Меня поражает математическая точность и логичность этой музыки, – объясняет Охад Нагарин. – Одно из самых больших чудес в ней – тишина между звуками. Эта тишина заостряет движения танцоров и подчеркивает их индивидуальность”. “Humus” – танец 9 танцовщиц на едва слышную – тихую и еще тише – музыку Брайяна Ино “Neroli”. Появлению девяти амазонок-горгулий, куда-то целенаправленно бегущих на месте, предшествует танцовщик, пересекающий сцену с монитором телевизора под мышкой. На экране – он сам, непрерывно бормочущая голова. Девять танцовщиц исполняют набор коротких отрывков. Каждый раз танцовщицы начинают новый сюжет. “Мне было интересно создать атмосферу места, обладающего скрытой силой. Места, напоминающего гоночную машину, едущую со скоростью 30 километров в час”. “Secus” – танец для 17 танцовщиков. Саундтрек к нему создал музыкант Охад Бишоп, смикшировав записи современных рок-групп, музыку от Стефана Ферри до Beach Boys. Музыка электронную, фанк-рок и даже мелодии мобильных телефонов, энергию танцорам передающую почти что электрическую – от внезапных взрывов анархии до полного контроля. “В этой части мне хотелось стереть границы и показать страсть, силу, плоть, наслаждение мгновением”.
Охад Нагарин говорит, что каждая из трех частей постановки “Трех” самостоятельна и обособлена и на деле между ними не существует никакой связи, кроме того факта что они выполняются одновременно. Но Нагарину – и его балетам – свойственна ирония, как и всем трем частям “Трех”, безусловно, связанных единой хореографической мыслью.
Балет “Три” будет показан в тель-авивском балетном центре Сузан Далаль в четверг, 7 июня в 21.00, в пятницу, 8 июня, в 14.00 и в субботу, 9 июня, в 21.00.
“Сюрреализм на Аляске”
“Сюрреализм на Аляске” – так называется еще одна программа “Бат-Шевы” в рамках проекта “Танцоры Бат-Шевы творят”, придуманная молодыми танцорами труппы, которая будет показана в зале “Варда” в том же центре Сузан Далаль четыре раза – со среды 30 мая по субботу 2 июня.
Проект “Танцоры Бат-Шевы творят” – это автономная территория для молодых участников труппы. Проще говоря, они делают что хотят – правда всего в течение четырех вечеров: что хотят в балете с точки зрения хореографии и художественного руководства. Еще проще говоря: сами ставят, сами принимают свои постановки и сами их исполняют. Еще им самим приходится заботиться о рекламе и маркетинге – так что этот проект можно считать некой школой балетного лидерства. И еще им надо ухитрится сделать все так, чтобы зрителям было интересно это увидеть. Проект “Танцоры Бат-Шевы творят” существует уже 9-й год, подпитываемый особым фондом. За эти годы были показаны более 100 работ десятков молодых участников “Бат-Шевы”, давшим в этом году проекту название “Сюрреализм на Аляске”, описывающем, по их мнению, атмосферу проекта – “музейную, ассоциативную и открытую”. Всего в течение четырех вечеров “Сюрреализма на Аляске” будут показаны 11 работ – танец, декламация, видео, музыка Баха, Торелли, Шнитке, Рахманинова, Лигети и современных рок-групп. Программа каждого вечера длится около семидесяти минут.
Сайт ансамбля “Бат-Шева” – – http://www.batsheva.co.il
“Три”
www.youtube.com/watch?v=rCaHbOLGXfY
Маша Хинич. Фото – Гади Дагон (предоставлено пресс-отделом ансамбля “Бат-Шева”)