Знаменитейший и гениальный пианист Андрей Гаврилов выступил в Израиле в прошедшем июле, в разгар военных действий, в связи с которыми его концерты в Беэр-Шеве и Ашдоде были отменены. Но Гаврилов приехал, его письмо о безоговорочной поддержке Израиле получило отклик во всем мире. И в сентябре, по просьбам слушателей и выполняя данные обещания, Гаврилов вновь приезжает в Израиль. Помимо концертов в Беэр-Шеве и Ашдоде, он даст еще один дополнительный концерт в Тель-Авивском музее искусств, представив, на сей раз, иную программу: 3-й концерт Рахманинова и произведения Эдварда Грига, причем на пару с известным пианистом и дирижером Вагом Папяном.
“Кто не слышал Рахманинова в исполнении Гаврилова, тот не слышал Рахманинова никогда” – это фраза стала расхожей, но не потеряла свой актуальности и точности. Те, кто слышал 2-й концерт Рахманинова в его исполнении месяц назад в спрятанном под толщей бетона нижнем концертном зале Тель-Авивского музея, мог в этом убедиться. Сирены там не были слышны – только музыка. Гаврилов был непредсказуем, гениален, игрив и обаятелен, разговорчив и великолепен как всегда и как будет в сентябре, когда Гаврилов представит иную программу и выступит не только как пианист, но и как дирижер, поменявшись на время исполнения одного произведения ролями со своим давним другом – дирижером и пианистом Вагом Папяном.
В 1998-м году Андрей Гаврилов был включен в число величайших исполнителей 20-го века группой “Филипс”. В 2000-ом году он был занесен в “Золотой зал славы” университетом Кэмбридж” – это лишь крошечный отрывок из перечисления регалий пианиста Андрея Гаврилова, ставшего в 1974-м году самым юным призером конкурса Чайковского и сделавшего великолепную мировую карьеру. Он удостоен буквально всех главных призов мира музыки – от “Грэмми” до приза международной ассоциации критиков (IRCA) – награды, которой мало кто удостаивается. Несколько раз был провoзглашен “человеком года” и “лучшим пианистом мира” разными организациями (ЮНЕСКО, Кэмбридж, Французская Академия музыки, итальянская Aкадемия “Киджана” и другие)
Андрей Гаврилов признан одним из самых неординарных пианистов современности. Его творчество на протяжении всей более чем 30-летней карьеры вызывало споры, порой острые дискуссии, но специалисты сходятся на том, что в фортепианном искусстве конца 20 – начала 21 века его игра стала явлением мирового масштаба.
Андрей Гаврилов родился в 1955 году в Москве, в артистической семье (отец – художник, мать – пианистка, ученица Г. Г. Нейгауза). Первой учительницей Андрея была его мать, затем он поступил в ЦМШ при Московской консерватории, в класс профессора Л. Н. Наумова. У него же учился и в Консерватории, которую окончил в 1979 г.
Стремительная международная карьера Андрея Гаврилова началась в 1974 году, когда 18-летний музыкант стал безоговорочным победителем V Международного конкурса им. П. И. Чайковского, обратив на себя внимание всего музыкального мира. Спустя 2 года молодой пианист с триумфом дебютировал за рубежом на знаменитом Зальцбургском фестивале, заменив заболевшего Святослава Рихтера. Впоследствии двух пианистов связало не только тесное творческое сотрудничество, но и настоящая дружба, а Андрея Гаврилова стали называть духовным наследником знаменитого музыканта. Одним из высших достижений фортепианного искусства последних 10-летий по праву считается исполнение и запись С.Рихтером и А.Гавриловым 12 клавирных сюит Г. Ф. Генделя.
Конец 1970-х годов отмечен поистине блестящим взлетом молодого артиста. Будучи ещё студентом, он играл в лучших залах мира, с лучшими оркестрами под управлением выдающихся дирижёров. В декабре 1979 года во время подготовки к турне с Гербертом фон Караяном музыкант был внезапно лишён возможности передвижения по инициативе КГБ. Пять лет он провел под домашним арестом.
Лишь в 1984 г. Гаврилов получил возможность возобновить заграничные поездки, триумфально выступив с сольными концертами в Лондоне. 21 сентября 1985 года, в день своего 30-летия, Андрей Гаврилов дебютировал в Карнеги-холле, после чего газета “Нью-Йорк таймс” назвала его “великим музыкантом современности”.
В 1985 году А.Гаврилов решает остаться за рубежом. Благодаря политическим переменам в СССР и нежеланию Гаврилова принимать статус невозвращенца, он становится первым советским артистом, которому было разрешено проживать на Западе, сохранив российское гражданство. Во 1980-90-х годах Гаврилов выступает во всех музыкальных столицах мира с сольными концертами и с крупнейшими оркестрами под управлением К.Аббадо, Л.Бернстайна, Г. фон Караяна, Р.Мути, С.Озавы, С.Рэттла, Е.Светланова, Б.Хайтинка и других великих маэстро.
Специалистов и любителей музыки и в те годы, и сегодня привлекает не только безупречное мастерство Гаврилова-виртуоза, но, прежде всего, его эмоциональность, артистизм, “сценичность”, раскованность, увлеченность, а также безграничный репертуар. Но, чтобы ни исполнял Андрей Гаврилов, главное для него – “сыграть так, чтобы музыку, которую я исполняю, полюбили другие”. Именно поэтому его интерпретации всегда вызывают живой интерес и не могут оставить публику равнодушной.
В 1994 году Андрей Гаврилов прекратил публичные выступления, а вскоре разорвал все контракты с крупными звукозаписывающими компаниями. По его признанию, ему хотелось найти какие-то новые формы творчества, двигаться вперед. Результатом этих поисков стали уникальные проекты в области видеозаписи. Так, в 2000 году пианист записал для канала BBC 12 прелюдий и фуг И. С. Баха, при этом каждая запись стала отдельным фильмом.
К концертным выступлениям музыкант вернулся в 2000 году. В настоящее время Андрей Гаврилов живет в Швейцарии и по-прежнему постоянно выступает с концертами по всему миру, а также активно занимается дирижированием.
Андрей Гаврилов, Ваг Папян, Ашдодский симфонический оркестр
В программе:
Э. Григ. Фрагменты сюиты “Пер Гюнт”.
Ваг Папян: дирижер
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, ор.16, ля минор.
Ваг Папян: солист
Андрей Гаврилов: дирижер
С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром н.3, ор.30, ре минор.
Андрей Гаврилов: солист
Ваг Папян: дирижер
Тель-Авив, Тель-Авивский музей, зал “Реканати”, 16 сентября, вторник, 20.30,
Ашдод, Центр сценических искусств, 17 сентября, среда, 20.30
Беэр-Шева, Центр сценических искусств – малый зал, 19 сентября, пятница,
20:30
Продажа билетов: bravo