– Хана! Добрый день! Наше интервью – предханукальное и предновогоднее. Хотя повод для него – не праздники, а 30-летие Израильской оперы, что, впрочем, также праздник, юбилей и возможность дарить и получать подарки. Какие подарки к праздникам вы любите получать и какие дарить?
Маша ХИНИЧ
— Я?! Больше всего я люблю, когда мне дарят книги и альбомы по искусству. Я все еще люблю читать бумажные книги, держать в руках увесистый фолиант с иллюстрациями, ценю качество полиграфии. Мои домашние и друзья это знают, у меня неплохая библиотека, так что если вы меня спросите, что я делаю в свободное время – отвечу сразу: читаю! Все остальное для себя я предпочитаю приобретать сама – такой уж у меня характер.
Хана Муниц. Фото: Йоси Цвекер
– Командирский характер, иначе бы вы не руководили Израильской оперой. А какой подарок Опере вы бы сделали к ее 30-летию?
— Простой – деньги. Опера – это концерн. Огромное предприятие, постоянно нуждающееся в средствах. Денежные подарки нам необходимы: каждый год я прошу – дайте нам средства. Поиск средств и пожертвований для Оперы занимают немалую часть моего времени. А если будут деньги, тогда я смогу осуществить свою мечту и у Оперы будет свой постоянный оркестр, свой постоянный хор и даже cвоя балетная труппа.
– Прошлой весной в Израиле проводилась кампания под названием «1%», целью которой была попытка обратить внимание на недостаточное финансирование культурных организаций в стране.
— В европейских странах бюджет на культуру составляет около 3-4 процентов от государственного бюджета. В Израиле же — и не ошибитесь в десятичных дробях — 0.018 процента! Нам все-таки помогает муниципалитет Тель-Авива, правда, урезавший нам в наш юбилейный год бюджет на 2 миллиона шекелей. Мы вынуждены опираться на пожертвования меценатов и фондов. И, тем не менее, мы расширяем репертуар, проводим фестивали, организуем детские и джазовые концертные циклы, камерные и симфонические музыкальные серии, приглашаем ведущих солистов. Так что, лучшим подарком для меня, как для директора Оперы, станет тот день, когда я смогу перевести хористов на постоянные зарплаты и перестать каждый год взвешивать все «за» и «против», когда речь идет об Оперном фестивале на Масаде.
– Так фестиваль будет?
— Да! И в этом сезоне даже расширится и будет проходить три месяца — в июне, июле и в сентябре. На Масаде будут поставлены две оперы – «Тоска» и «Кармина Бурана», которые будут транслироваться на гигантских экранах в 10 городах страны. Будет проходить оперный фестиваль в Акко: Итай Тиран ставит «Фигаро» в Рыцарских залах. В Иерусалиме в «Брихат ха-Султан» будет организован еще один оперный фестиваль, и у нас уже есть программа еще одного – нового — Иерусалимского оперного фестиваля, расписанная на 5 лет вперед. Одна из причин того, что мы все это делаем — наша обязанность передать новому поколению любовь к музыке, научить их ценить оперу, и мы стремимся к этому всеми возможными способами.
– Например, осовремениваете постановки?
— Далеко не всегда. На то воля режиссера. Но, к примеру, уже апробировали аппликацию для мобильных телефонов, когда можно сгрузить титры и либретто и читать их по ходу действия на «своем» экране. Стараемся идти в ногу с прогрессом, технологией. Быть более «визуальными» в современном понятии — насытить сцену лазерными и голографическими эффектами, поставить оперу в 3D декорациях.
– То есть вскружить голову публике, которая ищет виртуозности во всем – от режиссуры до музыки.
— Именно так: в опере всегда можно сделать больше, чем ждет даже самая искушенная публика. Что мы, собственно говоря, и делаем уже 30-й сезон. 30 с лишним лет назад тогдашний мэр Тель-Авива Шломо Лахат решил, что ему нужна Новая Опера, потому что первая опера в Тель-Авиве появилась еще 1923 году, когда здесь поставили «Травиату» Верди. В 1985 году на сцене Камерного театра при участии Камерного оркестра мы поставили барочную оперу Перселла «Дидона и Эней». Все это было непросто – не было солистов, не было даже хора. Для постановки были необходимы 24 хориста, и нам пришлось приглашать часть хористов из Англии и США. Но начало было положено, хотя свое здание Опера обрела не сразу. Мы скитались по разным залам, затем 4 года давали спектакли в театре «Нога». А потом нам построили новое здание для Новой Оперы и все остальное — уже история. Опера, как я уже говорила – это большая организация: хор, солисты, оркестр, студия для молодых певцов, семинары, костюмерные, пошивочные и декорационные мастерские, выездные спектакли на периферию, где сами жители принимают участие в постановках, детские проекты, дирекция, общество друзей и, самое главное, зрители. И в конце списка — наш проект на Масаде, привлекший и новую израильскую публику, и туристов из-за рубежа, специально приезжающих на наш Оперный фестиваль в пустыне.
Сцена из оперы “Ласточка” Россини
– И в том же списке особые израильские оперы…
— В этом году мы завершим сезон двойной поставкой – в течение одного вечера будут показаны две одноактные израильские оперы, основанные на произведениях двух классиков израильской литературы. Опера по новелле Агнона «Госпожа и коробейник» на музыку Хаима Пермонта (либретто Цруи Лахав, сценография – Саши Лисянского, режиссер – Идо Риклин) и «Шиц» по одноименной пьесе Ханоха Левина (музыка – Йони Рехтера, либретто – Шмуэль Мельцер). Мы уже ставили оперу по пьесе Ханоха Левина – «Мальчик спит», а вот Агнон в оперной версии будет представлен впервые. Нам самим любопытно, что получится. Надеюсь, что эти оперы на иврите привлекут новое торопливое поколение, и потому они будут короткие – каждая длится по часу с четвертью. У молодежи не хватает терпения на 3-часовые спектакли.
– Кому, как не Израильской опере ставить оперы на иврите…
— Верно. Я до сих пор вспоминаю, как в год 60-летия Израиля мы показывали в День Независимости в Римской Опере постановку «Путешествие на край тысячелетия» — оперу на иврите по книге А.Б. Йегошуа, музыку которой написал Йосеф Барданашвили. Это было незабываемо. Это была осуществленная мечта. Опера – это всегда мечта, а потому надо засучивать рукава и браться за ее осуществление. Когда я пришла на свою должность, то мало представляла, во что вступаю. Но мне повезло: я очень люблю то, чем занимаюсь.
– Что бы вы еще пожелали себе и Опере?
— Я себя от Оперы уже не отделяю. И потому еще пожелала бы больше опер на иврите израильских композиторов. И хороших солистов. Наши пристрастия и возможности меняются, поэтому мы включаем в наш репертуар оперы современные и классические, русские и французские, итальянские и немецкие. Опера способна на все – мы это доказываем. Хотя 30-й сезон мы открыли самой, что ни на есть классикой – «Севильским цирюльником», и эта постановка прошла с невероятным успехом, был полный аншлаг, несмотря на дорогие билеты и долгий спектакль.
Макет постановки оперы “Тоска” на Масаде
– Значит, публика любит оперу, ценит голоса и знакомую музыку.
— Во всем мире публика предпочитает популярные оперы и ждет от оперы некого «вклада», чувства, что для зрителей сделали всё и даже больше, чем всё.
– И тогда зрители после спектакля восклицают “wow”!
— Ради этого “wow” мы готовы на многое. Публика должна чувствовать, что получила самое лучшее – и в опере всегда можно сделать самое лучше и даже сверх того. А в Израиле, на мой взгляд, опера в частности и культура в целом, помогают «выровнять баланс», внести положительную лепту в нашу безумную жизнь между политическими и экономическими проблемами. Но я против популистских лозунгов, я – за хорошую оперу!