“”Ромео” Шекспира! Боже, какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!.. ”
Гектор Берлиоз
С 29 января по 2 февраля в Тель-Авивском центре сценических искусств пройдут гастроли “Балета Цюриха” со спектаклем “Ромео и Джульетта” на музыку Прокофьева в постановке немецкого балетмейстера Кристиана Шпука.
“Балет Цюриха” танцует классику живо, ярко, азартно – каждый из танцовщиков учил партию напрямую с хореографом Кристианом Шпуком и музыкальным руководителем постановки дирижером Михаилом Юровским, придумавшими свою версию великого балета. Кстати, московский оригинал – “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского – был восстановлен в Большом театре в середине 1990-х, однако, по мнению критиков, та постановка выглядела музейной реликвией, чего не скажешь о работе Шпука – театральной, красочной, вневременной и в чем-то экспериментальной, костюмной, полнометражной балетной пьесе. “Ромео и Джульетта” в постановке Шпука – редкого изящества балет, сочетающий современную пластику и драматургию классического сюжетного балета, танец и пантомиму с тонким психологическим рисунком ролей.
“Моим замыслом стала идея поставить балет, как можно более точно передающий драматургию Шекспира, – рассказывает Кристиан Шпук. – Недавно вышел новый перевод этой великой пьесы на немецкий язык, перечитав который я понял, что Ромео и Джульетта – уже не дети, не подростки, они не нежны и мягки, а дерзки и целеустремленны. Злодейство – не романтично. Их время – это чувственный и жестокий век, когда вопросы жизни и смерти решались в атмосфере, насыщенной страстью. В моей постановке меньше лирики, но больше честности. Мой балет – прям, театрален и универсален, так же, как универсальна философия Шекспира. Раздоры случаются везде – между семьями и между странами. В первом случае – это чистая трагедия. Во втором – война. Шекспир писало о том, что раздоры и войны могут случиться везде, на любом уровне общества. Его универсальный подход, его философию я и пытался передать в своей постановке так, чтобы каждое балетное движение соответствовало каждой строке его трагедии. Литературная основа для меня очень важна, я люблю хорошие истории, так что моя труппа – это балетный ансамбль, рассказывающий истории – Storytelling Ballet “.
“Ромео и Джульетта” Прокофьева в хореографии Джона Крэнко – первый балет, который я увидел по телевизору, будучи еще ребенком, – продолжает Кристиан Шпук. – Когда мне было 13 лет, мне подарили набор старых пластинок с музыкой Прокофьева. Позже я поставил в балетную школу Штутгарта, который руководил именно Крэнко, чей балет “Ромео и Джульетта ” стал эталоном в современной хореографии. Так что мой путь к Прокофьеву был предопределен”.
Балетная музыка в творчестве гениального композитора Сергея Прокофьева занимает особое место. На протяжении всей своей жизни Прокофьев пишет музыку для балетного театра – всего он написал 7 балетов: “Шут”, “Стальной скок”, “Блудный сын”, “На Днепре” (эти балеты он написал для Дягилева), “Ромео и Джульетта”, “Золушка” и “Сказ о каменном цветке”. Самый известный из них – “Ромео и Джульетта”. “Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем…”, – признался как-то Сергей Прокофьев. Тот, кто прочтет его “Автобиографию”, убедится: Прокофьев-писатель равновелик Прокофьеву-композитору и пианисту. Более того: все три области его творчества буквально неотделимы друг от друга. Возможно, именно поэтому его так привлекала шекспировская пьеса. Замысел написания балета “Ромео и Джульетта” появился у Сергея Прокофьева в 1934-м году. Изначально он задумал изменить концовку всем известной истории и позволить молодым влюбленным счастливо продолжать жизнь, но под гнетом атмосферы репрессий сталинских времен Прокофьев решил не отклоняться от традиционной концовки. Премьера балета “Ромео и Джульетта” прошла в 1938-м году в Брно.
Что интересно, еще в 1785 году в Венеции шел пятиактный балет Э. Луцци “Джульетта и Ромео”. Хореографических версий “Ромео и Джульетты” в наше время – множество: англичанин Кеннет Мак Миллан утопил балет в обилии бытовых подробностей. У Джона Крэнко у гроба Джульетты присутствуют души Меркуцио и Тибальда. В версии Рудольфа Нуреева между Тибальдом и Джульеттой, братом и сестрой, существовала любовная связь. В балете Виктора Улате любовная связь существует между Тибальдом и леди Капулетти. В балете Юрия Григоровича Джульетта просыпается раньше, чем Ромео умирает. Балет по “Ромео и Джультте” ставили Морис Бежар (на музыку Берлиоза), Анжелен Прельжокаж, Матс Эк (на музыку Чайковского), Гойо Монтеро, Жоэль Бувье, Тьерри Маланден (также на музыку Берлиоза), Саша Вальц, Жан-Кристоф Майо. Менялись хореографические стили, создавались оригинальные современные редакции. Все интерпретации не перечислить. Каждый постановщик старался вырваться из рамок, определенных музыкой и либретто. Многое в этом балете определено изначально. Тем не менее, Кристиан Шпук, следуя тексту Шекспира и музыке Прокофьева, создал свою историю – историю балетную, трагическую и театральную.
“Ромео и Джульетта” – Балет Цюриха.
Хореография: Кристиан Шпук (Christian Shpuk)
Музыка: Сергей Прокофьев
Сценография: Кристиан Шмидт
Музыкальный руководитель: Михаил Юровский
Костюмы: Эмма Риотт
Освещение: Рейнхард Трауб
Драматургия: Майкл Кёстер
Мировая премьера – Цюрих, 13 октября 2012 года.
Тель-Авивский Центр сценических искусств, зал Израильской оперы:
Четверг, 29 января, в 20:00
Пятница, 30 января, в 13:00
Суббота, 31 января, в 21:00
Воскресенье, 1 февраля, в 20:00
Понедельник, 2 февраля, в 20:00
Посмотреть клип:
Билеты и информация в кассах:
“Браво” – *3221
Израильская опера – 03-6927777
“Eventim” – *9066 (2 февраля, 20.00, особое представление для женских организаций Израиля).
Маша Хинич. Фотографии (© Хуан Диего Кастиллио) предоставлены организаторами гастролей