“Стекло — это живой организм со своим характером и душою, которую вложили в него руки умелого мастера”
Надпись у входа на фабрику-музей стекла на острове Мурано
«Стекло, стекло, стекло… Оно на радость нам дано». А те, кто считает, что это не так, могут убедиться в обратном, посетив выставку «Израильское стекло 2015» , которая открывается 25 февраля в Музее «Эрец-Исраэль» в Тель-Авиве.
Маша ХИНИЧ
И на которой будут представлены более 100 работ 62 мастеров – и не только стеклодувов, но и дизайнеров, художников, признанных мастеров и студентов, подготовивших к выставке всё существующее стеклянное и около стеклянное разнообразие – от фигуративной скульптуры до абстрактной, от настенных панно до напольных инсталляций, от крошечных вещиц до стеклянных глыб, от фото-стекло-работ и даже видео-перформансов со до почти что (но все-таки почти что) – монументальных работ. Ведь стекло — материал вечный, хотя хрупкий и текучий.
Подобная выставка — уже третье биеннале израильского стекла (хотя двоичная система исчисления – в искусстве дело относительное), а ее цель проста и благородна, и прозрачна как стекло — рассказать о последних достижениях израильских мастеров и подвигнуть их на новые свершения. Работы, представленные на выставке «Израильское стекло 2015» в Музее «Эрец-Исраэль» создавались в течение последних четырех лет. Среди 62 мастеров есть и молодые художники, есть и признанные имена. Большинство участников выставки занимаются не только стеклом, но еще и живописью, графическим дизайном, видео-артом, текстилем, модой и созданием украшений. Среди них — художники по стеклу, стеклодувы, резчики, живописцы, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, специалисты по витражам и мозаикам. Темы работ: всё на свете — политические и культурные, личные и исторические, демонстрирующие те и ли иные пути и тенденции в искусстве и методы обработки стекла.
Такое разнообразие подхода к творчеству в искусстве стекла дает возможность художникам показать, а посетителям узнать новое о технологиях работы со стеклом — как раскаленным, так и холодным. И увидеть, как стекло превращается в связующее звено между технологией, дизайном и эстетикой, сплавляя и интегрируя все эти понятия и области. Стекло стало модным и современным инструментом художественной медиа, творческой мысли. Количество художников по стеклу в Израиле растет — не обошлось без репатриантов и “Бецалеля”.
Художников много — от совсем молодых, студентов до маститых, со своими мастерскими и студиями, и главное – с печами и стеклодувным оборудованием. Немалую работу по отбору и принятию решения “а что же действительно лучшее из лучшего?” проделала куратор выставки Анриетта Элиэзер-Брунер, посетившая десятки ателье стеклодувов и выставки выпускников художественных школ, доказавшая, что есть такие понятия, как израильское стекло, израильская школа стекла и ее традиции. Художественное стекло стали покупать и коллекционировать. Все на этой выставке сделано из стекла — от грубого до хрусталя, от оптического до оконного, от прозрачного до непонятно каким образом выплавленного благодаря тому, что с развитием новых технологий обработки стекла стали появляться абстрактные изделия из этого столь знакомого материала, который так легко может ввести зрителей в заблуждение своей мнимой хрупкостью. Выставка доказывает, что стеклом можно выразить и имитировать любую текстуру, можно возродить технику муранского стекла — прозрачного и цветного, с узором из плетеных нитей и расписного. На выставке « Израильское стекло – 2015» представлены работы, сделанные едва ли ни во всех существующих на сегодняшний день техниках обработки стекла — горячая и холодная обработка, литье, прессование, резное стекло и протравленной кислотой, обработанное песком и отшлифованное, покрытое серебром и золотом и прочее и прочее. На стекле можно рисовать, можно рисовать стеклом, из стекла можно лепить, строить, конструировать, привносить в художественное стекло элементы других медий и пластических искусств.
Куратор выставки Анриетта Элиэзер-Брунер, организовывавшая и предыдущие биеннале стекла, так пишет во вступительной статье к каталогу выставки: «Стекло давно перестало нести только утилитарную функцию, превратившись в прикладное и чистое искусство; сегодня в нем просматривается не только эстетика самого материала, в него вплавлено нечто большее, чем технология обработки и умение ремесленников. Стекло несет определенный творческий смысл, оно уже не только средство, но и цель. Наша выставка — от плоских пластин до сложных конструкций — представляет не только разнообразие стекла, но и разнообразие культуры, жанров и явлений, вдохновивших художников на столь интересные работы как в области чисто абстрактного искусства, так и в диалоге с природой, с окружающим миром, с индивидуальными взглядами. И все эти стеклянные сферы связаны с эстетикой и метафорой и между собой невидимой стеклянной нитью».
Невидимой стеклянной нитью выставка «Израильское стекло 2015» связана и с историей музея «Эрец-Исраэль» и с тематическими выставками, такими как «Искусство текстиля», «Искусство бумаги» и другими, им подобными. Напомню, что самый первый павильон музея был посвящен коллекции изделий из стекла – частному собранию доктора Вальтера Мозеса, умершего в 1955 году.
Вальтер Мозес приехал в Эрец-Исраэль из Германии в 1926 году, был известным промышленником, но куда больше бизнеса его занимало собрание стекла, которое он хранил в своей квартире на улице Бограшов, продолжая пополнять ее ценными археологическими экспонатами, купленными в Эрец-Исраэль и других странах. Несмотря на то, что Вальтер Мозес получал предложения от многих музеев мира выставить свою коллекцию, он решил передать ее в дар Тель-Авиву, «городу, где расцветает промышленность и торговля, городу, который также должен стать культурным центром страны». Он завещал свою редкую коллекцию стекла, а также богатейшую библиотеку по искусству и археологии, муниципалитету Тель-Авива – с условием, что для коллекции и библиотеки будет построен музей. Исраэль Роках многие годы был дружен с Вальтером Мозесом, который назначил его и Феликса Розенберга (Пинхаса Розена) своими душеприказчиками.
В своем завещании Мозес обрисовал план музея, его отделы и даже указал состав директоров, написав, в частности, следующие слова: «В Тель-Авиве должен быть построен музей археологический и этнографический. Особое внимание следует уделить культуре Эрец-Исраэль, стран Ближнего Востока и Средиземноморья. Отдельно должен быть выстроен павильон, в котором будут собраны экспонаты из стекла от доисторических до сегодняшнего дня. Музей обязан вести научные и исследовательские работы на международном уровне и собственные археологические раскопки».
С годами на территории музея были возведены различные павильоны: первым в 1959-м году – именно павильон стекла, в 1962-м – нумизматики, в 1963 – этнографии и фольклора, в 1966 – керамики, в 1982 – «Человек и его мир». В 1983 году был построен археологический «павильон меди» – павильон Тимны, где раскопки велись под руководством Бено Ротенберга, открывшего павильон. В 1998-м году был возведен «павильон Александра», посвященный истории почты и почтовых марок, а в 2006-м году был открыт павильон Ротшильда для периодических выставок.
Именно в павильоне Ротшильда и откроется выставка «Израильское стекло 2015», о которой можно сказать и так: «Стекло, как предмет философских исследований вопроса о взаимосвязи между искусством объекта и его материальностью». Но чем читать каталоги, лучше прийти и увидеть все своими глазами. Увидеть, во что фантазия и технологии могут превратить этот материал на основе диоксида кремния, обогащенного металлическими рудами. Что могут резка и гравировка, травление и пескоструйная обработка, живопись, эмаль, травление и способность стекла пропускать свет и распространять его, освещая в предметах искусства из стекла понятия времени, памяти и забвения. Чистота формы, мягкие контуры, шелковистые оттенки, элегантность и изящество, символизм и эфемерность, каллиграфия и пустота, юмор и кинетика, лиричность и чувственность, вода и огонь – все это есть на выставке. Надо только суметь рассмотреть.
Куратор выставки «Израильское стекло 2015» — Анриетта Элиэзер-Брунер
Выставка «Израильское стекло 2015» пройдет до 15 июня 2015 года.
Дополнительная информация на сайте: www.eretzmuseum.org.il или на странице музея в фэйсбуке.
Часы работы Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда — с 10.00 до 16.00; четверг — с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок — 03-6415244.
Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Фотографии предоставлены пресс-службой музея “Эрец-Исраэль”
Похожее
Leave a Reply
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.