Фестиваль вокальной музыки в Абу-Гош существует с 1957-го года – поверить в это было бы сложно, если бы не неумолимые числа и сухие факты. В ближайший Суккот, с 14 по 18 октября, в Абу-Гош состоится 46-й музыкальный фестиваль вокальной музыки, который уже 23 года подряд проводится в “новом” формате. Это фестиваль, который привлекает толпы меломанов со всей страны, любителей погулять в предгорьях Иерусалима, вкусно поесть, провести полдня на свежем горном воздухе, слушая музыку и разглядывая легкие осенние облака над Иерусалимом.
Маша ХИНИЧ
Фестиваль привлекает все больше и больше молодых музыкантов, предлагающих его неизменным организаторам – дирижеру Ханне Цур и продюсеру Гершону Коэну – новые программы, новое прочтение классики, новые имена и, главное – новое отношение к старому фестивалю – уважительное, смелое, с желанием привнести на музыкальный праздник в Абу-Гош иные нотки. Два раза в год, на Суккот и Шавуот, на территорию двух монастырей, расположившихся на территории деревни Абу-Гош – места, полного преданий и историй — начинается паломничество: знаменитый вокальный фестиваль собирает десятки тысячи людей.
5 дней музыки в Суккот – также и праздник для самих музыкантов, любителей концертов под открытым небом, ценителей церковной акустики, знатоков литургической и хоровой музыки, оперы, а на сей раз и джаза. Ибо впервые (даже на таком заслуженном фестивале что-то случается впервые) на фестивале будет представлен джаз — джаз в церкви. Именно такой необычный концерт и прозвучит на фестивале в среду, 15 октября, в церкви Кирьят-Яарим, когда ансамбль Ярона Готфрида исполнит джазовые обработки классической литургической музыки, звучащей в исполнении хора “Моран”. Фестиваль не стал более легковесным или легкомысленным. Здесь можно будет услышать джазовые интерпретаций великих произведений сакральной хоровой музыки, музыки барокко и ренессанса, европейской классики. Имена Вивальди, Баха, Форе, Вилла-Лобоса – знакомы всем. А теперь познакомьтесь и с Яроном Готфридом – универсальным музыкантом, дирижером, композитором и великолепным пианистом. Он — обладатель десятков наград в области музыки — выступает со многими музыкальными коллективами в разных странах мира. В своем творчестве Ярон Готфрид продолжает также традиции своего отца — известного израильского джазиста, пианиста и композитора Дани Готфрида, выступая как джазовый пианист, и соединяя в своем композиторском творчестве традиции классики и джаза.
Фестиваль отходит от прежних строгих традиций, в нем более полно представлены world music, джаз, произведения израильских композиторов. В программу также включены сочинения Курта Вайля, Гершвина, Бернстайна, Жильберто Жиля, Луиса Бонфа, Мати Каспи, Йони Рехтера. Но приверженцы классики могут не беспокоиться – “Реквием” Брукнера, “Глория” Пуленка, “Stabat Mater” Перголези, кантаты Баха, “Орфей и Эвридика” Глюка, “Глория” Вивальди, мотеты Мендельсона, произведения Гайдна, Шуберта, Скарлатти и Генделя – на фестивале, как и полагается, будет всё. И это “всё” исполнят как маститые оперные певцы, так и молодые хоры и музыканты, солисты “Оперной студии”. Те, кто будет определять лицо израильской музыкальной сцены в ближайшие годы, наряду со старейшими хоровыми коллективами Израиля и известными мастерами вокала, в том числе и с солистами Израильской филармонии.
Среди несомненных лидеров “зрительских симпатий” — оперная певица, сопрано Керен Хадар, исполняющая 15 октября партию Эвридики в опере Глюка, контратенор Алон Харари, поющий роль Орфея; известнейшая певица-сопрано Шарон Росторф-Замир, которую меломаны знают и как оперную певицу, и как исполнительницу народных неаполитанских песен. На сей раз, она исполнит на фестивале две программы – итальянских песен и барочной музыки. Сопрано Яэла Авиталь исполнит произведения Перселла и Фрескобальди. Солисты “Студии Мейтар” при Израильской опере споют арии из самых популярных опер Моцарта и отрывки из религиозных пиютов. Квинтет духовых инструментов будет сочетаться с хоровым пением в произведениях Гайдна и Мендельсона, Аллегри и Шуберта, Йехезкиля Брауна и Мати Каспи. Все это более детально изложено в программе фестиваля на сайте — http://agfestival.co.il/. Программа фестиваля продумана так, чтобы слушание музыки было больше похоже на отдых, а не на академические концерты: музыка звучит в двух церквях и на пяти открытых площадках нон-стоп целый день.
Всего за 5 дней фестиваля в церкви Кирьят-Яарим, возвышающийся на холме над Абу-Гош, и в крипте монастыря бенедиктинцев в центре деревни, прозвучат 15 концертов (девять в Кирьят- Яарим и шесть в Крипте). В дополнение к ним организуются концерты на открытом воздухе во дворе монастыря Кирьят-Яарим одновременно на 5 сценах — камерной, американского фолка, оперных арий, израильской песни и world music. Также впервые на фестивале будет проведен “праздник народной музыки”: лучшие исполнители на аккордеоне, мандолине и кларнете сыграют во дворе монастыря Кирьят-Яарим во вторник, 14 октября, с 12.00 до 16. 00.
Католический монастырь Кирьят-Яарим — монастырь “Богоматери и Ковчега завета” (Notre Dame Arche D’Alliance), на территории которого проходит большая часть концертов фестиваля, принадлежит ордену Сестер святого Иосифа, французской женской католической конгрегации, основанной в 1650 году. У Ордена 15 монастырей в Израиле, его сестры работают в школах, детских учреждениях и клиниках. Монастырь построили в 1924 году на руинах старой византийской церкви, разрушенной персами в 7-м веке. Его основательницей была Жозефина Румеб (1850-1927). Во время Войны за Независимость в 1948-м году здесь был военный госпиталь. В настоящее время — это действующий монастырь. Абу-Гош отождествляется с библейским Эммаусом, где Христос явил себя ученикам после воскрешения и с ветхозаветным Кирьят-Яарим, куда был возвращен Ковчег завета, после его освобождения от филистимлян. Считается, что деревня Абу Гош была построена именно на руинах библейского Кирьят-Яарим. Римляне возвели здесь, над источником, большую крепость, а затем на том же месте крестоносцы основали монастырь, многие годы служивший и церковью, и военным штабом. В крипте этой церкви, находящейся в центре деревни, также проходит часть фестивальных концертов.
Гости фестиваля могут остановиться в гостинице “Яд ха-Шмона” и в гостинице в монастыре “Кирьят-Яарим”.
История фестиваля также необычна, как и место его проведения. Это история любви к музыке и страстного желания сделать элитарное искусство достоянием обычных людей. В 1957 году профессор Иерусалимского университета, доктор химии Феликс Зульман и пианист и дирижер Зиги Штадерман впервые попали в церкви и крипты времен крестоносцев. Их поразила удивительная акустика древних стен. Первыми слушателями хоральной музыки стали их семьи, их друзья и любители помузицировать из Иерусалима.
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте http://agfestival.co.il/
Художественный руководитель фестиваля вокальной музыки в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн
Продажа билетов: *6226, www.bimot.co.il
Касса “Браво” — *3221, 072-2753221
Все фото предоставлены продюсером фестиваля.
Похожее
Leave a Reply
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.