Сюзанн Вега не впервые приезжает в Израиль, но впервые выступит с Израильским Филармоническим оркестром. 70 музыкантов, дирижер Илан Мохиах, знаменитые шлягеры «Luka» и «Tom’s Diner» и уже не юная, но все еще загадочная и знаменитая американская инди-фолк-поп-рок певица, композитор, поэт и музыкант в одном лице, впервые в Израиле концертировавшая в 1989-м году в Кейсарии и выпустившая свою первую запись в 1985 году. Отметить в Израиле 30-летие начала карьеры — хорошая идея, которая и будет осуществлена ближайшим летом дважды — 9 и 10 июня.
Маша ХИНИЧ. Фотографии предоставлены организаторами концертов
Популярность Веги за 30 лет карьеры только растет. Все ее поклонники выучили наизусть не только ее песни, но и фразу Квентина Тарантино «Хотите понять, как чувствует женщина? Послушайте Сюзанн Вегу». В конце 1980-х — начале 1990-х на фоне многих исполнительниц, самостоятельно создающих свой репертуар, Вега сразу заняла особое место со своим свежим и оригинальным взглядом на мир, завоевала мир утонченными и ироничными фолк-поп-песнями. Поначалу она следовала Леонарду Коэну, Бобу Дилану, Лу Рида, Пэтти Смит, а еще Вегу называют наследницей и лучшей ученицей Джонни Митчелл, Джоан Бааз и всей нью-йоркской школы фолк-рока. Начала она карьеру певицы (до этого пыталась танцевать) в далеком 1985 году, когда вышел ее первый альбом с поэтическими музыкальными рассказами, тексты которых — глубоки, обо всем, неожиданны, состоят из отрывистых кратких высказываний, философских и эффектных. Она поет о ежедневных впечатлениях, о жизни улицы, рассказывает тысячи историй, не проговаривая сюжет до конца. Так родился ее фирменный прием, так она заняла особое место на сцене со своим свежим и оригинальным взглядом на мир. Спор о том, что в песнях Веги важнее и лучше — мелодия или стихи — так же долог и неразрешим, как спор о курице и яйце. На неразрешимость спора накладывается образ Веги — яркий и загадочный, потому как меняется быстрее, чем годы: то с челкой, то без, то рыжая, то шатенка, то в тяжелых ботинках, то в элегантном платье, то с гитарой, то у фортепьяно. На сей раз в Тель-Авиве — с Филармоническим оркестром. Но всегда — звезда, а о звездах складывают немало небылиц.
Звездой ее стали считать с момента выхода второго альбома – «Solitude Standing», который был номинирован на премию «Грэмми». Песня «Luka» с этого альбома стала шлягером — наверное, единственным в мире хитом, посвященным избиваемым детям. Вега уже много лет помогает различным фондам по защите детей от насилия, социальным организациям, борющимся против жестокого обращения с детьми. «Luka» — одна из самых известных ее песен, как и а’капельная «Закусочная Тома» — «Tom’s Diner» с того же альбома, получившая широкую известность после того, как ее перепела лондонская рэперовская негритянская команда DNA в 1990 году. Кстати, именно за «Tom’s Diner», которая использовалась для улучшения формата кодирования музыкальных файлов, Сюзанн Вегу иногда называют «Мама MP3». «Закусочная Тома» оказалась настолько популярной, что в 1991 году вышел диск под названием «Tom’s Album», собранный из самых интересных ремиксов песен Веги, сделанных другими музыкантами.
Но на мой вкус куда интереснее те ее песни, аранжировки которых делал знаменитый американский композитор-минималист Филипп Гласс, в свою очередь пригласивший Вегу написать слова для песен его — филиппглассовского — альбома. В 1986 году Вега написала два текста для оркестрового диска Гласса «Songs for Liquid Days» и позже неоднократно с ним сотрудничала. Всего же Сюзанн Вега выпустила восемь студийных альбомов, предпоследний «Beauty & Crime» – летом 2007 года, посвященный любимому городу Нью-Йорку. «Прекрасное и преступное» — чудесные есть места в Нью-Йорке, но не все безопасны. Интересно то, что альбом с 11 «манхеттеновскими» песнями выпущен фирмой «Blue Note Records», название которой стало синонимом джаза. В «Beauty & Crime» электро-инструменты и эффекты снова уступили место акустической гитаре. Затем Вега увлеклась перезаписью своих классических альбомов, но в феврале 2014 года вновь удивила «Сказками из царства королевы пентаграмм» — «Tales from the Realm of the Queen of Pentacles» . Это 10 абсолютно новых композиций, в которых буддистское спокойствие переплетается с живописным звучанием гитар и банджо, а энергичные мелодии с симфоническими вкраплениями. Последняя песня этого альбома «Horizon (There Is a Road)» — посвящена Вацлаву Гавелу, последнему президенту Чехословакии и первому президенту Чехии. Замечательный альбом — последние годы Вега, воюя с бывшими лейблами, переписывала свои лучшие песни в простых, но кропотливых аранжировках, чтобы сейчас быть полностью независимым артисткой.
Про нее говорят, что она открыла двери для других женщин-музыкантов, она же считает, что эти двери на самом деле были открыты всегда — просто, когда она вошла в них, на это все обратили внимание. Она до сих считает себя феминисткой, но никогда не считала, что пол имеет какое-либо значение в творчестве. Музыку Сюзанн Вега чаще всего называют интеллектуальной, и это определение к ней действительно подходит больше всего. В ее творчестве сделан намного больший акцент на текст, ее сокровенным песням присуще некое чувство отстраненности и меланхоличность. Вега немало пишет и для кино. В фильме «Бульварное чтиво» звучит такое искреннее признание одного из героев: «Сюзанн Вега? Это моя кузина. Понятия не имел, что она еще и поет…» Песни Веги звучат в «Ближе» и в «Бивис и Батхед». Мальчик, снимавшийся в клипе «Лука», стал актером и играл в сериале «Сопрано». А «Tom’s Diner» – это тот сам ресторанчик, который облюбовали герои «Сайнфельда».
Я сижу дешевым утром
В ресторанчике дождливом
В ожиданьи человека,
Мне готовящего кофе.Но приносит лишь полчашки
Тот, с которым я не спорю.
И глядит в окно глазами,
Для которых я – ничто (перевод Дмитрия Рекачевского)
А вот и биография певицы: Сюзанн Вега родилась 11 июля 1959 года в Санта-Монике в Калифорнии. Ее мать, аналитик компьютерных систем — немецко-шведских кровей, а отец –график-дизайнер — шведско-английско-ирландских. Родители Сюзанн расстались еще до ее рождения, а в 1960-м у девочки появился новый отец, которого она долгие годы считала родным. Пуэрториканский писатель Эд Вега увез семью в Нью-Йорк, где они поселились в испанском квартале. С детства Сюзанн говорила на испанском так же хорошо, как на английском. Родители часто пели и поощряли своих четверых детей к музыкальному творчеству. Впервые Сюзанн взяла в руки гитару в 11 лет. К 12 она выказала поэтический дар. Отец и мать Сюзанн были буддистами, что, по словам их дочери, сформировало ее личность. Ее вдохновлял Боб Дилан и современный балет, которым она занималась в школе искусств на Манхэттене. Но исполнение собственных песен интересовало ее больше балета. Она выступала в кафе Вест-Сайда и на фольклорных фестивалях, пела по клубам Гринвич-Виллидж в компании любителей народных песен. Долгое время Сюзанн, будучи интроверткой, не выносила внимания публики, ее раздражали взгляды из зала. Все изменилось, когда однажды она попала на концерт Лу Рида, которого раньше толком-то и не слышала. За один-единственный вечер Сюзанн поняла для себя все — как она будет писать песни, как они должны звучать и о чем она будет в них говорить. Это не было слепое стремление подражать, нет — просто Рид показал ей, что можно петь о вещах, которые кажутся обыденными и простыми, а главное, что если берешься рассказывать историю, то совсем необязательно рассказывать ее целиком. Это было озарение.
“Я поняла, что я могу писать песни о том, что знаю очень хорошо: о метро, улицах, несчастных людях… Я почувствовала, что смогу играть современный фолк, может быть, даже открыть новую главу в этом жанре”, — вспоминает Сюзанн. И ей это действительно удалось. Сюзанн Вега сразу заняла совершенно особое место со своим свежим и оригинальным взглядом на мир. Певица, композитор, поэт и музыкант в одном лице, она завоевала сердца поклонников стильными фолк-поп-песнями, которые отличались утонченными, глубокими и ироничными текстами. Брендом Сюзанны Веги стали пронзительные, искренние баллады, в которых пелось о непростой женской судьбе, одиночестве в большом городе, семейных конфликтах и поисках своего места в жизни. Именно благодаря им певицу считали своим кумиром и путеводной звездой многие поп-рок-звезды следующих поколений.
В 1983 году она заключила контракт, а в 1985-м вышел ее первый альбом, записанный вместе с Ленни Кайе, бывшим гитаристом Патти Смит. Поначалу надеялись продать 30 тысяч копий, но продали 250 тысяч в США и 500 тысяч за границей. Журнал «Роллинг Стоун» включил диск «Suzanne Vega» в сотню лучших альбомов 1980-х. Вскоре после выхода альбома Сюзанн дала свой первый большой концерт с группой и с тех пор выступала в таких престижных местах, как «Альберт-Холл» в Лондоне, «Карнеги-Холл» и «Радио-Сити Мьюзик-Холл» в Нью-Йорке. Ее второй альбом разошелся по миру уже в 3-миллиона экземплярах. Далее — везде: Сюзанн Вегу уже не надо представлять. Просто ждите ее в июне в Тель-Авиве.
Официальный сайт певицы — http://www.suzannevega.com
Suzanne Vega — Luka
Suzanne Vega — In Liverpool
Сюзанн Вега и Израильский Филармонический оркестр (http://get.ipo.co.il/he/suzanne-vega) — Тель-Авив, “Гейхал ха-Тарбут”: 9 июня 2015, вторник, 21.00; 10 июня 2015, среда, 21.00. Для держателей абонементов ИФО — скидка 20%. Тел: 1-700-70-30-30 или *9066, www.ipo.co.il
Похожее
Leave a Reply
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.