Оперный фестиваль на Мертвом море – июнь 2014 года: Израильская опера с постановкой “Травиата” Верди, Израильский филармонический оркестр с 9-й симфонией Бетховена и “Проект Идана Райхеля”. А также особый “Уик-энд Моцарта” в Акко.
“Что может быть разнообразнее и интереснее оперного фестиваля!” – восклицают знатоки и любители. “Что может быть скучнее оперного фестиваля?” – спрашивают те, кто серьезный жанр недолюбливают. И будут неправы. Фестиваль Израильской оперы на Масаде – это фестиваль у подножия Геликона, обители всех муз. Фестиваль, который проводится 4-й раз и год от года становится все шире: “Набукко” в 2010-м, “Аида” в 2011-м, “Кармен” – в 2012-м и на сей раз – в июне 2014 года нас ждет беспрецедентное шоу, глобальный перформанс, пышная зрелищность “Травиаты” Джузеппе Верди на открытом воздухе, высочайшее качество исполнения и постановки. В программе также выступление Израильского филармонического оркестра, “Проект Идана Райхеля” и моцартовский уик-энд в еще одной крепости – в Акко. Фестиваль на Масаде явно уже стал событием не только в масштабах Израиля, привлекая музыкантов мирового класса.
Оперные фестивали – это “вкушение прекрасного”, осмысление места оперного искусства в современном мире, одно из самых роскошных зрелищ развлекательной области, связанное с туризмом, поездками, другими музыкальными областями и традицией, начатой еще во второй половине 19 веке, когда оперные фестивали начали появляться в Европе. Среди старейших оперных фестивалей – Байретский в Германии, Зальцбургский в Австрии, Глайндборский фестиваль в Англии, фестиваль в Вероне в Италии, “Фестиваль двух миров” в Сполето, фестиваль в Экс-ан-Провансе, фестиваль в австрийском городе Брегенце, россиниевский фестиваль в Пезаро, фестиваль в Торре дель Лаго под Луккой, посвященный Пуччини. Фестивали, притягивающие к себе лучших авторов, постановщиков, солистов, дают импульсы для развития оперного дела: фестивали заказывают новые оперы, формируют вкусы. В Европе оперные фестивали – это явление обычное. В Израиле – пока что редкое и потому привлекающее своей новизной и необычностью, пышной фестивальной реальностью, бурлящим праздником в пустыне.
“Травиата” Джузеппе Верди стала первой оперой, поставленной в Израиле в 1923 году. Приняв во внимание этот факт, руководство Израильской оперы, дирижер постановки Даниэль Орен и режиссер Михал Знанецки решили, что именно “Травиата” станет центральным событием фестиваля в этом году. Но с этого года опера – лишь один из компонентов фестиваля, самый заметный и значимый. В программе, помимо “Травиаты” Верди – также исполнение Девятой симфонии Бетховена, Реквиема и “Дон Жуана” Моцарта. “Травиата” пройдет 12, 14, 16 и 17 июня 2014 года. Девятая симфония Бетховена будет исполнена Израильским филармоническим оркестром под руководством дирижера Кента Нагано 15 июня 2014 года при участии хора и солистов мирового уровня. В Акко, крепость которого станет одной из площадок оперного фестиваля, прозвучат в рамках “Уик-энда Моцарта” партии из оперы “Дон Жуан” 19 и 21 июня 2014 года, и Реквием – 20 июня 2014 года. 13 июня на Масаде пройдет концерт “Проекта Идана Райхеля” при участии музыкантов из-за рубежа. На протяжении всего фестиваля в гостиницах на Мертвом море будут проходить оперные концерты и лекции.
Уникальная, нестандартная программа для исполнения на открытом воздухе плюс выверенные составы и уровень исполнителей подтверждают репутацию фестиваля на Масаде с его единой концепцией.
За свою недолгую историю фестиваль успел зарекомендовать себя как самое значимое и масштабное культурное событие Израиля, а также как один из ярчайших фестивалей в мире, проводимых под открытым небом. Именно поэтому на это музыкальное мероприятие приезжают тысячи туристов из разных стран мира. Генеральный директор Израильской оперы Хана Муниц говорит, что “проведение такого фестиваля в Израиле не настолько очевидно, как кажется на первый взгляд, по причине многочисленных сложностей политического, экономического и материально-технического характера. Как и в случае любого другого фестиваля, для претворения этой идеи в жизнь необходимо позаботиться о целом комплексе мер, от инфраструктуры до продюсерских вопросов. Почти повсюду в мире, где есть исторические достопримечательности или места археологических раскопок, проходят культурные фестивали и, чаще всего, такие фестивали являются оперными. В Израиле мы ходим по камням, которым более 3 тысяч лет, но до сих пор не додумались относиться к ним как к достоянию, которое подстегнет экономическое и культурное развитие региона. Эта постановка стала крупнейшей из всех, когда-либо проходивших на израильской сцене: помимо семисот участников и коллектива постановщиков, ее обслуживают около 2500 технических работников. Для фестиваля строится сцена общей площадью четыре тысячи квадратных метров: ее ширина составляет шестьдесят метров, а глубина – шестьдесят шесть метров. Трибуны вмещают до 7580 зрителей, предусмотрена стоянка для сотен автобусов и частных автомобилей, доступ в интернет, площадка для приема гостей в стиле парижской улицы площадью 15000 квадратных метров, на которой находятся около 3500 сидячих мест, техническое оборудование и подсобные помещения для труппы и обслуживающего персонала”.
При подготовке премьеры фестиваля Израильская опера руководствовалась следующими принципами:
Художественный принцип. Фестиваль под открытым небом дает возможность постановки с гораздо более широким размахом, нежели это позволяет здание Оперы в Тель-Авиве. С одной стороны, сцену можно значительно увеличить, чтобы она могла вместить гораздо больше участников – что было необходимо в “Аиде” и “Кармен” Бизе. Оперная музыка приобретает множество дополнительных оттенков, когда исполняется под открытым ночным небом, и, тем более, на Масаде”.
“Масштабы фестиваля позволяют нам привезти в Израиль лучших оперных дирижеров, исполнителей, дизайнеров и лучшие оркестры, – продолжает Хана Муниц. – Мы стремимся подготовить современное художественное представление высочайшего класса. Необычно большое пространство также дает нам возможность представить оперу как жанр перед гораздо более широкой аудиторией, чем это возможно в здании театра в Тель-Авиве”.
Туристический принцип. “Аудиторию международных оперных фестивалей составляют многочисленные поклонники жанра, которые путешествуют летом по всему миру. Туристы приезжают в Иерусалим, Тель-Авив, посещают пустыню или север нашей страны. Как правило, туристы не включают в свою программу культурные мероприятия. – Появление оперного фестиваля без сомнения поможет привлечь любителей культуры”.
Социальный принцип. “Для нас важно сохранять актуальность оперного пения в рамках социального и национального ландшафтов нашей страны. В нашем фестивале заняты 2500 работников, отвечающих за инфраструктуру и работу фестиваля, большинство из которых являются жителями Негева и района Мертвого моря. Генеральные репетиции фестиваля предоставляют нам возможность пригласить тысячи жителей периферии”.
Экологический принцип. “Фестиваль под открытым небом в пустыне естественным образом создает диалог с окружающей природой. Мы не разворачиваем искусственные декорации в пустыне; напротив, используем естественный пейзаж во всем его грандиозном великолепии и делаем его частью постановки”.
Экономический принцип. “Фестиваль проходит в рамках широкого сотрудничества между мирами бизнеса и культуры, что характерно для многих международных мероприятий такого типа. Фестиваль может, без сомнения, стать стимулом для экономического и делового развития района Мертвого моря, а в этом году – и Акко”.
“Травиата” – 12, 14, 16 и 17 июня 2014 года.
Главную партию исполняют сопрано Елена Мосук, покорившая летом прошлого года тысячи зрителей Вероны исполнением партии Виолетты и сопрано Аурелия Флориан. Партию Альфредо исполняют испанский тенор Чельсо Альбело, считающийся одним из ведущих теноров мира и Жан-Франсуа Борра. Партию Жермона исполнит румынский баритон Йонут Паску.
Михал Знанецки, один из ведущих современных оперных режиссеров, специализируется в оперных постановках под открытым небом. В его команде – художник-постановщик Луиджи Сколио, костюмер Иоанна Медынска, хореографы Эльжбета Шлюфик-Пантак и Гжегож Пантак. Осветитель – Богумил Палевич.
Девятая симфония Бетховена – 15 июня 2014 года. Израильский филармонический оркестр под управлением Кента Нагано исполнит Девятую симфонии Бетховена при участии сопрано Анн Петерсон, сопрано-альт Даниэла Синдрам, тенор Михаэль Вейниус, бас-баритон Одун Иверсен. В концерте также примет участие Израильский хор имени Гарри Бертини.
Дополнительная информация на сайте: israel-opera
Маша Хинич. Фотограф – Йоси Цвекер (фото предыдущих оперных фестивалей на Масаде)