18 мая по всему миру проходит Международный День музеев. В Израиле он будет отмечаться на день позже – 19 мая, потому что 18 мая в этом году совпадает с праздником Лаг ба-Омер. И заметим сразу: День музеев – это именно день, когда вход в музеи бесплатен – и это помимо сотен тематических мероприятий, потому как в этот день большинство музеев готовят специальные программы для посетителей. Полный список музеев, участвующих в Дне музеев (около 70 музеев) — на сайте Совета Музеев – http://www.icom.org.il/node/1144
А еще бывает “Весна музеев”, “Ночь в музеях” (она проводится во многих городах мира, обычно в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая) и “Вечер музеев”. День музеев было предложено отмечать еще в 1977 году – на генеральной конференции ICOM – International Council of Museums – Международного Совета Музеев, проходившей в том году в Москве и Ленинграде. С 1992 года Международный день музеев стал событием с определенной тематикой. В этом году слоган выбран такой – “Музейные коллекции объединяют”. Международный совет музеев решил напомнить, что музеи – это не просто собрания прекрасный, ценных и замечательных вещей, но “живые” институции, работающие на то, чтобы культура прекрасного была доступна всем и чтобы различные мировые культуры, музеи и коллекции были связаны и объединены. Иными словами говоря, речь идет о значении мирового культурного обмена, и выставки в Иерусалиме – подтверждение того, что лучшие экспозиции создаются именно благодаря сотрудничеству музеев и коллекционеров разных стран.
“Книга книг”
Одна из таких экспозиций, подготовленных кураторами нескольких собраний – выставка, открывшаяся еще в октябре прошлого, 2013 года – “Книга книг” в музее “Библейских стран”. Сказать, что она восхищает – значит практически промолчать. Эта выставка заставляет в буквальном смысле слова раскрыть рот, который захлопывается от безмерного уважения к тому, что и как представлено в нижних залах музея, оформленных так, что сам дизайн выставки становится еще одним ее экспонатом. К слову сказать, выставка продлится до октября этого года, сайт музея – http://www.blmj.org/. И еще – на выставке бесплатно дают аудио-гид, в том числе и на русском языке.
“Книга книг” – это выставка об истории книги. Самой важной в истории человечества книги, самой популярной, самой переводимой и самой печатаемой книги – книги книг: ТОРЫ, ТАНАХа, Библии, Ветхого и Нового завета.
Слово “уникально” стало затертым, но иначе эту выставку и не назвать: уникальная, редчайшая, удивительная и поражающая. И захватывающая дух. Выставка дает возможность проследить историю написания и распространения ТОРЫ, текстов Септуагинты и Кумранских свитков от 1-го века нашей эры до того времени, когда Библия была напечатана на разных языках.
Всего в музее Библейских стран собрано из многих коллекций более 200 рукописей и печатных изданий – от древних текстов, написанных на папирусе, пергаменте и тонком пергаменте-“велуме” до Библии Гутенберга, самые важные библейские тексты и книги. Представлены отрывки из Септуагинты (“перевода семидесяти двух” – первого перевода Библии на древнегреческий), самые ранние версии Нового Завета, уникальные иллюминированные рукописи, редкие фрагменты из Каирской Генизы и оригинальные страницы из Библии Иоганна Гутенберга. Можно понять и как писались эти книги – тростниковые перья, металлические стилосы. Один из самых интересных экспонатов – серебряный амулет эпохи раннего средневековья со словами из Ветхого Завета.
Над каждой витриной – экран планшетного компьютера, благодаря которому можно сравнить тексты современные и древние, рассмотреть детали рукописей (а они настолько затейливы, что рассматривать их можно месяцами). Можно даже посмотреть, как работает печатный станок Гутенберга, модель которого на выставке. Можно увидеть столь много, что лучше сразу на этой выставке поселиться – по крайней мере, у любителей книги такое желание возникает немедленно.
“На этой выставке, – говорят ее создатели, – начинаешь осознавать, какую потрясающую историю хранит в себе Библия. По-особенному понимаешь, насколько драгоценно каждое слово, записанное в Книге книг, пережившей 2000 лет преследований, попыток изменить текст, но сохранившейся в первозданном виде до наших дней”. Одни из этих создателей – хранители ватиканской коллекции библейских манускриптов “Verbum Domini“. Экспозиция рассматривает развитие Библии одновременно с распространением иудаизма и христианства – из Эрец-Исраэль по всему миру. Начиная с периода Второго Храма, со времени написания свитков Мертвого моря и зарождения христианства, через средневековье, изобретение книгопечатания и до современности.
Музей Библейских стран в Иерусалиме – единственный в мире музей, посвященный истории древнего Ближнего Востока в библейском “разрезе”. Музей исследует культуру народов, упомянутых в ТАНАХе, среди которых древние египтяне, хананеи, филистимляне, арамеи, хетты, эламиты, финикийцы и персы. За более чем 50 лет основатель музея доктор Эли Боровски, переживший Катастрофу польский еврей, перебравшийся позже в Канаду, собрал бесценную коллекцию, которая легла в основу постоянной экспозиции х археологических находок, благодаря которым можно проследить историю развития монотеизма от рассвета цивилизации и до раннехристианского периода. Музей открылся в Иерусалиме при поддержке Тедди Колека 11 мая 1992 года и очень быстро получил международное признание. Боровски, известный коллекционер, родился в Варшаве в 1913 году и получил образование в ешиве “Мир”. Он был посвящен в раввины в раввинском колледже во Флоренции, в Италии, учился в Библейском папском институте в Сорбонне и защитил докторскую диссертацию по философии в Генуэзском университете. После Второй мировой войны он начал собирать древности – остатки библейских цивилизаций. “Будущее человечества уходит корнями в прошлое, и только через понимание истории мы сможем построить лучшее будущее”, – говорил он. В 1998 году Эли Боровски получил звание Хранителя Иерусалима.
“Лицом к лицу: самые древние маски в мире”
Выставка “Лицом к лицу: самые древние маски в мире” в Музее Израиля в Иерусалиме – крошечная. Всего 12 экспонатов и 10 лет работы по ее подготовке – работы археолога и куратора выставки и доисторического отдела в Музее Израиля Дебби Хершман и профессора Юваля Горена, специалиста по сравнительной микроархеологии из Тель-Авивского университета. 12 каменных, высеченных из известняка ритуальных масок, помогавших предкам общаться с духами. Эти маски – воплощения смерти, но они совсем не страшны. Все маски были найдены в радиусе 30 километров от Иерусалима – в Иудейской пустыне и в районе Иудейских холмов. На выставке они размещены по кругу – будто танцуют магический пляс. Маски укреплены на тонких постаментах в человеческий рост, спрятаны под стеклом, но если зайти внутрь круга, то к ним можно приблизить лицо изнутри, примерить на себя роль маски и взглянуть на мир с той стороны, сквозь каменный символ, через навечно распахнутые глазницы смерти в каменном подобии черепа с крупными глазницами и зияющими ртами. И поразиться их живучести. Этим маскам – 9000 лет. 2 из них – из собрания музея (на одной из масок изнутри скромная чернильная надпись – Моше Даян, но это уже совсем другая часть нашей общей истории). 10 масок переданы для этой выставки нью-йоркскими коллекционерами Джуди и Майклом Штейнхардт.
Эти 12 культовых масок периода неолита – самые древние, древнейшие в истории человечества. Все они были созданы в добиблейскую эпоху. Все они, видимо, изображают предков, культ которых был важной частью религии каменного века. По одной из версий, эти маски напоминали их создателям черепа покойных и использовались во время обрядов, связанных с загробной жизнью. По мнению археологов, маски были созданы в то время, когда народы, населявшие “Плодородный полумесяц”, перестали вести образ жизни охотников и собирателей, и начали возделывать землю, что стало поворотным моментом в истории цивилизации. Эти маски – символы предков в виде черепов – по сути первая попытку человека вылепить (высечь) череп из другого физического материала, черепа тех, кто ушел из жизни. Также полагают, что все эти маски – мужские, и что самая большая с крутым лбом символизирует дух предводителя племени. Все маски – разные, похожи на “черепные” портретные изображения, на одной из них сохранилась краска – на той, что была найдена археологом Офером Бар-Йосефом в 1983 году во время раскопок в пещере Нахаль Хемар. Дырочки по краям, просверленные в известняке, использовались для того, чтобы продевать в них пряди волос во времени магических обрядов: маски весят 1-2 килограмма и таким образом их прикрепляли к лицу.
Открытие выставки “Лицом к лицу: самые древние маски в мире” было приурочено к Пуриму – празднику масок и карнавала. Советую попасть на эту выставку тогда, когда по ней проводят экскурсии, расписание которых можно посмотреть на сайте www.imjnet.org.il. После экскурсии станут более поняты карты и видео-материалы, представленые в этом зале, немало добавляющие к словам кураторов и к самим экспонатам.
“Дресскод: появление еврейского гардероба”
И еще одна выставка – напоследок, потому как нельзя объять необъятное даже в Международный день музеев. Там же, в Музее Израиля проходит ярчайшая выставка “Дресскод: появление еврейского гардероба”. Сотня костюмов (в основном женских, мужчинам и детям на этой выставке в явном меньшинстве) с четырех континентов, с 18-го по 20-й век. Разнообразие цветов, текстур, символов, изменений и влияний того, как различные культуры на одежду еврейских общин и одновременно того, как стили прошлого повлияли на моду современную. Платья, накидки, вуали, плащи, костюмы, свадебные одеяния, белье, платки, головные уборы, детская одежда – здесь можно прочувствовать историю одежды.
Выставки моды стали модны и популярны. В Музее Израиля в Иерусалиме хранятся около 10 тысяч (!!!) еврейских костюмов. Многим из них более 200 лет. Для этой выставки были выбрано 100 наиболее ярких, которые дают понимание того, какой же была еврейская мода в прошлом и под влиянием каких факторов она изменялась. Здесь собрали одежду разных периодов и из разных регионов: Марокко, Узбекистана, Ирана, Индии, Афганистана, Турции, Ирака.
Куратор выставки Эфрат Асаф-Шапира говорит: “Некоторые из представленных на экспозиции элементов одежды актуальны и сегодня. Однако в целом выставка дает возможность понять, как одевались женщины того времени, какие использовали ткани, какие вышивки они предпочитали, как сочетали одежду, какие модели были в моде, какие дополнительные элементы использовались для декора платьев. Многие тенденции сегодня опять вошли в моду, хотя, естественно, и претерпели некоторые изменения”. По ее мнению особенного внимания заслуживают свадебные наряды. На выставке представлены платья тунисских невест, расшитые золотыми узорами. Не менее интересными являются и другие экспонаты, к примеру, свадебное платье, созданное в 1947 году в Нью-Йорке – со множеством сложных деталей и элементов.
На выставке “Дресскод: появление еврейского гардероба” пять разделов: “Сквозь завесу” – каким женщинам полагалось скрывать себя от посторонних глаз? Каким нет? В какой степени и каким образом? “Открывая невидимое” – от отделки и изнанки платья до нижнего белья. “Слияние в одежде” – одежда, созданная под влиянием многих стилей со всего мира, например, деталь костюма персидских женщин, похожая на балетную пачку. “Маленькие женщины и мужчины” – детей часто одевали так же, как взрослых, но в детской одежде часто отражались суеверия – поэтому здесь можно увидеть много амулетов. “Одежда, которая помнит” – элементы женской одежды, которые использовались как занавеси для ковчега Торы. В конце 19 века среди сефардских женщин в Османской империи было принято жертвовать в синагогу самые драгоценные предметы одежды. Здесь же представлен платки узбекских евреек, бывшие частью приданого, и в конце концов становившиеся саваном. И шаровары, расшитые золотом – в Йеменской женщины надевали их после родов, на Йом Кипур, и в них же их хоронили.
У этой выставки есть свой сайт – http://www.imj.org.il/exhibitions/2014/dresscodes/home/
Маша Хинич. Фотографии взяты с сайтов музеев