Хайфское городское объединение музеев включает 6 музеев – один другого интереснее: Музей Мане-Каца, Дом-музей Германа Штрука (обоими руководит их главный куратор Светлана Рейнгольд); Морской музей (директор и главный куратор Авшалом Земер); Музей истории Хайфы; Хайфский Музей искусств и Музей японского искусства имени Феликса Тикотина. Один другого интереснее. Билет, позволяющий в течение недели посетить эти шесть музеев Хайфы, стоит (не падайте в обморок) 50 шекелей.
Leopold Pilichowski. In Memory of Chopin, ca. 1911. Oil on canvas. Collection of Mordechai Rubinstein, Tel Aviv
Если вы приобретаете абонемент в хайфские музеи, то это дает вам также возможность бесплатного входа в другие музеи страны – в Музей Израиля в Иерусалиме, в “Бейт ха–Тфуцот” в Тель-Авиве, в “Открытые музеи” в Омере, Тефене и Тель-Хае, в городской музей Ашдода, в другие хайфские музеи – архитектурный имени Монио Гитая и в “Мадатек”, и 50 процентов скидки при покупке билета в Музей Янко Дада в Эйн-Ходе. Все это изложено на сайтах http://www.hms.org.il и https://www.facebook.com/Haifa.Museums, но главное то, что в этих музеях постоянно устраиваются интереснейшие выставки, о трех из которых и пойдет речь. При музеях, у каждого из которых – свой директор-куратор, также действуют библиотеки, в них проводятся экскурсии, лекции, семинары, встречи концерты.
“Великие мастера. Еврейское искусство в 19-м веке и его корни”
“Великие мастера. Еврейское искусство в 19-м веке и его корни” – так называется новая выставка в музее Мане-Каца, на которой представлены не шедевры иудаики и не иллюстрации к свиткам, а реалистическая, жанровая живопись 19 века – того времени, когда еврейское искусство перестало считаться чисто этнографическим, и прямиком шагнуло в авангард европейского модернизма. Точнее, шагнули художники, чьи картины и представлены на этой выставке: Даниэль Исраэль, Исидор Кауфман, сам Мане-Кац, Исаак Левитан, Марк Антокольский, Лессер Ури, Макс Либерман, Мауриций Готтлиб, Самуэль Гиршенберг, Марк Антокольский, Симеон Соломон, Йозеф Исраэлс и другие. Художники, пытавшиеся стать “своими”. Вопрос оставались ли еврейские художники “еврейскими” или становились “европейцами” – один из центральных вопросов этой выставки. Кто-то пытался отстаивать в новой живописи национальные интересы, другие мимикрировали, большинство из них учились в европейских академиях, но всем в 1933 году было указано их место.
Leonid Pasternak. Portrait of an Italian Woman, early 20th century. Pastel. Collection Motti Rubinstein, Tel Aviv
Споров вокруг темы идентификации хватает. Об этом написаны тонны научных трудов и статей. Одновременно с выставкой “Великие мастера. Еврейское искусство в 19-м веке и его корни” в музее Мане-Каца в Хайфе, в Музее Израиля в Иерусалиме проходит аналогичная выставка “Первопроходцы – первые еврейские художники в искусстве Европы 19 века“, где также представлены работы еврейских живописцев и скульпторов, родившихся в 19-м веке и искавших золотую середину, позволявшую им оставаться верным еврейским традициям и ценностям, и одновременно заниматься классической живописью с ее христианской тематикой и обнаженной натурой.
Общее впечатление от обеих выставок (кстати, идентично оформленных – с торжественным сиреневым цветом стен) таково, что как ни старайся ассимилироваться, получается это плохо. Естественно, есть исключения и на качество работы ассимиляция не влияет. И если на выставке в Музее Израиля представлены работы из коллекции самого музея, то выставка в музее Мане-Каца – шире по охвату. Куратору было интересно и то, как повлияла еврейско-европейская ассимиляция и на самого Мане-Каца. В Хайфе удалось собрать картины из частных собраний, галерей, из музеев в Эйн-Хароде, Иерусалиме и Тель-Авиве. Не меньше самих работ интересны и сами истории того, как попали пейзажи Левитана в небольшую иерусалимскую галерею, как портреты кисти Леонида Пастернака оказались в частном собрании в Тель-Авиве, и как Борису Шацу удавалось бывать везде и одновременно. Эта выставка – и художественное впечатление, и рассказ о многих судьбах еврейских художников, в том числе и о самом Мане-Каце, родившемся в Кременчуге, долгий период жившего в Париже и последние годы проведшего в Хайфе в доме, подаренном ему мэром Хайфы Абу-Хуши в обмен на завещанные городу коллекции и картины. Долгое время здесь был дом-музей, который посещали около 3000 человек в год. После ремонта и капитального изменения концепции, количество посетителей увеличилось до 20.000 в год, а всего хайфские музеи в течение года посещают 200.000 человек.
Auguste Delacroix, b. Boulogne, France, 1809-1868. Jewess in Traditional Clothing, 1834. Oil on canvas. Private Collection, Courtesy of Matsart Gallery, Jerusalem
Картины Мане-Каца – еще одно подтверждение того, что своей природы не утаить. Восточный ориентализм побеждает западный классицизм, хотя Лессер Ури прекрасно рисовал площади Берлина, Левитан – пейзажи средней полосы России, а зарисовки святых мест сменились соблазнительными портретами красивых женщин. Но в искусстве внутренняя суть проявляется наиболее ярко. В портретах Йосефа Израэлса, Абеля Пана, Макса Либермана – лидера немецкой художественной сцены – и Мауриция Готлиба еврейство выходит на первый план, пусть и на западный манер. А Эфраим Лилиен и Зеев Рабан ориентализм подчеркивала – хотя бы и средствами арт-модерна. Философ Мартин Бубер как-то сказал “Евреи талантливы и вне гетто” – сказал он это как раз про импрессионистские картины Лессера Ури. Сам термин “еврейское искусство” появился на свет в 19-м веке. “Еврейское искусство” было определено как отдельная дисциплина только с началом периода модерна.
Вот что пишет куратор выставки Светлана Рейнгольд: “С точки зрения новых на тот момент еврейских художников, академический реализм был единственным стилем, который мог бы послужить основной цели создания “великого еврейского искусства”. Они стремились стать “великими мастерами” нового еврейского искусства, приобретая знания и навыки в академиях и школах живописи Европы, двери которых незадолго до этого открылись и для еврейских художников. Эта тенденция сохранилась и среди первых учителей художественной школы “Бецалель” открывшейся в 1906-м году, и стремившихся на базе этой концепции заложить основу национальному стилю зарождавшегося израильского искусства”.
Georges Clairin. Portrait de Sarah Bernhardt, 1876, published in Germany. Colour mezzotint. Collection of Haifa Museums
“Великие мастера. Еврейское искусство в 19-м веке и его корни” – выставка-дискуссия, приглашение к историческому экскурсу в пласты явления, влияющего на нас до сих пор. Явления еврейского искусства в Европе в 19-м веке, ставшем началом модернизма. До того еврейское искусство не входило в западно-европейскую касту, относясь к этнографии и фольклору. Реалистичная жанровая бытовая живопись не мешала пробуждающемуся в который раз национальному сознанию, и также не мешала еврейским художникам стать во главу европейского художественного авангарда. Большие мастера нового еврейского искусства учились в европейских академиях и потому все разговоры о взаимовлиянии еврейского и европейского искусства столь интересны. А картин на выставке так много и они все так хороши, что описать их просто невозможно и ни к чему. На выставке также представлены гравюры – виды Палестины – Густава Дорэ, Уильяма Тернера и Дэвида Робертса.
Lesser Ury. Potsdam Square by Night, early 20th century. Oil on canvas. Collection of The Israel Museum, Jerusalem
Приходите на выставку и не один раз. Выставка продлится до ноября 2014 года. Адрес музея Мане-Каца: Хайфа, бульвар Яфе Ноф, 89. Часы работы: с воскресенья по среду – с 10-00 до 16-00, в четверг с 10-00 до 19-00, в пятницу – с 10-00 до 13-00, в субботу с 10-00 до 16-00. Телефон – 04-9119372. Сайт музея – www.mkm.org.il
“Новые идеалы. Образ “Новой женщины” в фотографии.
Выставка “Новые идеалы. Образ “Новой женщины” в фотографии” –любопытнейшая экспозиция черно-белых снимков – проходит в Музее городе Хайфы – в “Народном доме”, выстроенном в 1869 годом оказавшими столь сильное влияние на жизнь в Палестине темплерами в Немецкой колонии (музеем это здание стало в 2000-м году). Уже само название подсказывает, что можно увидеть на этой сильной выставке – новый образ женщины, точнее новые образы новых женщин двух стран и двух эпох. Недаром фотографии столь напоминают советские имидж-иконы того периода – 1930-1950-е годы. На одной стене – фотографии, сделанные в основном женщинами-фотографами для выходившего в Германии одного из журналов издательского концерна “Ullstein” (из архивов которого и получены многие снимки) – жеманные красивые существа, немного искусственные и желанные. На противоположной стене – фотографии, также сделанные в основном женщинами-фотографами – тех, кто успел убежать из Германии в Эрец-Исраэль, снимавших уже в основном женщины труда. Также хорошо знакомые и заточенные позы, но куда как более реальные для нас. Фотографы из Германии в немалом количестве селились в Хайфе, влияли (как и темплеры) на жизнь в городе и чувствовали себя достаточно вольготно – то есть снимали что и как хотели. И все равно не избежали неизбежной печати влияние того времени.
Liselotte Grschebina. Hilde Billigheimer. 1934
У выставки два куратора – Зоар Эфрон и Анна Георгиева. Два куратора, две декады, две страны, две стены и два общества. И два взгляда на жизнь и женщин. В Германии пытались придумать образ “новой женщины”, Эрец-Исраэль – “нового еврея”. На выставке, многие экспонаты которой впервые представлены публике (как и многие фотографы) три раздела: образ “новой женщины” в Веймарской республики – в 20-30-е годы 20-го века; образ “новой женщины” в Эрец-Исраэль – “сионистская” фотография, одновременно реальная и агитационная; и третий раздел – фотографии уже нашего времени, когда глобализация, цифровые медиа и интернет привели к тому, что многие фотографы после размытия всех границ вновь вернулись к вопросам гендерной и национальной идентичности.
Адрес Музея города Хайфы: бульвар Бен-Гурион, 11. Часы работы: с воскресенья по среду с 10-00 до 16-00, в четверг с 10-00 до 19-00, в пятницу – с 10-00 до 13-00, в субботу – закрыто. Телефон – 04-9115888. Сайт выставки – http://www.hcm.org.il
“Виды Тверии и Кинерета в гравюрах”
Национальный Морской музей города Хайфы – кладезь сокровищ. Его экспозиция охватывает более чем 5000-летний период истории мореплавания. Возник музей в 1953-м году из частной коллекции Арье Бен-Эли, офицера морского флота, основателя и первого директора музея, которым сейчас заведует историк Авшалом Земер. Музей этот поначалу принадлежал ВМС и располагался в Доме моряка, а затем Моше Даян за одну символическую лиру передал его Абу Хуши. В этом музее есть самый древний боевой таран с корабля финикийцев, самый древний глиняный сосуд, извлеченный со дна моря, невероятного изящества римские бронзовые статуэтки, сотни моделей кораблей, карты, монеты, рукописи, находки морской археологии, навигационные приборы – тысячи и тысячи экспонатов. И гравюры, выделенные на сей раз в отдельную выставку “Виды окрестностей Тверии и Кинерета 17-19 в.в.”
Tiberias and the Sea of Galilee – looking north. Mount Hermon in the background Lithograph,1851-1852, Artist C. W. M. van de Velde (1818-1898), Printer G. Müller
Sea of Galilee from the heights of Safed Print, Published London, 1880, Artist H. A. Harper (1835-1900), Engraver C. Cousen (1819-1889)
Тверия считается одним из четырех священных городов, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом. Сейчас это мало кто помнит, а вот в 19-м веке паломники и художники помнили это очень хорошо. На протяжении своей истории город, основанный Иродом Антипой в 20-м году нашей эры, знал множество взлетов и падений, периоды мусульманского завоевания, период крестоносцев, мамлюков. В Морском музее нам в данном случае предлагает не углубляться в исторические труды, а внимательно изучить гравюры из коллекции Национального морского музея, часть из которых были сделаны известными художниками – Дэвидом Робертсом, Ван де Вельде, де Брейном, Делабордом, Бартлеттом и другими, изображавших Кинерет – Галилейское море, саму Тверию, Хермон вдалеке, горячие источники и святые для христианства места – такие как Капернаум и Магдалу. На выставке представлены сотни гравюр. Их точность и детальность поразительны. Эти гравюры не рассматривают поверхностно, а именно изучают, так что приготовьтесь к длительному и познавательному путешествию вокруг Тивериадского озера.
Адрес Морского музея: бульвар Аленнби, 198.
Часы работы: с воскресенья по четверг – с 10-00 до 16-00, в пятницу – с 10-00 до 13-00, в субботу – с 10-00 до 16-00. Телефон – 04-8536622, 04-9115746
Сайт выставки – http://www.nmm.org.il
Маша Хинич