Александр Архипенко – первый скульптор ХХ столетия, который осознал форму как иллюзию. Коллекция работ Александра Архипенко – жемчужина собрания Тель-Авивского музея – будет представлена в Эрмитаже.
В Израиле на днях основан фонд друзей Эрмитажа. В Тель-Авиве в присутствии генерального директора Эрмитажа д-р Михаила Пиотровского и генерального директора и главного куратора Тель-Авивского музея искусств Сюзан Ландау прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. В пресс-конференции также приняли участие Амир Кабири – президент фонда Эрмитажа в Израиле и д-р Марк Шепс, бывший директор Тель-Авивского музея искусств – председатель общества Друзей Эрмитажа в Израиле.
Несколько дней назад в Израиле было объявлено о создании Общества и Фонда друзей Эрмитажа – некоммерческой организации, которая представляет в нашей стране этот один из величайших музеев мира. В связи с созданием Фонда, чему предшествовали годы работы и переговоров, в Израиль приехал генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. На пресс-конференции, прошедшей 28 мая в Тель-Авивском музее, было рассказано о первых шагах в области сотрудничества между двумя музеями – отмечающем в этом году 250-летие Государственныым Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Тель-Авивским художественным музеем, чья история берет начало в 1932 году с личной коллекции мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа.
“Многие израильские музеи поддерживаются зарубежными обществами друзей, – сказал Михаил Пиотровский, но очень редко зарубежные музеи обретают общество друзей в Израиле”.
Сюзан Ландау подчеркнула, что связи с Эрмитажем помогут Тель-Авивскому музею установить сотрудничество и с другими крупнейшими музеями мира. Напомним, что летом прошлого – 2013 года – в Эрмитаже проходила выставка “Белый город. Архитектура “Баухауза” в Тель-Авиве”, организованная Государственным Эрмитажем совместно с муниципалитетом Тель-Авива – Яффо. Планы творческого сотрудничества между двумя музеями – столь элитарным и казалось бы удаленным от центра мировой арены Тель-Авивским – это вотум доверия и оценка профессионализма, признание высокого уровня израильских музеев и работы их директоров и кураторов. Марк Шепс, председатель Общества друзей Эрмитажа в Израиле, сказал что на его взгляд “обмен – наиболее важный инструмент в международной работе музеев, становящийся интересным для публики в обеих странах”.
На пресс-конференции было объявлено, что одна из жемчужин собрания Тель-Авивского музея – коллекция работ родившегося на Украине американского художника и скульптора Александра Архипенко – все 34 картины и скульптуры – будет в течение 2 месяцев летом 2015 года демонстрироваться в Эрмитаже. До этого, в декабре 2014 года, в Эрмитаже откроется выставка работ дадаизма и сюрреализма из собрания Музея Израиля в Иерусалиме. Также планируется показ в Израиле выставки “Утопия-Реальность” – работы Эль (Лазаря) Лисицкого и Ильи Кабакова.
Коллекция работ Архипенко из Тель-Авивского музея в ее полном объеме выставлялась за рубежом всего один раз – в 1987 году в Национальной галерее в Вашингтоне. Выставка в Эрмитаже будет дополнена 4 рисунками Архипенко, хранящимися в коллекции “Трофейного искусства”, попавшего в Эрмитаж после Второй Мировой войны. Михаил Пиотровский подчеркнул, что репрезентативная выставка работ Архипенко в Эрмитаже будет представлять не только саму коллекцию, но в первую очередь Тель-Авивский музей, его истории и истории коллекции, о чем уже готовятся статьи для будущего каталога.
Уникальная, собранная в одном месте, коллекция раннего творчества (1908 – 1923 г.гг.) Александра Архипенко в Тель-Авивском музее насчитывает 34 работы. В 1929 году эти работы были приобретены у Архипенко в Швейцарии немецким коллекционером Эрихом Грёйцем, позже – в1933-м году – переправившим всю свою коллекцию произведений искусств в Тель-Авив Карлу Шварцу – первому директору Тель-Авивского музея искусств, бывшего до прихода нацистов к власти в Германии директором Еврейского музея в Берлине. В нацистской Германии искусство Архипенко было запрещено как расово неполноценное из-за славянского происхождения художника. Многие его произведения исчезли во время войны и представлены лишь своими фотографиями.
Коллекция Грёйца вначале была передана в музей на хранение и лишь после Второй Мировой Войны, в 1955-м году, семья Грёйца передала в дар музею работы Архипенко, забрав другую часть коллекции. Работы Архипенко они просто не сочли достаточно интересными. Новая волна интереса к авангардному искусству, пионером которого был Александр Архипенко, возник только в 1950-е годы. На протяжении многих лет музей получал в дар произведений Архипенко и от других коллекционеров. Интересно, что самому Архипенко о коллекции его работ в Тель-Авиве стал известно только в 1947-м году.
Также на пресс-конференции было объявлено, что Эрмитаж представит для выставки в Тель-Авивском музее работы Анри Матисса – около 30 картин и рисунков, посвященных музе художника – Лидии Делекторской.
В конце ноября 2014 года пройдет вечер-гала Фонда Эрмитажа в Тель-Авивском музее искусств.
Михаил Пиотровский упомянул, что Фонд общества друзей Эрмитажа в Израиле примет участие в 10-й Европейской биенналле современного искусства ” Manifesta “, которое будет проводиться с июня по сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге, ее главной площадкой выбран Государственный Эрмитаж. “Кажущий миф о непоколебимой академичности Эрмитажа – не более, чем миф”. Manifesta – одна из самых крупных и значимых в Европе выставок современного искусства, наряду с Documenta и Венецианской биеннале. Для участия в биеннале и для взаимного сотрудничества в Санкт-Петthбург приглашены кураторы и реставраторы из Израиля в рамках программы межмузейного обмена. По словам Пиотровского, израильские реставраторы – выходцы из бывшего СССР – приобрели в Израиле новый интересный опыт работы, которым интересуются в Эрмитаже.
На пресс-конференции также обсуждались дигитальная библиотека Эрмитажа, компьютеризированные каталоги музея и участие музеев в проекте Google Art Project (http://www.google.com/culturalinstitute/collection/the-state-hermitage-m…)
Речь шла и о роли музеев в современном мире – о том, что музеи давно перестали быть застывшими коллекциями и превратись в динамичные, исследовательские и просветительские организации, открытые широкой публике. “В музеях существует священная территория – свое пространство со своими законами, – сказал Михаил Пиотровский. – Задача музеев сегодня, объяснить, что в наши дни мир очень и очень сложен, но найти общий язык можно. Не просто так в крупнейших музеях мира проходят выставки современного искусства – достаточного радикального явления. Мир постепенно приходит к ощущению некого единого решения”. В Амстердаме, Лондоне, Лас-Вегасе, Флоренции и в других городах мира существует сеть обществ друзей Эрмитажа, так же как и во многих городах России. По словами Михаила Пиотровского “Эрмитаж – это не просто музей, а презентация российской культурной истории, истории имперской культуры. Мы считаем, что Эрмитаж – это не объект культурного наследия, а объект культуры. Он приобщает людей к культуре через культурное наследие. Работаем мы по давно разработанной программе, которая называется “Большой Эрмитаж”.
В этом году Эрмитаж отмечает 250-летие. Выставка Manifesta – лишь часть юбилейных мероприятий. Как сообщал Пиотровской, к юбилею музей планирует значительно расширить свои выставочные площади и открыть для публики новые хранилища.
Мероприятия, связанные с юбилеем Эрмитажа, включая строительство второй очереди фондохранилища и реставрацию зданий, издание каталогов и обновление сайта. Кроме того, после реставрации будет открыто восточное крыло Главного штаба с новой экспозицией и Малый Эрмитаж.
***********
Для справки:
Михаил Пиотровский – с 1992 года директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии художеств, доктор исторических наук, профессор, декан Восточного факультета СПбГУ, заведующий кафедрой Древнего Востока, исламовед, арабист. Среди научных интересов М.Б. Пиотровского – история Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Коран, история ислама, мусульманское искусство. М.Б. Пиотровский – участник археологических экспедиций на Кавказе и в Центральной Азии, автор трудов по арабской истории. Сын известного археолога, директора Эрмитажа Б.Б. Пиотровского, который возглавлял этот крупнейший музей страны более четверти века.
Александр Архипенко (1887, Киев – 1964, Нью – Йорк ) – один из пионеров современной скульптуры ХХ века, российский и американский художник и скульптор украинского происхождения, один из основателей кубизма и конструктивизма в скульптуре. Александр Архипенко – первый скульптор ХХ столетия, который осознал форму как иллюзию.
Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. Архипенко учился в Киевском университете, в Москве и в Школе изящных искусств в Париже, куда он приехал в 1908-м году. Изучал в музеях вместе с Амедео Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.
В 1910-м году уже выставлялся вместе с кубистами в Салоне Независимых. Его творчество включает скульптуры и барельефы, картины, рисунки и гравюры . Его скульптурные инновации создавались под влиянием произведений Брака, Пикассо и итальянских футуристов. В 1914 году Архипенко разработал то, что он назвал “скульпто-живописью”, которая, по его словам представляла “новое явление в искусстве, основанное на связях поверхностей, форм, цветов и текстуры, игре света и тени”. Именно Архипенко впервые “составил” единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид, смешанные материалы и ready-made объекты – листы металла, куски дерева, стеклянные бутылки. Он акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Он создавал скульптуру из геометрических форм, сочетал пустоты и оболочки. Позже – уже в Нью-Йорке он стал работать с мрамором, бронзой и керамикой, занимаясь как классической, так и абстрактной, конструктивной скульптурой.
В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.
В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области “скульпто-живописи”, сочетая трехмерное и плоскостное.
До 1919 года Архипенко работал во Франции, в 1919 совершил тур по Европе. В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.
В 1923-м он переехал в Нью-Йорк, а затем работал в Новом Баухаузе, основанном Л.Мохой-Надем в Чикаго. В 1953 Архипенко провел свою сотую персональную выставку. Архипенко занимался также живописью и изготовлением кинетических объектов с встроенным электрическим мотором, которые он называл “архипентурами”. “Архипентура” – подвижная живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал Александр Архипенко и со “звуковой скульптурой”, а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).
Он был директором мастерских Арко-Студио, выполнявших различные архитектурно-декоративные работы. Умер Архипенко в Нью-Йорке 24 февраля 1964. Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX века о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок.
Сайт Тель-Авивского музея искусств
http://www.tamuseum.org.il/
Сайт Общества и Фонда друзей Эрмитажа в Израиле
http://hermitagefoundation.com/
Общий сайт Фонда Эрмитажа
http://www.hermitagemuseumfoundation.org/
Маша Хинич. Все фотографии работ Александра Архипенко – из коллекции Тель-Авивского музея – предоставлены пресс-службой музея