Уникальные снимки столетней давности, ожившие стеклянные негативы, представлены с 15 января в музее Эрец- Исраэль на выставке «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит».
Маша ХИНИЧ
Фотографии предоставлены пресс-службой музея “Эрец-Исраэль”
Во время ремонта в архивах KKL были найдены ящики со стеклянными пластинами-негативами – редчайшими архивными снимками Еврейского Национального Фонда (ЕНФ – KKL), сделанными известными израильскими фотографами – такими как Швейг, Бен-Дов, Орошкес, Малевский, Фейгин, Клугер и другими, начиная с 1921 года и до 1960-го. Снимки с аурой прошлого, прошлого взгляда и уже ушедшего умения видеть насквозь.
В 1851-м году в Европе стали применять сложную технологию обработки фотографий с помощью стеклянных пластин, на которых проявлялись снимки – пришедшую на смену дагерротипии коллоидную технологию, придуманную англичанином Фредериком Скоттом Арчером. Эта технология называлась также методом «мокрых пластин» — методом, основанном на использовании вязкого материала коллодия. Для приготовления светочувствительного слоя в спиртово-эфирной смеси коллодия растворяли йодистые соли, при этом для разных видов фотографии разработали разные смеси. Полученным раствором поливали отполированные стеклянные пластинки и экспонировали еще в мокром состоянии. Несмотря на все неудобства, новый метод был намного лучше и быстрее всех существовавших ранее. Он требовал всего двух-трех секунд экспозиции под солнечными лучами, а получавшаяся при этом тональность превосходила все ранее известные методы. Поскольку эфир – вещество летучее, то и испаряться он начинал из коллодия очень быстро. Пластину нужно было проявлять сразу же после экспозиции. В походных и экстремальных условиях подготовка и съемка на мокрый коллодий подразумевала серьезные трудности. Ведь мало того, что пластину нужно проявить после экспозиции сразу же, да еще и в полной темноте – нанести коллодий на стекло перед съемкой тоже нужно было в полной темноте. Именно поэтому очень часто фотографы не только несли камеру, треногу и пластины, но еще и тащили за собой «темную комнату». Учитывая количество банок с реактивами, вес получался немаленьким и потому фотографы возили с собой переносные лаборатории.
В 1879-м году основатель компании «Кодак» Джордж Истмен изобрел более совершенный способ проявления снимков на сухих стеклянных пластинах, отпала необходимость обрабатывать негативы сразу после съемки, и благодаря этому профессиональные фотографы, использовавшие уже подготовленные стеклянные пластины, создавали более выразительные и «глубокие» — в прямом и переносном смысле — работы. Стеклянные пластины для негативов стали выпускать в массовом порядке, но это еще не значило, что фотография стала массовым увлечением: ей занимались только профессионалы, получившие специальное образование.
Через некоторое время стали применять целлулоидные фотопленки, но некоторые фотографы продолжали работать со стеклянными пластинками, позволявшими подчеркивать уникальность снимков, особый характер зафиксированного на них, прозрачность, глубину и свет. Одним из таких фотографов был Шмуэль Йосеф Швейг, кому и принадлежит большая часть фотографий, экспонирующихся на выставке «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит» в Музее «Эрец-Исраэль».
В 1920-30-е годы Фонд Керен Каемет ле-Исраэль (KKL) нанимал квалифицированных европейских фотографов, зачастую – выпускников художественных академией и фотошкол (тогда технологии фотографии серьезно учились) — для документальных съемок событий в Эрец-Исраэль. Национальный Фонд считал свой обязанностью показать европейским евреям, как в Палестине постепенно создается еврейское государство и убедить их участвовать в воплощении сионистской мечты в жизнь – участвовать и денежными пожертвованиями, и репатриацией. В те времена фотоаппараты еще не лежали в каждом кармане и в каждой дамской сумочке, а были ценной и довольно редкой вещью. Жители еврейского ишува относились к фотографам с большим пиететом, едва ли не как к легендарным летописцам. Те, кому предлагали позировать, гордились этим – еще бы, стать исторической личностью для будущих поколений, моделью того самого момента! Поэтому никому не было обузой часами ждать фотографа и терпеливо позировать для него. Возможно именно благодаря такому отношению, эти работы походят скорее на живописные полотна, на картины, а не на моментальные снимки. И никто не удивляется, что на этих черно-белых стеклянных негативах чувствуются все оттенки цвета, а не только серые тона. Сами же важные лица – то есть фотографы — счастливые обладатели фотоаппаратов, мастера, любившие свое дело, также хорошо понимали, насколько важна их работа и насколько уникальны снимки, которые им довелось сделать. Они явно отдавали себе отчет в том, что их снимки станут исторической ценностью, что запечатленные ими картины не повторятся.
Куратор выставки Одед Балильти говорит: «Тысячи стеклянных пластин сохранилась в целости и неприкосновенности в архиве KKL, и каждый из этих снимков достоин того, чтобы быть выставленным на всеобщее обозрение, но меня заинтересовал именно тот небольшой ящик, на котором было написано: «Разбито и восстановлению не подлежит». Я решил возродить именно эти, утерянные было картины прошлого, и впервые показать их широкой публике. Когда мы собрали осколки стеклянных пластин в одно целое, или сканировали треснувшие пластины, оказалось, что эти изображения еще более интересны, чем те, что были нетронуты временем. К тому же, те снимки, где не достает того или иного фрагмента или деталей, особо интригуют и заставляют зрителей задействовать свое воображение, чтобы дополнить картину. Старые треснувшие и разбитые стеклянные пластинки ожили».
Директор архива KKL Пнина Ливни добавляет: «В архиве нашей организации хранятся 3000 пластин — «стеклянных» снимков, сделанных с 1921-го по 1960-й год такими фотографами, как Шмуэль Йосеф Швейг, Яков Бен-Дов, Цви Орон-Орошкес, Авраам Малевский, Цви Фейгин, Золтан Клугер, Вальтер Кристалер, Лазарь Доннер и Захария Котлер, ставшими первопроходцами в области фотографии в Эрец-Исраэль. Как правило, они работали по заказу KKL, но зачастую Еврейский Национальный Фонд покупал и не заказные снимки, те, что были сделанным по инициативе самих фотографов, те, в которых они подчеркивали художественную суть процесса фотографии, а не только документировали создание поселений, будни и праздники, учебу и работу — практически всю жизнь».
19-е число (йуд-тет) месяца Тевет по еврейскому календарю считается официальным днем рождения Еврейского Национального Фонда — Керен Каемет ле-Исраэль. Этот день во времена первых еврейских поселенцев в Эрец-Исраэль называли праздником или днем борозды. В этот день 29 декабря в 1901 году Пятый Сионистский Конгресс основал ЕНФ (Еврейский Национальный Фонд) -ККЛ. Выставка «Видим насквозь» открывается через две с половиной недели после этой даты – 15 января (24 (каф-далет) Тевет 5775 года) — и будет экспонироваться в музее несколько месяцев.
Сквозь трещины на стекле проглядывает новое изображение, осколки придают фотографии новую композицию – не ту, что задумывал фотограф, а ту, что выстроило само время за те почти 100 лет, что негативы хранились в архивном коробе. Сейчас это разбитое стекло из нашего дальнего прошлого обрело иную ауру и новый смысл – может даже и больший, чем другие, хорошо сохранившиеся снимки.
Куратор выставки «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит!» – Одед Балильти.
Выставка организована при поддержке архива ККЛ.
Часы работы Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда — с 10.00 до 16.00; четверг — с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок — 03-6415244.
Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Сайт Музея “Эрец-Исраэль” — www.eretzmuseum.org.il