Французский хореограф Тьерри Маланден, завороженный музыкой Петра Ильича Чайковского, способен достучаться до сердца каждого человека, сидящего в зале. На балете Magifique слышен хохот в минуты, когда мужчины-танцовщики из его труппы Malandain Ballet Biarritz исполняют танец маленьких лебедей, а под другие фрагменты из «Лебединого озера» вот-вот готовы навернуться слезы.
Соня МИХАЭЛИ
Главным желанием Маландена было заставить зрителя погрузиться в собственные воспоминания, от того в его динамичной сказке нет ни определенного сюжета, ни морали.
Направление, в котором работает Тьерри Маланден, часто обозначают как неоклассика, хотя сам хореограф противится попыткам втиснуть его творчество в какие-либо рамки. Основа его постановок — это классический танец, однако в авторском прочтении и современной редакции. Malandain Ballet Biarritz — признанная современным балетным миром неоклассическая компания, постоянно участвующая в крупнейших театральных фестивалях, проходящих как во Франции, так и по всему миру. Это один из немногих французских коллективов, имеющих статус национальной труппы. Возглавляющий компанию с 1988 года хореограф Тьерри Маландэн, кавалер Ордена искусств и литературы Франции, без малейшего преувеличения может быть назван «звездой» современного мирового балета: созданные им хореографические композиции с успехом шли и идут в Балете Флориды, балете Аспен Санта Фе, Сингапурском театре танца, Современном балете Каракаса, Каирской опере, Королевском балете Фландрии и во многих других. Маланден — частый гость и постановщик Балета Бордо, которым руководит Шарль Жюд, известный танцовщик и друг Рудольфа Нуриева. Одной из вершин карьеры Маландена стал балет «Полет Икара» на музыку Альфреда Шнитке, созданный им на сцене главного театра Франции — Парижской Оперы — к юбилею Сержа Лифаря.
Magifique — постановка, названная словом, которого во французском языке нет. Оно было придумано будущим хореографом в детстве, вобрав в себя понятия «волшебство» (magique) и «великолепие» (manifique), и появилось благодаря восторженному отношению Маландене к балетам Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Именно оркестровые сюиты этих балетов стали музыкальной основой для маланденовского «Великолепия» — спектакля о детстве и из детства, где было все: и радость, и грусть, и детские сны. В спектакле звучат именно оркестровые сюиты и таким образом, зритель слышит не привычную музыку одноименных балетов, а самостоятельные оркестровые произведения. Балет «Magifique» отнюдь не повествователен, это скорее балет-вдохновение. В отрывках с музыкой из «Лебединого озера» и «Спящей красавицы» Маланден ссылается на классическую постановку Петипа, но вместе с тем, создавая «Magifique», он многое интерпретировал по-своему.
В одном из интервью Маланден так рассказывает о своей философии танца: «Прежде всего, я ценю в танце человечность. На мой взгляд, танец — это средство общения, он всегда должен быть наполнен смыслом, танец — это способ высказать некую идею зрителю. Для этого совершенно необязательно создавать повествовательные балеты, рассказывающие определенную историю. Порой отражения эмоций и впечатлений на сцене достаточно, чтобы зритель начал размышлять. Конечно, у меня в репертуаре есть и повествовательные балеты: мой спектакль «Золушка» на музыку Прокофьева последовательно раскрывает фабулу всем известной сказки. Однако, балет «Magifique» — совершенно другая история. Это калейдоскоп эмоций, в котором есть и лирические, и юмористические, и драматические моменты. Здесь я использую танец, как важное средство передачи различных эмоций. Вместе с тем танец для меня — это такая своеобразная техника, или трюк, чтобы передать зрителю образ идеального мира, к которому нужно стремиться.
Танец – это еще и универсальная ценность. Однако, я признаю существование разницы в танце и хореографии по национальному признаку. Эта разница подобна отличиям разных стран мира, говорящих на национальных языках. Я часто слышу, что моя хореография явно французская и труппа явно французская. Не знаю точно, на чем основывается эти ощущения, но могу сказать, что в условиях современной глобализации я считаю такие отличия позитивным явлением. Именно эта разница создает богатство — если бы мы все танцевали одинаково, весь наш труд был бы бессмысленным. Моя труппа танцует скорее в классической манере, но вместе с тем мы используем приемы современного танца, элементы гимнастики, если это помогает раскрыть суть спектакля. Но в целом, повторю, мы танцуем в классической манере.
Кстати, на меня немалое влияние оказал русский балет. «Русские сезоны» начала ХХ века. Это был потрясающий переворот в танце, музыке, сценографии, переворот в понимании балета как вида искусства, а не просто как приятного времяпрепровождения. Я очень увлекся историей этого периода и позднее сочинил несколько балетов по мотивам дягилевских «Русских сезонов». Мои балеты отражают меня, тем, кем я являюсь на самом деле. Но порой я и сам не знаю, каким будет следующий балет. Я продолжаю жить с ощущением, что могу завтра поставить что-то очень классическое, или, наоборот, очень современное».
«Magifigue». «Malandain ballet Biarritz» Тьерри Маландена
Герцлия — 4, 5, 6, 7 февраля 2015 года, Центр сценических искусств
Беэр-Шева – 9 февраля 2015 года, Центр сценических искусств
Петах-Тиква — 10 февраля, «Гейхал ха-Тарбут» (спектакль для юношества)
Модиин – 11 февраля, «Гейхал ха-Тарбут — Реут»
Ягур, «Театрон Яд ле-Мегеним» — 12 февраля 2015 года
Сайт труппы «Malandain Ballet Biarritz» Тьерри Маландена
http://malandainballet.com, https://www.facebook.com/MalandainBalletBiarritz
Magifique — Tchaïkovski Suites
Билеты:
Касса «Браво» — http://bravo.israelinfo.co.il/announce/22830
www.hoh-herzliya.co.il или https://www.facebook.com/Omnuyot
Фотографии (©Olivier Houeix) предоставлены организаторами гастролей
Похожее
Leave a Reply
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.