Ансамбль “Бат-Шева ” отмечает в июне-июле свой юбилей – 50-летие творческой деятельности – рядом мероприятий: академический симпозиум в Тель-Авивском университете; выставка в центральной тель-авивской библиотеке “Бейт-Ариэла”, приуроченная к открытому доступу в архив “Бат-Шевы”; торжественный вечер-гала и представления обновленных классических постановок ансамбля, таких как “Вирус”, “Мамонты”, “Макс” и прошлогоднего спектакля “The Hole”.
Ансамбль “Бат-Шева” был основан как репертуарная компания в 1964-м году баронессой Бат-Шевой де Ротшильд и хореографом Мартой Грэхам. В центре юбилейных мероприятий – история ансамбля с 1964-го года до наших дней, от Марты Грэхам до Охада Нагарина, художественного руководителя ансамбля с 1990-го года, создателя языка движения “гага”, повлиявшего в целом на современный балет в мире. Охаду Нагарину присущ редкий и драгоценный талант художника: он умеет удивлять на каждом шагу, каждый раз – каждым жестом и каждым поворотом в танце. Воодушевление, энергия, смелость, текучесть движения, изобретательность и безошибочная эстетика телесности и фантазии, необыкновенный диапазон гибкости – такова хореографическая манера Нагарина и “Бат-Шевы”, энергия которой буквально электризует не только танцоров, но и публику.
Сейчас в двух труппах ансамбля – взрослой и молодежной – 34 танцовщика, постоянно принимающих участие в творческом процессе ансамбля. “Бат-Шева” – самая крупная в Израиле труппа современного балета. Начиная с 1989 года, ансамбль базируется в тель-авивском центре танца “Сузан Далаль”. Всего за год ансамбль дает около 250 представлений перед 75.000 зрителями.
Историю хорошо учить в архивах. Работа над архивом “Бат-Шевы” и его дигитацией шла последние два года. Материалы архива вскоре станут доступны для широкой публики и к этому событию приурочена выставка фотографий и документов, которая начиная с 19 июня открывается в тель-авивской библиотеке “Бейт-Ариэла”. История ансамбля и его влияния на балет и культуру Израиля и мира – также одна из тем академического симпозиума в Тель-Авивском университете, в котором принимают участие культурологи из Израиля и из-за рубежа.
Самое яркое юбилейное событие – это праздничный вечер-гала, который пройдет на исходе субботы 21 июня в Тель-Авивском центре сценических искусств (“Бейт ха-Опера”) и в котором примут участие все те, кто на протяжении полувека сотрудничал с ансамблем “Бат-Шева”: танцоры, хореографы, сценографы, декораторы, художники по костюмам и по свету, все – от рабочих сцены до руководителей ансамбля. Множество людей, благодаря которым “Бат-Шева” стала одним из лидирующих в мире ансамблем современного балета, друзья и поклонники, партнеры и коллеги “Бат-Шевы” из Израиля и из-за рубежа.
К вечеру-гала готовится особая программа, в которой участвуют обе труппы ансамбля – и взрослая, и моложенная, а также ученики балетного отделения центра искусств “Бикурей Итим” в Тель-Авиве под руководством Наоми Перлов. Также будет показан документальный фильм “Первый вечер” режиссера Гилада Токатели, проинтервьюировавшего тех, кто принимал участие в первом премьерном спектакле “Бат-Шевы” в 1964-м году.
Общая тема академического симпозиума в Тель-Авивском университете – “Бат-Шева: тело, танец и культура”. Симпозиум пройдет на факультете искусств университета в здании “Мексико” 18 и 19 июня. Вход свободный. Информация и полная программа выступлений на сайте www.arts.tau.ac.il
В симпозиуме примут участие специалисты по современному танцу, театру и культуре. Темы симпозиума: “Танцор и танец”, “Исследование движения”, “Музыка силуэтов”, “Ансамбль “Бат-Шева” как культурное и общественное явление”. В симпозиуме примут участие профессор Марк Франко – редактор Dance research Journal из университета Филадельфии и профессор Габриэла Брендштетер – глава Центра изучения движения в театральном институте при Берлинском университете, а также израильские исследователи танца и культурологи. Вход на все встречи симпозиума – свободный.
18 июня будет представлена в полном объеме электронная версия архива “Бат-Шевы”. Открытие основанного историком балета Ирис Лена архива, освещающего все 50 лет деятельности “Бат-Шевы”, пройдет в библиотеке “Бейи-Ариэла”. К открытию архива, часть материалов для которого – фотографии, видео, афиши, документы и т.д. – переданы частными лицами, приурочена выставка, посвященная юбилею ансамбля, которая открывается в “Бейт-Ариэла” 20 июня. Архив доступен на иврите и английском и станет важной составляющей в исследованиях современного танца.
В течение июня-июля ансамбль “Бат-Шева” представляет публике обновленные классические версии таких постановок Охада Нагарина как “Вирус”, “Макс”, “Мамонты”, “The Hole” и “Декале”. В конце июня в Израиль приезжает пара известнейших солистов Большого театра из Москвы – Наталия Осипова и Иван Васильев, обратившихся к Охаду Нагарину с просьбой поставить для них дуэт в стиле движения “гага” по следам его работы 1989 года “PassoMezzo” на музыку английской народной песни Greensleeves и отрывки из старинной, 1728 года, сатирической оперы-баллады “The Beggar’s Opera” – “Оперы нищих”, включавшей 69 народных песен. Премьера “PassoMezzo” прошла в Нидерландском театре танца, которым тогда руководил Иржи Киллиан. Израильская премьера состоялась в 1991 году в Центре “Сузан Далаль”. Этот дуэт – оригинальное pas-de-deux – одновременно романтичен и ироничен, даже порой язвителен, капризен и чувственен, атлетичен и гармоничен. В нем – в ранней работе Нагарина – уже видны элементы его стиля: потрясающий баланс между музыкой и движением, внутренним чувством и сторонней оценкой взаимодействия любви и конкуренции, откровенный язык тела, утонченная музыкальность, дерзость зрелища и человечность – и идеальное равновесие между этими плавно связанными элементами.
Историческая справка:
Знаменитый израильский ансамбль “Бат-Шева” входит в десятку ведущих в мире групп современного балета, а его руководитель Охад Нагарин – в пятерку выдающихся балетмейстеров наших дней. За 50 лет своего существования эта группа современного танца стала визитной карточкой израильской культуры.
Ансамбль”Бат-Шева” стал первым израильским профессиональным коллективом современного балета. У истоков его создания его стояли выдающаяся балерина 20 века Марта Грэхем и баронесса Бат-Шева де Ротшильд. В начале шестидесятых годов Бат-Шева де Ротшильд приехала в Израиль и решила основать здесь профессиональный балетный ансамбль. Она обратилась за помощью к Марте Грэхем, с которой ее связывала давняя дружба. Та не только помогла советами, но и стала во главе нового израильского коллектива, названного в честь его покровительницы “Бат-Шева”. Дебют “Бат-Шевы” состоялся в декабре 1964 года в зале Национального театра “Габима”.
После первого выступления “Бат-Шевы” в Нью-Йорке в 1970-м году американские критики писали, что по драматической насыщенности и профессиональной отточенности исполнения израильский ансамбль Марты Грэхем не уступает, а подчас и превосходит ее нью-йоркскую труппу.
С коллективом “Бат-Шевы” работали многие известные хореографы – Роберт Коэн, Глен Теши, Перл Ланг, Линда Ходе, Иржи Киллиан, Матс Эк, Уильям Форсайт, Анжелен Прельжокаж и другие. Тогда же выдвигается группа талантливых хореографов из танцоров ансамбля. Впоследствии некоторые из них возглавят собственные коллективы: Рина Шенфельд, Ошра Элькаям, Рахамим Рон, Охад Нагарин и Моше Эфрати. Многие зарубежные и израильские хореографы создавали композиции специально для “Бат-Шевы”, используя музыку израильских композиторов.
Спустя несколько лет баронесса лишила ансамбль своего покровительства и создала новый коллектив – “Бат-Дор”, а Марта Грэхем полностью посвятила себя своей нью-йоркской труппе. Однако даже в периоды кризиса “Бат-Шева” поддерживала свою высокую профессиональную репутацию. Труппа “Бат-Шева”, даже перестав получать помощь от де Ротшильд и сменив несколько художественных руководителей, стала выдающимся ансамблем под руководством Охада Нахарина, блестящего израильского танцовщика и хореографа, начавшего свой творческий путь в самой “Бат-Шеве” в 1974-м году, работавшего в “Балете 20-го века” Бежара, в труппе Марты Грэхам, в Нидерландском театре танца, возглавлявшего свою труппу в Нью-Йорке с 1980-го года. Тогда же – в 1980-м году – состоялся его дебют, как хореографа: Нагарин поставил балет для группы Казуко Хирабауси.
Сегодня “Бат-Шева” продолжает занимать центральное место в балетном искусстве Израиля. В 1975 году при ансамбле был создан молодежный коллектив, готовящий смену основному составу танцоров. В 1990-м году, в связи с приходом Охада Нагарина в “Бат-Шеву” молодежная труппа получила название “Ансамбль Бат-Шева” в отличие от просто “Бат-Шевы” и сейчас превратилась в международную школу-студию, аудиции в которую проводятся раз в год, и выпускники которой становятся участниками основной постоянной труппы “Бат-Шевы”.
Художественный руководитель ансамбля “Бат-Шева”, хореограф Охад Нагарин – внук выходцев из России, уроженец кибуца Мизра. Нагарин – самый молодой лауреат премии Израиля по искусству за всю ее историю, получивший премию в 2005 году в возрасте 53 лет. Его называют звездой современной хореографии. Нагарин, наряду с Иржи Килианом, Матсом Эком, Хансом ван Маненом и Начо Дуато, считается одним из лучших балетмейстеров наших дней. В 1990-м году он стал художественным руководителем “Бат-Шевы” и вывел ансамбль в авангард современной хореографии. Охад Нагарин также известен как создатель революционного языка движения “гага” – нового способа получения информации и осознания себя с помощью тела.
В одном из интервью Дина Альдор, нынешний гендиректор “Бат-Шевы”, так расшифровала термин “гага”: “Прежде всего, это серьезная сценическая техника, система работы. Гага радикально отличается от большинства методов обучения танцую И с другой стороны, как считает Охад Нагарин, разрабатывающий идеи “гага” с 1990-го года – это метод радости движения, возможность понять, как тело должно воспринимать и передавать движение. “Гага” – это любовь к движению, связь с пространством, с самоощущением, с выстраиванием отношений. Это – рамки, внутри которых можно творить свободно. “Гага” – основа ежедневного тренинга танцовщиков ансамбля “Бат-Шева”: через движение каждый из них учится думать, чувствовать, творить. Движение становится для них основным выразительным средством. Танцовщику необходимо преодолевать свои возможности, идти дальше, постоянно развиваться. А еще одна из главных идей Нагарина та, что танец врачует тело и душу, а за образец координации он берет правильность и естественность движений животных”.
Сам Нагарин говорит: “Гага – это способ почувствовать радость движения. Прислушаться к каждой клеточке организма, понять то, что должны воспринимать и передавать руки, ноги, шея – все части тела. Я всегда хотел создать рамки, внутри которых можно творить свободно. Так родилась система гага”. При ансамбле “Бат-Шеве” организован специальный курс движения “гага” для 30 лучших учеников балетных студий Израиля. Подобный курс “гага” проходит ежегодно и для 30 профессиональных танцовщиков из-за границы. Начиная с 2011 года “гага” преподается в Гарвардском университете на факультете музыки и искусств и является одним из предметов академической программы нью-йоркской школы Джульярд.
Дополнительная информация на сайте: batsheva.co.il
Маша Хинич. Фото: Гади Дагон