Классический балет навевает скуку и ценен только в качестве уникальной возможности подремать пару часов в удобном кресле в полутьме зала Израильской оперы? Не советуем рассчитывать на это, если достопочтенный зритель остановил свой выбор на классической постановке балета “Дон Кихот”, представленный израильской публике Санкт-Петербургским театром “Русский балет” в дни пасхальных каникул.
Балет представляет классическую русскую балетную школу: величественное действие, техническое совершенство игры, сложные и виртуозные танцы и визуальное совершенство держат аудиторию в состоянии полураскрытого от изумления рта в течение двух с половиной часов: если так сейчас, то как же будет дальше?! Следует снять шляпу перед постановочной труппой и актерами балета: не всякому дано продемонстрировать во всей красе умения и таланты всей труппы, достижения и традиции русского балетного мастерства и сочетать и первое, и второе с блестящим и остроумным визуальным оформлением и цельностью сюжетной линии.
Визуальная составляющая балета выше всяких похвал. Продумана каждая мелочь: костюмы героев не только передают настроение времени Сервантеса и его произведений, но и являются составляющей танцев. Чего стоит один только танец Китри на фоне алых плащей тореодоров! Испанский колорит ощущается и в ритмичном перестукивании кастаньет, в уличных плясках, в посиделках со стаканом вина в уличных тавернах, и даже в снах хитроумного идальго Дон Кихота. Ветряные мельницы? Они есть, их действительно легко принять за великанов и сразиться с ними во имя чести и достоинства Рыцаря Печального Образа.
Балет украшен массой забавных деталей, заставляющих публику… смеяться по ходу действия. Сцена с псевдоумирающим Базилем или цельный образ Санчо Пансо вызовут улыбку у самых стойких противников метафорического изъяснения классического балета. Но сам Дон Кихот исполняет в постановке роль, скорее, наблюдателя, нежели действующего лица. Он видит сны, он бьется за счастье своей Дульсинеи с другим, и уезжает в сопровождении верного оруженосца, когда понимает, что его миссия выполнена.
В отличии от большинства балетов, где правят бал 2-3 звезды, а остальная часть труппы остается незаметной, в данной постановке танцоры второго плана вызывают не меньший восторг, чем главные действующие лица. Хочется снять шляпу перед тем, что это было понято и реализовано сполна: так зритель имеет возможность наслаждаться цельным зрелищем, не считая минуты до следующего выхода примы, а труппа – показать максимум своих возможностей.
“Дон Кихот” поделен на три акта, каждый из которых плавно и логичено перетекает в следующий. Тем не менее, нельзя не сказать несколько отдельных слов о блестящей идее, на которой построена концепция третьей части балета. Третий акт посвящен свадьбе Китри и Базиля, но на деле предсталяет собой отдельное представление, демонстрирующее красоту и мощь русской балетной школы. Сложнейшие поддержки, индивидуальные, парные и групповые партии, с одной стороны, гармонично вплетаются в канву балета, а с другой – достойно представляют то, за что русская балетная школа так высоко ценится во всем мире на протяжении уже нескольких веков.
Словом, если уважаемый зритель окажется паче чаяния в полутемном зале Оперы в один из ближайших вечеров, милостиво просим его не рассчитывать недурно выспаться. Балет окунет его с головой в бурю страстей порывистой черноглазой Испании, бессмертное произведение Сервантеса, искрящуюся музыку Людвига Минкуса, бескомпромиссную хореографию Александра Горского и растворяющихся в танце и танцующих для себя людей, которые, кажется, знают о гармонии и совершенстве много больше любого из нас.
По 15 апреля — в Тель-Авиве, в зале Оперного Театра имени Шломо Лахата (Израильская Опера).
17 апреля — в Беэр-Шеве, в «Центре сценических искусств»
18 апреля — в Хайфе, в зале “Аудиториум”
Билеты и информация в кассе «Браво» или по телефону *3221
Похожее