Заглавное фото – работа Sebastian Limet
Кто твой герой? Суккот в Старом Яффо – бумажные герои на международной выставке. Неограниченные возможности бумажного искусства или три музея за 60 шекелей
В дни праздника Суккот, с 8 по 10 октября, в Музее Старого Яффо, расположенном на Кикар Кдумим, пройдут увлекательные мероприятия и хеппенинги для всей семьи, посвященные искусству складывания бумаги в рамках проводимой третий год подряд международной выставки творчества из бумаги.
Выставка «Paper Heroes» – «Бумажные герои», посвященная различным техникам бумажного искусства, или правильнее – искусства из бумаги, пройдет в Музее Старого Яффо третий год подряд. Каждый год экспозиция посвящена отдельной теме. В этом году в фокусе – концепция героя, представленная широким спектром разнообразных интерпретаций израильских и зарубежных художников. Обширный раздел посвящен одной из самых старинных техник складывания бумаги – оригами, в котором представлены также обучающие видеоролики по технике создания объектов из сложенной бумаги разных уровней сложности.
Бумага – по большей части материя непрочная, легкая, ее можно разорвать, скомкать, ее уносит порыв ветра. В то же время для художников – это удивительный материал: увлекательный, красочный, с разнообразными возможностями. Мастерами оригами преобразуют бумагу, превращая гладкий лист в скульптуру, в трехмерную форму определенного содержания.
Художники оригами работают в жестких рамках ограничений и правил: квадрат бумаги, никаких ножниц или клея. Только складки… Другое дело киригами, когда
из гладкого однородного бесцветного листа бумаги вырезаются определенные части и внезапно возникает форма с игрой света и тени. Квиллинг (Qwilling) – это живопись в бумажных катушках, когда небольшое изменение угла зрения насыщает работу яркими цветами. Pop-up – волшебство, в последнее время нередко встречающееся на страницах детских книг. Легкое движение руки, и тонкий книжный лист оживает, обретая объем и форму. Бумажная скульптура в 3D-дизайне создает объем, формы и композиции, которые трудно представить в других материалах. На выставке в Музее Старого Яффо также представлены различные виды бумаги, которые вырабатываются по уникальным техникам.
Выставка «Бумажные герои» покажет посетителям героев из самых разных сфер: супергерои в кино, герои литературы, библейские герои, герои мифов и сказаний. Работы, выполненные в различных техниках, потрясают воображение и пробуждают вдохновение. Оригами, квиллинг, бумажная скульптура – нет конца бумажным возможностям, пластичности и способности бумаги менять свою хрупкую сущность.
Волшебные существа рождаются в воображении художника, который затем создает их из бумаги при помощи разных техник – оригами, pop-up, киригами, квиллинга – бумагокручения, искусства превращать бумажные полоски в бумажную филигрань. Но именно оригами – искусство превращения бумаги в трехмерные фигуры – одна из основных техник работы участников выставки. Оригами – тонкое, почти сакральное искусство складывания из бумаги, пришедшее на Запад из Японии, но зародившееся в Китае. Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги, однако допускается применение других форматов – прямоугольных, многоугольных, круглых. Этот вид декоративно-прикладного искусства распространен не только в Японии и Китае, но и в Корее, Германии и Испании. Однако европейские традиции менее исследованы и затеряны в истории, а восточные превратились в международное искусство. Цель современного оригами не только в том, чтобы следовать схемам, аккуратно воспроизводя заданную модель. Это еще и самостоятельные эксперименты, в результате которых можно увидеть результат тех или иных изменений. Развитие геометрических методов оригами привело к созданию чрезвычайно сложных форм. Некоторые художники оригами используют компьютерные программы и создают работы, основанные на математическом анализе.
Складывать бумагу – звучит очень поверхностно (бумага – не плоское понятие, а материал с глубиной), потому что за поверхностью бумаги кроются века традиций, законы геометрии, логика алгоритмов, непростая наука оригами и тонны спрессованного терпения внимания, труда, отдачи. Все это полностью забирает человека, всерьез занимающегося оригами, киригами, тессяляцией и техникой pop-up. Таков – то есть безумно увлечен оригами – и куратор этой выставки Илан Гариби (http://www.garibiorigami.com) .
Илан Гариби занимается искусством складывания фигурок из бумаги не так давно, хотя впервые столкнулся с искусство оригами еще 12-летним подростком. Свой творческий путь он начал в 2008 году и с тех пор создал около 200 уникальных моделей, то есть сам разработал алгоритм их складывания. Гариби часто прибегает к технике тесселяции (складывания узоров из бумажных ячеек), многие его работы модульны, есть среди них и фигуративные скульптуры. За плечами художника четыре персональные выставки и более 20 групповых выставок оригами и дизайна. Несколько лет назад Гариби полностью посвятил себя искусству и дизайну, и уже успел поучаствовать в неделе дизайна в Милане, в семинарах, проводящихся в Калифорнии компанией Google, да и где только нет, сотрудничая также с известными тель-авивскими дизайнерскими студиями. Его история – пример того, куда может завести чистый лист бумаги.
Лешие, пегасы, чертики, крылатые рыбы, невиданные существа – за всем этим стоит не только традиции искусства оригами, но и математический расчет. Лекала для киригами напоминают сложную геометрическую схему, задачу по начертательной геометрии, решить которую может каждый – было бы желание. У Илана Гариби такое желание появилось после демобилизации из армии, где он прослужил 25 лет в армейской разведке, увлекшись затем «на воле» модулярными разработками из бумаги, математическими расчетами в дизайне. Вместе с тель-авивской студией Aqua Creations он придумал ряд «молекулярных светильников», плафоны которых сделаны из плотной бумаги, хотя работает также и с металлом, деревом, проволокой. Существующие формы оригами заимствуются и воспроизводятся в архитектуре и в промышленном дизайне, но Илан Гариби пошел дальше – он сам придумывает новые формы оригами, новые диаграммы для складывания.
«Оригами это форма искусства, основанная на преобразовании, — говорит Илан Гариби. — Ничто не добавляется, как в живописи, ничто не вычитается, как в резьбе по дереву. Вы начинаете с листа бумаги и заканчиваете с ним же в руках. В рамках этого листа и этих ограничений делается то, что называется искусством. В течение 25 лет в армейской разведке искусство было от меня далеко, как обратная сторона Луны. Но жизнь всегда преподносит сюрпризы, и после выхода на досрочную пенсию, я решил искать новые области применения своих сил. С 2008 года я разрабатываю новые модели, узоры и формы, все в пределах ограничений правил оригами — то есть без применения клея или ножниц, а только складывая или сминая бумагу. Точность и повторение, усидчивость и аккуратность — вот мои инструменты. Чувство точности я унаследовал от отца, и потому все делаю вручную, не прибегая к помощи линейки или какого-либо механизма.
Отдавая себя отчет в том, что все-таки искусство оригами, складывания из бумаги ограничено неким – пусть это смешно звучит — стеклянным потолком, я пробую работать и с другими материалами — с металлом, деревом, тканями, кожей, даже со стеклом и бетоном. Моделирование светильников серии Molecules для студии Aqua Creationsоткрыло для меня дверь в мире дизайн. А сотрудничество с Talents Design Galleryпоказало новые возможные направления, и моя серия Metal Origami была разработана уже вместе с Галем Гаоном – хозяином этой студии. Затем я придумал ювелирную коллекцию «металл, дерево, бумага», продемонстрировав возможность изменять пропорции и масштаб и комбинировать различные материалы в кольцах и подвесках.
Сегодня я преподаю оригами в Холонском институте дизайна, и к тому же руковожу группой OASIS – Origami Artists of Israel organization – союзом израильских художников оригами, и еще редактирую журнал The Fold журналом ассоциации OUSA – союза художников и дизайнеров оригами в США. Что еще? Еще я люблю складывать пазлы, умею жонглировать 4 мячиками и могу сказать, что оригами – магический процесс создания — резко изменило мою жизнь.
Я впервые узнал об оригами, когда мне было 12 лет, изучив все доступные тогда книги – руководство по оригами английского фокусника Роберта Харбина. Я занимался этим в одиночку – никто не разделял моего увлечения. Сейчас же, как художник оригами, я езжу по всему миру, мои работы представлены на международных выставках. Любой телефонной звонок может стать началом нового приключения. Будучи офицером в армии, вы лишены самостоятельности: есть приказ, есть солдаты. А художник творит в одиночку, только он сам отвечает за успех или неудачу.
Я сделал свои первые шаги в оригами, став полковником запаса, благодаря приятельнице, познакомившей меня с техникой тесселяции на кружке по оригами. До этого я увидел орнаменты в музее японского искусства имени Тикотина в Хайфе и не мог понять — как же это делается из одного листа бумаги? Когда я вернулся домой, то попробовал сделать это сам: ошибся, огорчился, а в результате выяснилось, что придумал новую модель. Так на своих ошибках я изучал технику тесселяции – складывания бумажного узора из модулярных ячеек. Технику, предполагающую бесконечные вариации».
Выставка «Бумажные герои» покажет посетителям героев из самых разных сфер: супергерои в кино, герои литературы, библейские герои, герои мифов и сказаний. Работы, выполненные в различных техниках, потрясают воображение и пробуждают вдохновение. Оригами, квиллинг, бумажная скульптура – нет конца возможностям бумаги, пее ластичности и способности менять свою хрупкую сущность.
Среди экспонатов-героев: киношные Бэтмен, Супермен, Железный Человек, Невероятный Халк, Чудо-Женщина, Могучие рейнджеры (Power Ranger), Дарт Вейдер, литературные Пеппи Длинный Чулок, Дон Кихот, Кот в сапогах, Гамельнский крысолов, проказницы Лиза и Лотти, Анонимус, гиганты культурного наследия художник Хоакин Соролья и поэтесса Рахель, художница Фрида Кало, самураи, Геракл и многие-многие другие.
Куратор выставки: Илан Гариби
Главный куратор и оригинальная идея: Лимор Маргулис
Одновременно с мероприятиями в самом Музее Старого Яффо различные бесплатные развлечения будут проходить на Кикар Кдумим с 10:00 до 17:00. Среди них: мастер-класс по оригами и создание бумажных героев, ставшие уже традиционными экскурсии для всей семьи по Старом Яффо ( которые будут проходить в течение всех полупраздничных дней Суккот с 5 по 14 октября. Темы – самые разнообразные: Яффо – город трех религий, археологический тур, классический тур и многое другое.
Вход на все мероприятия на Кикар Кдумим – свободный
С 8 по 10 октября пройдут мастер-классы по складыванию бумаги с 10:00 до 17:00.
Экскурсии с гидом:
Стоимость: 20 шек за одного участника.
Подробнее о турах и регистрации – https://www.oldjaffa.co.il/familytour
Вход на выставку в Музее Старого Яффо по ценам музея:
30 шекелей – взрослый / 25 шекелей – ребенок
15 шек – для обладателей карточки ДигиТел (жители Тель-Авива)
Часы работы Музея в Суккот:
С 5 по 14 октября – с 10:00 до 18:00
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/jaffamuseum
Специально для мероприятий «Суккот – Старый Яффо» предлагается комбинированный билет – несколько достопримечательностей по одной выгодной цене:
Посещение Музея Старого Яффо+ центр посетителей «Яффские Картинки» + Музей Иланы Гур – 60 шекелей.
Для обладателей карточки «ДигиТел» – 45 шекелей.
Приходите отдохнуть и прекрасно провести время в Старом Яффо, откройте для себя истории, скрывающиеся в старинных улочках, насладитесь мультимедийным опытом в Центре Посетителей на Кикар Кдумим, посетите Музей Иланы Гур и найдите своего героя на выставке «Бумажные герои».
Для получения дополнительной информации посетите сайт www.jaffamuseum.co.il
Музей Старого Яффо – Тайелет Мифрац Шломо 10, Яффо.
Маша Хинич. Фотографии предоставлены Музеем Старого Яффо