«2019» – новая постановка Охада Нагарина для ансамбля «Бат-Шева»
Я ехала домой… Возвращалась в полной темноте и в полной тишине: радио в машине сломалось. В голове четко звучало «Ты, я и следующая война».
Ты, я и следующая война. Когда мы рождаемся, она уже нас поджидает – следующая война. Когда стучат в дверь, то нас снова трое – ты, я и следующая война. И когда все закончено, нас по-прежнему трое – следующая война, ты и фотография на стене. Это фразы из пьесы Ханоха Левина «Ты, я и следующая война» – первой его пьесы, поставленной в 1968 году в студенческом театре Тель-Авивского университета, где Левин изучал литературу и философию. Тогда этот спектакль вызвал бурю, а Левина сразу признали нарушителем общественного спокойствия, восставшим против принятых норм. За полвека не изменилось ничего: те же проблемы, тот же трепет сердца, смех и рыдания, абсурд. Война постоянно с нами. Война и на сцене, где эти слова Левина звучат в балете, претворены в движении.
«2019»: посередине зала – помост, как для модных дефиле. Посередине помоста – полотнище. Перед полотнищем, по обе стороны – два изломанных манерных юнца в башмаках для танцев у пилона, на 20-сантиметровых каблуках. Они вот-вот сломаются – каблуки. Они вот-вот надломятся – юнцы. Они утомленно и изящно умоляют на иврите-английском-арабском: не звонить, не читать, не играть, не отвлекаться. Забыть об абстрактном мире в телефоне, вспомнить о мире реальном, о себе и о других. И занавес срывается. По ту сторону помоста – другие. Зрители. Такие же, как мы.
И начинается дефиле – дефиле войны и битвы, споров и дружбы, полов и обличий, моды и гендеров. Шагом широким и мелким гусиным. Быстро и медленно. Запредельно быстро и тягуче медленно. Очень тихо и очень громко. По-одному и в хороводе, шеренгой и рядом. Парами, втроем, за руки, цепочкой. Все в разных одеждах, разных цветов, все – очень разные, но страдание – одно. Как страх и любовь. За калейдоскопом сцен (движением, перелистыванием страниц гипер-текста) сложно уследить. Очень красиво – до жути и слез. Полутонов нет. Все на контрасте, все на конфликтах – как на войне, хотя здесь обе стороны равны, но война неизбежна. Время и молодость исчезают в этом переменчивом шаге, гибнут боги, эпохи и цивилизации, гибнут здесь – у нас дома – и во Вселенной, а мы по-прежнему сидим по разные стороны, в одной капсуле, и смотрим друг на друга.
Звучат – просачиваются сквозь музыку и танец – тексты Псалмов, Ханоха Левина, Эхуда Манора, Ирми Кадоши. Сквозь музыку Файруза, Нурит Хирш, Хако Ямасаки, V.F.M style, песни группы Neurosis.
75 минут танца о праве нас на существование. Танца, где движение, музыка, пространство, время и текст переплелись. Переплелись на помосте, запертым между двумя стенами тел. Между абстрактным и реальным. Пауза – танцоры подымаются на трибуны, проскальзывают между рядами зрителей, вынимают из под стульев одеяла, закутываются в них и засыпают на коленях у сидящих рядом. Спящий человек – это трогательно и беззащитно. Вы помните, что он только что бесился, боролся и бился на сцене? Что он был жесток, и он был нежен, мягок. Что он боялся и нападал, что он звал и манил. Забыли? Через минуту вам про это напомнят.
Это сама политическая работа Нагарина – так пишут. Нет – это самая человечная его работа. Если вы не изменитесь после этого балета, после «2019» хоть немного – значит, вы не совсем человек.
Ансамбль «Бат-Шева». Охад Нагарин. «2019».
12 декабря, четверг, 19:00 и 21:30
13 декабря, пятница, 14:00 и 16:30
14 декабря, суббота, 19:00 и 21:30
16 и 17 декабря, понедельник и вторник, 19:00 и 21:30
19 декабря, четверг, 19:00 и 21:30
20 декабря, пятница, 14:00 и 16:30
21 декабря, суббота, 19:00 и 21:30
Студия «Варда», Центр Сузан Далаль, Тель-Авив.
Маша Хинич. Рисунок – Нога Накамуро. Фото – © Ascaf (предоставлено ансамблем «Бат-Шева»)