Пока этот текст готовился к публикации, билеты на все, повторю НА ВСЕ февральские представления «2019» – новой постановки Охада Нагарина для ансамбля «Бат-Шева» – закончились. Так что поспешите забронировать места на спектакли в июне и июле. Даты февральских и летних спектаклей в конце текста – вдруг будет лишний билетик…
Этот балет элегантен, поэтичен, противоречив. На сцене творится безумие, и оно невероятно притягательно, она затягивает, вызывает чувство сопричастности и чувство сожаления. Сожаления, что не умеем танцевать. «2019» – это сам дух времени и дух страны. Это попытка убежать от реальности, нырнуть в мир за занавесом, но за занавесом – тот же прекрасный и беспощадный мир. «2019» – это постановка, спектакль, балет, перформанс, театр движения – все определения подходят. Это крик одиночки, в котором пространство, время, текст и танец переплетаются, отражая как в зеркале – для кого-то прямом, а для кого-то в кривом зазеркалье – явления социальные, глобальные и локальные. Зрители и танцоры заключены в герметичной архитектурной капсуле, которая сама по себе создает новую реальность в пространстве, спроектированном Гади Цахором и специально построенном для показа «2019» в студии «Варда» – репетиционной студии «Бат-Шевы». Все работы Охада Нагарина находятся где–то в пограничье между абстрактным и реалистическим, между воображаемым и рациональным, но «2019» – это скол нашей реальности, реальности такой прекрасной и такой горькой, нестерпимо яркой и исчезающей иногда в тусклости обыденности. Исчезающей и возрождающейся, вновь и вновь. Реальность это захватывает и потому, что Охада Нахарин сумел извлечь из своих танцовщиков максимум, да еще и направить прямо в зрителей стрелы критики.
«Ты, я и следующая война. Когда мы рождаемся, она уже нас поджидает – следующая война. Когда стучат в дверь, то нас снова трое – ты, я и следующая война. И когда все закончено, нас по-прежнему трое – следующая война, ты и фотография на стене. Это фразы из пьесы Ханоха Левина «Ты, я и следующая война» – первой его пьесы, поставленной в 1968 году в студенческом театре Тель-Авивского университета, где Левин изучал литературу и философию. Тогда этот спектакль вызвал бурю, а Левина сразу признали нарушителем общественного спокойствия, восставшим против принятых норм. За полвека не изменилось ничего: те же проблемы, тот же трепет сердца, смех и рыдания, абсурд. Война постоянно с нами. Война и на сцене, где эти слова Левина звучат в балете, претворены в движении.
«2019»: посередине зала – помост, как для модных дефиле. Посередине помоста – полотнище. Перед полотнищем, по обе стороны – два изломанных манерных юнца в башмаках для танцев у пилона, на 20-сантиметровых каблуках. Они вот-вот сломаются – каблуки. Они вот-вот надломятся – юнцы. Они утомленно и изящно умоляют на иврите-английском-арабском: не звонить, не читать, не играть, не отвлекаться. Забыть об абстрактном мире в телефоне, вспомнить о мире реальном, о себе и о других. И занавес срывается. По ту сторону помоста – другие. Зрители. Такие же, как мы.
И начинается дефиле – дефиле войны и битвы, споров и дружбы, полов и обличий, моды и гендеров. Шагом широким и мелким гусиным. Быстро и медленно. Запредельно быстро и тягуче медленно. Очень тихо и очень громко. По-одному и в хороводе, шеренгой и рядом. Парами, втроем, за руки, цепочкой. Все в разных одеждах, разных цветов, все – очень разные, но страдание – одно. Как страх и любовь. За калейдоскопом сцен (движением, перелистыванием страниц гипер-текста) сложно уследить. Очень красиво – до жути и слез. Полутонов нет. Все на контрасте, все на конфликтах – как на войне, хотя здесь обе стороны равны, но война неизбежна. Время и молодость исчезают в этом переменчивом шаге, гибнут боги, эпохи и цивилизации, гибнут здесь – у нас дома – и во Вселенной, а мы по-прежнему сидим по разные стороны, в одной капсуле, и смотрим друг на друга.
Звучат – просачиваются сквозь музыку и танец – тексты Псалмов, Ханоха Левина, Эхуда Манора, Ирми Кадоши. Сквозь музыку Файруза, Нурит Хирш, Хако Ямасаки, V.F.M style, песни группы Neurosis.
75 минут танца о праве нас на существование. Танца, где движение, музыка, пространство, время и текст переплелись. Переплелись на помосте, запертым между двумя стенами тел. Между абстрактным и реальным. Пауза – танцоры подымаются на трибуны, проскальзывают между рядами зрителей, вынимают из под стульев одеяла, закутываются в них и засыпают на коленях у сидящих рядом. Спящий человек – это трогательно и беззащитно. Вы помните, что он только что бесился, боролся и бился на сцене? Что он был жесток, и он был нежен, мягок. Что он боялся и нападал, что он звал и манил. Забыли? Через минуту вам про это напомнят.
Это самая политическая работа Нагарина – так пишут. Нет – это самая человечная его работа. Если вы не изменитесь после этого балета, после «2019» хоть немного – значит, вы не совсем человек.
Ансамбль «Бат-Шева». Охад Нагарин. «2019».
«2019» Охада Нагарина в Тель-Авиве с 13 по 27 февраля, с 17 по 20 июня, с 22 по 28 июля.
Четверг, 13 февраля, 19:00 и 21:30
Пятница, 14 февраля, 14:00 и 16:30
Суббота, 15 февраля, 19:00 и 21:30
Понедельник, 17 февраля, 19:00 и 21:30
Вторник, 18 февраля, 19:00 и 21:30
Пятница, 21 февраля, 14:00 и 16:30
Суббота, 22 февраля, 19:00 и 21:30
Воскресенье, 23 февраля, 19:00 и 21:30
Вторник – четверг, 25 -27 февраля, 19:00 и 21:30
Продолжительность – 75 минут
Тель-Авив, Центр Сузан Далаль, зал «Варда»
Посмотреть трейлер (кредит – Рои Шалтиэль)
https://www.youtube.com/watch?v=mdI1cMNk2Xk
Свет: Ави (Йона) Буэно
Костюмы: Эри Накамуро
Дизайн студии и сцены: Гади Цахор
Саунд и музыка: Максим Варат
Дизайн саунда: Дуди Бель
Студия «Варда», Центр Сузан Далаль, Тель-Авив, www.batsheva.co.il
Заказ билетов – здесь
Стоимость билетов – 190 шекелей
Страница ансамбля «Бат-Шева» в фэйсбуке – здесь
Маша Хинич. Фотографии: © Аскаф (предоставлено пресс-службой ансамбля «Бат-Шева»