Фото – © Сергей Демьянчук
Моцарт – это скучно? Моцарт – устарел? Оперы его чересчур назидательны, а музыка 18 века чересчур канонична? Нет – все не так, и канадский режиссер, хорошо нам знакомый по кино – скандальный в меру, известный сверх меры, обласканный фестивалями и критиками канадец Атом Эгоян доказал, что музыка Моцарта – все еще нова и экспериментальна. И под эту музыку и для ее более глубокого понимания, он создал на сцене школьную лабораторию – экстравагантную лабораторию музыку, где очаровательные школьники и школьницы (в плиссированных белых юбках – о боги, короткие школьные юбки на сцене Оперы смотрятся так странно) под руководством изящного профессора изучают наследие Фриды Кало, ловят бабочек всех цветов и размеров в стремлении стать энтмологами и вовсю развлекаются, играют, веселятся, притворяются и экспериментируют со своими чувствами и отношением к любви, памятую о том, что сам Моцарт дал опере «Così fan tutte» – «Так поступают все женщины» – подзаголовок «Школа влюбленных». Так что вполне естественно, что в эклектичной, далекой от канонов интерпретации Атома Эгояна, эта опера стала поводом для школьных шалостей, что вовсе не мешает прекрасным голосам, прекрасной музыке и прекрасной комедии положений быть в полной мере представленными на сцене Израильской Оперы.
Первый спектакль прошел в пятницу, 31 мая. Сюжет, положенный либреттистом Моцарта в основу действия был не нов еще в 18 веке, как и любовные интриги при дворцах или в школьных дворах, как в любой комедии положений с веселыми переодеваниями, драматическими расставаниями и легкомысленными встречами. И да! Все красавицы поступают одинаково – почти всегда, исключения все-таки бывают, будем оптимистами.
Над этой постановкой в Канадской Оперной Компании работали пять лет. Атом Эгоян придумал легкое и эффектное зрелище, прекрасную сценографию, красочные костюмы. Ось сцены – огромный лабораторный шкаф с кривыми зеркалами, полный странных предметов. А по сцене периодически проплывают роскошные женщины с прическами в виде кораблей. Что за коварные женские мысли мысли гнездятся в этих голубых париках и проплывающих белых парусниках? Причем здесь Фрида Кало, фрагменты картин которой нарисованы на занавесе и декорациях? Видно при том, что она любила эксперименты, была легка в любви, ценила новшества. Любила ли она музыку Моцарта? Не знаю, на последней посвященной ей выставке в Бруклинском музее в Нью-Йорке про это не рассказывалось, и вряд ли мы уже это узнаем, а вот свое личное отношение к Моцарту можно легко проверить – представления «Così fan tutte» идут в Тель-Авиве до 15 июня.
Подробности на сайте Оперы –
http://www.israel-opera.co.il/eng/?CategoryID=870&ArticleID=2782