Заглавное фото (© Сергей Демьянчук): Джульетта – Алла Василевицкая. Ромео – Таль Бергман
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной, —
Тот может быть изменником, лгуном,
Грабителем: его души движенья
Темны, как ночь, и, как Эреб, черна
Его приязнь. Такому человеку
Не доверяй…
Эти знаменитые, столь часто цитированные строки из «Венецианского купца» – отнюдь не единственное признание в любви к музыке у Шекспира. Воспользуюсь этими строками, чтобы описать впечатление от музыки Беллини, «Монтекии и Капулетти» которого впервые поставили в Израильской Опере. Почему раньше от меломанов скрывали этот шедевр? Не то что скрывали, но в отличие от «Нормы», арию Casta diva из которой знает, наверное, каждый, эта опера Винченцо Беллини ставится куда реже. А между тем, ее музыка – великолепна, плавна, красива и передает все оттенки бельканто и романтической оперы. В данном случае – красива вдвойне, так как в партии Джульетты блистает Алла Василевицкая, безусловная новая прима Израильской Оперы. Кстати, обратите внимание на то, что в следующем сезоне, который начнется в ноябре, Алла Василевицкая занята в четырех постановках. Так что предупреждаю заранее – не пропустите.
За дирижерским пультом в «Монтекии и Капулетти» стоит Дан Эттингер. И снова – восклицательный знак. Прекрасный мужский хор и инструментальные соло. Оркестр был полностью слитен с происходящим на сцене, а сама постановка режиссера Ханана Снира увлекательна тем, что сделана с явным намерением привлечь в Оперу молодую аудиторию: немного в духе фильмов-вестернов, много экшна, стрельбы, движения, динамики, некой сумятицы и, если употреблять молодежный слэнг – «разборок». Но все это отнюдь не мешает, а только подчеркивает красоту Джульетты, красоту музыки, романтику любовных отношений. Да-да, про это уже много раз сказали и написали – между двумя девушками, точнее подростками (помните, что шекспировской Джульете еще не исполнилось четырнадцати?) – но ведь партия Ромео изначально была написана Беллини для женского голоса, и в наше время модных гендерных неопределенностей мало что кого еще удивляет.
Но вернемся к музыке – существует четырнадцать опер на тему «Ромео и Джульетты» Шекспира (в том числе Гарсиа, Цингарелли, Далейрака, Меркаданте, Беллини, Гуно), не говоря уже о неоперных произведениях: драматической симфонии Берлиоза, увертюре-фантазии и дуэте Чайковского, балете Сергея Прокофьева более чем 100 фильмов и телевизионных версий пьесы и т.д.. И не удивительно: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..» – восклицал Гектор Берлиоз.
Опера была заказана Беллини венецианским театром «Ла Фениче» зимой 1830 года. Автору предлагалось выразить в ней идею объединения Италии и осуждения распрей между карликовыми итальянскими государствами. Все это и есть в произведении Беллини и подчеркнуто Хананом Сниром, впрочем, не привязавшим постановку к конкретной исторической эпохе, оставившим исторический контекст в стороне и показавшим конфликт Капулети и Монтекки как противостояние двух кланов. Любовь на фоне войны – так можно описать эту постановку. Распри и борьба за власть и попытки двух влюбленных остаться вместе. Спесь, благородство, титулы, вражда сословная и политическая – и любовный угар. Ханан Снир точно передает и эмоции, и литературную подоплеку. Напомню, кстати, что в литературной основе оперы лежит не только трагедия Шекспира, но новелла Маттео Банделло, писателя эпохи Возрождения: Капулетти сделались гвельфами (сторонниками Папы Римского), а Монтекки – гибеллинами (приверженцами германского императора) – двумя главными соперничавшими группировками средневековой Италии.
Но стихия любви в музыке Беллини сильнее стихии войны. Различные трактовки и интерпретации, новое осмысление музыки, написанной почти 200 лет назад, только прибавляют ей больший смысл. Так что накал страстей и стиль исполнения в новой постановке Израильской Оперы явно пленят слушателей.
И помните пролог (увертюру) о любовниках, рожденных под злосчастной звездой?
Две знатные фамилии, равно
Почтенные, в Вероне обитали,
Но ненависть терзала их давно,
– Всегда они друг с другом враждовали.
До мщенья их раздоры довели,
И руки их окрасилися кровью;
Но сердца два они произвели,
На зло вражде, пылавшие любовью,
И грустная двух любящих судьба
Старинные раздоры прекратила.
Фамилий тех свирепая борьба,
Влюбленных смерть, любви их страстной сила,
– Вот то, что мы вам здесь изобразим,
Прося у вас на два часа терпенья,
И если что пропустим, то дадим
Мы к действию на сцене объясненья.
Заново переосмысленная «тяжба дряхлой старины» и восхитительная музыка Беллини – осталось еще шесть представлений. Вот даты:
Четверг – премьера 12/08/2021, 20:00
Суббота – 14/08/2021, 21:00
Понедельник – 16/08/2021, 20:00
Среда – 8/08/2021, 20:00
Пятница – 20/08/2021, 13:00
Пятница – 27/08/2021, 13:00
«Капулетти и Монтекки»
Действие происходит в Вероне в XIII веке
Композитор – Винченцо Беллини
Дирижер – Дан Этингер
Режиссер спектакля – Ханан Снир
Декорации – Рони Торен
Художник по свету – Фелис Росс
Художник по костюмам – Полина Адамова
Хореограф – Мири Лазар
Солисты:
Джульетта – Алла Василевицкая
Ромео – Таль Бергман
Капеллио, глава рода Капулети – Ноах Бригер
Тибальт, сторонник Капулети, жених Джульетты – Эйтан Дрори
Лоренцо, врач, родственник Капеллио – Владимир Браун
При участии:
Слуги и солдаты – Стас Давидов, Лиам Хен, Моти Степак, Дорон Флорентин
Монахини – Ксения Глонти, Том Коэн, Тамара Навот, Ярден Киперман, Сиван Керен, Карина Радзион, Рона Шрира.
Оркестр Оперы – Израильский Симфонический Оркестр Ришон ле-Циона
Более подробно об истории создания оперы: https://www.israelculture.info/kapuletti-i-montekki-vinchenco-bellini-v-izrailskoj-opere-zaxvatyvayushhij-duet-zhenskix-golosov/
Маша Хинич. Фото: © Сергей Демьянчук