РОИ АССАФ. «ГУРНИШТ».
Четыре года назад, когда Рои Ассаф представлял свой балет «Адам», поставленный им для «Бат-Шевы», Охад Нахарин сказал о нем так: «Редко, когда можно встретить такой танец, как у Рои Ассафа, умеющего показать возвышенные мгновения. Он из той небольшой группы людей, которые не просто занимаются культурой, но созидают новую культуру».
Новая культура – это новые мысли и идеи – «ни о чем» в данном случае, обрётшие хореографическую кровь и плоть в рамках новой постановки группы Рои Ассафа (он же придумал костюмы и оформление сцены), израильская премьера которой пройдет в пятницу, 4 февраля и в субботу, 5 февраля, в Центре Сузан Далаль в Тель-Авиве. Даже те, кто идиш не понимают совсем, знают (наверное знают), что гурништ – это «ничего, пустое место». Именно под названием «Ничего» в ноябре 2018 года в исполнении танцевальной труппы TanzMainz в Германиии и был впервые показан этот спектакль, быстро завоевавший множество похвал. «Гурништ» – это фосфоресцирующие и энергонасыщенные философские блуждания, головокружительное пространство между пониманием и тем, что случается, когда ожидания этого понимания не оправдываются. В сколь привлекательном, столь и абсурдном саундтреке, зигзагами заплетающими косицы разных музык от Мадонны и Бьёнсе, от тарабарщины, почти узнаваемых вспышках знаменитых речей до боли знакомых цитат из пантеона поп-музыки от Beach Boys и Queen, Нэт Кинг Коул, Джо Кокера и Майкла Джексона, этот пространственный балетный ландшафт заполняет воображение, вызывая удивление, догадки, интерпретации, связи, ощущения и эмоции.
О работе, которая называется «Ничего», может лучше ничего не писать? Так что вот о самом Рои: он родился в 1982 году в мошаве Сде-Моше в округе Лахиш. Рои Асаф танцует столько, сколько он себя помнит. В детстве его называли Рои-танцор.
Танцевать он начал в возрасте пяти лет. Когда ему исполнилось 6 лет, мать отдала его в кружок степса – единственное, что было подходящим для него в округе.
С 1990 по 1996 год начал создавать и исполнять собственные танцы на ежемесячных сборах своей большой семьи в Иерусалиме. В возрасте 16 лет он встретил педагогу Регбу Гильбоа, педагога, влюбленный в танец и сумевшей убедить Рои, что и его мир – это танец. Несмотря на молодость (39 лет – не очень уже, конечно, молодость, но критерии возраста с годами сдвигаются), Рои Асаф – сложившийся хореограф – виртуозный, тонкий, четкий и честный. Он – талантливейший самоучка, никогда не учился в высших балетных «академических» рамках.
После демобилизации из армии, где он служил в десантных войсках, и танцевал ночами и во время увольнительных, его заметил в 2004 году в матнасе Кирьят-Гата на занятиях у той же Регбы Гильба израильский хореограф Эмануэль Гат и позвал работать в свою группу в Париж – сначала как танцовщика, потом как хореографа. С Гатом Рои Асаф работал с 2003-го по 2009-й год. После нескольких лет в Европе, Асаф вернулся в Израиль и был приглашен в 2016-м году Охадом Нахарином поставить балет для «Бат-Шевы». Свою первую хореографическую работу «Мы пришли из-за крыльев, а остались потому что не могли летать» Рои Асаф поставил в 2005-м году в рамках фестиваля «Оттенки танца в Тель-Авиве» и был удостоен приза «Выбор жюри». Начиная с 2010-го года Рои Асаф ставит балеты для голландской труппы современного танца NND, а также балеты для Staatstheater Tanz Braunschweig, L.A Dance Project, Шведского королевского балета и других групп. В 2016-м году Асаф поставил балет не только для ансамбля «Бат-Шева», но и для Национального балета Уэльса.
В 2017-м году Рои Ассаф поставил в Петербурге балет на музыку Олега Каравайчука – эксцентричного петербургского гения, создавшего собственный музыкальный мир. Идея использовать сочинения Каравайчука для балета принадлежала премьеру Михайловского театра, танцору Марату Шемиунову, который был близко знаком с композитором и неоднократно участвовал в его мультижанровых проектах. Когда Рои Ассаф впервые услышал «Гамму», он написал так: «Это просто и сложно, эмоционально и интеллектуально, конкретно и абстрактно, духовно и телесно, приземленно и возвышенно, жестко и мягко, далеко и близко, интимно и отталкивающе – все одновременно». Музыка вдохновила его на создание мини-спектакля для трех танцовщиков, в котором можно увидеть, какими разными путями идут по жизни мужчины, как преодолевают испытания и преграды, рвутся к первенству, терпят боль, как вспыхивают в них страсти и угасают надежды, как они нуждаются в дружбе и соперничестве, в грубой силе и бестелесных фантазиях.
«Кто мы, откуда и куда идем, что лежит на поверхности, что спрятано внутри? Что такое тело и как его узнать, научиться им пользоваться? За какие грехи Адам был изгнан из рая, и когда и как осознал что он человек? Я не силен в вербальности, – признается Асаф, – я человек движения, времени и пространства, а не слов. Меня увлекает не нечто конкретное, а сам процесс создания танца. Я прихожу в студию, встречаюсь с танцовщиками и начинаю что-то делать, исследовать тему. Человек вообще – это уже отличная тема для того, чтобы пофантазировать. А прикосновение, жест дают возможность понять разницу между реальностью и фантазией. Мои балеты – напоминание о том, что человек состоит из плоти и крови, но это ещё не всё. А «всё» зашифровано в иероглифе танца. В моем танце, в моей задумке нет ничего конкретного. Я просто делаю хореографию, так же как мой отец выращивает виноград. Вырастить хороший виноград или поставить хороший балет – и то и другое это искусство передать свое умение другим. Зрители не обязаны видеть нечто конкретное, но могут воспринять увиденное на интеллектуальном уровне. Ассоциации могут быть любыми – от соблазнительной девушки до идей сионизма».
Театр танца Рои Ассафа. «Гурништ»
Тель-Авив. Центр Сузан Далаль. Пятница, 4 февраля, 21:00; Суббота, 5 февраля, 21:00.
https://suzannedellal.org.il/en/shows/roy-assaf-gornisht-premiere/
https://www.facebook.com/royassafdance
Заказ билетов: https://suzannedellal.org.il/en/shows/roy-assaf-gornisht-premiere/?doing_wp_cron=1643709465.6390719413757324218750
Страницы мероприятий
https://www.facebook.com/events/620079619209733/
https://www.facebook.com/events/267242675497772
Маша Хинич