Международные летние оперные семинары в Тель-Авиве при участии Джоан Дорнеманн и Любови Казарновской
Десятки оперных певцов и солистов из Израиля и разных стран мира примут участие в международных оперных семинарах, которые будут проводиться в Тель-Авиве уже в 27-й раз. В этом году международные оперные семинары продолжатся почти 4 недели – с 1 по 25 июля. В программе семинаров – мастер-классы известнейшей российской певицы Любови Казарновской, ее сольный концерт романсов, постановка оперы американского композитора Карлайла Флойда “Сусанна”, считающейся американской оперой “номер 2″ после “Порги и Бесс”, концерт под открытым небом в Старом Яффо и заключительный гала-концерт в Израильской опере.
Джоан Дорнеманн и Этель Мархаут. Фото Ариэля Бсора
Мастер-классы, семинары и оперные спектакли пройдут в этом году в тель-авивской консерватории имени Теда и Лин Арисон на улице Луи Маршаль, 25 (угол улицы Штрикер). На семинары соберутся из Израиля и из разных стран мира около 70 оперных исполнителей, педагогов, дирижеров и солистов. Руководит оперным семинаром – с момента его создания в Тель-Авиве четверть с лишним века – неизменно великая Джоан Донерманн из Метрополитен-Опера, коучер номер один в мире в области оперного пения, человек колоссальной культуры, которую называют “матерью всех великих певиц и певцов мира”. Среди тех, с кем она работала (внимание!) – Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Мирелла Френи, Николай Гяуров, Альфредо Краус. На семинары приглашаются не только лучшие педагоги, но и лучшие студенты и начинающие певцы. Джоан Дорнеманн приходится прослушивать сотни записей молодых вокалистов, отбирая их для участия в семинарах.
Вот ее слова:
“Чего я никогда не встречала – так это идеального певца. Я видела много певцов: совершенно потрясающих, безумно очаровательных и абсолютно великолепных. Но идеальных? Тем не менее, я знаю, что наше время – идеально для певцов. Сейчас как никогда раньше стала доступной информация. Сейчас гораздо больше хороших, готовых поделиться своим опытом педагогов, что было редкостью еще 25 лет назад. Сейчас больше программ и школ для молодых певцов, больше летних курсов. Не беспокойтесь. Трудитесь. Усиленно работайте над собой. Это действительно того стоит. Будьте исключительными. Будьте собой. Только собой.”
Этим летом оперные семинары, многие годы организовавшиеся в Яффо, пройдут в недавно отремонтированной Тель-Авивской консерватории с обновленным концертным залом. Ежедневно будут проходить мастер-классы и уроки ведущих педагогов оперного искусства, а во второй половине дня будут устраиваться различные мероприятия для широкой публики – от открытых уроков до вечерних концертов и камерных постановок малоизвестных или редко исполняемых (иногда впервые в Израиле), но очень интересных опер в зале консерватории. Интересны эти оперные спектакли еще и потому, что в них можно услышать голоса будущей оперной сцены. Сотни израильских оперных певцов начали свой профессиональный путь именно на этих международных летних оперных семинарах в Тель-Авиве и смогли затем продолжить карьеру в оперных театрах разных стран мира. Основные цели семинаров, проводящихся при поддержке Израильской Оперы и нью-йоркского International Vocal Arts Institute (IVAI) – дать возможность проявить и показать себя молодому поколению певцов и помочь им в развитии международной карьеры, и дать публике возможность познакомиться с прекрасными образцами оперного репертуара, привлечь к оперному искусству молодых слушателей.
Среди оперных “семинарных” постановок этим летом – опера “Сусанна” Карлайла Флойда, считающаяся канонической американской оперой. Сусанна (Сюзанна) – молодая наивная девушка (такое словосочетание в наше время можно встретить только в старом оперном либретто), живущая в южно-американском городке, события жизни которой приводят к трагической развязке. На семинарах будет также поставлена “Свадьба Фигаро” Моцарта и единственная “детская” опера Равеля “Дитя и волшебство”, написанная в начале 20 века, премьера которой состоялась в Монте-Карло в 1925 году (с труппой русских танцовщиков и в хореографии Баланчина). Эта очаровательная музыкальная сказка – своего рода путеводитель по музыкальным жанрам, в ней уже слышны зачатки джаза и кабаре, ритмы фокстрота и регтайма.
Джоан Дорнеманн и Шахар Лави. Фото Ариэля Бсора
Равеля привлекали темы, связанные со сказочными образами. Первое упоминание о новом замысле, связанном с этой темой, относится к 1916 году, когда известная в то время французская писательница и актриса, автор романов, новелл и сказок-притч Сидони-Габриэль Колетт предложила парижской Grand Opera либретто “Балет для моей дочки”, написанный ею по собственной литературно-моралистической стихотворной сказке, мотивами которой послужили истории Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. Директор театра предложил Равелю написать музыку. Композитор, бывший тогда на фронте, заинтересовался предложением, но осуществление его было отложено до окончания Первой мировой войны. Лишь в 1920 году Равель начал работу по либретто Колетт, которое по просьбе композитора было существенно переработано. Вместо балета создавалась опера, получившая названия “Дитя и волшебство” – история о маленьком мальчике, который за свое плохое поведение получает мощный отпор оживших сломанных игрушек и внезапно заговоривших, запевших и затанцевавших птиц, насекомых и животных. “Тут господствует пение. Оркестр, хотя и не лишенный виртуозности, остается на втором плане. Наша работа требует необычного постановочного решения: действующих лиц много, а фантасмагория происходит все время. Здесь, как в американской оперетте, танец должен быть постоянно и тесно связан с действием” – так писал о своей опере Равель. Кстати, в этой опере впервые прозвучал инструмент, изобретенный самим композитором – элиофон, имитирующий порывы ветра.
Опера “Сусанна” Карлайла Флойда будет поставлена на оперном семинаре в Тель-Авиве режиссером Шарон Ричардс, а продирижирует Израильским Камерным оркестром – постоянным оркестром летних оперных семинаров – Пол Надлер из Метрополитен-Опера. Флойд – здравствующий по сей день – родился в1926-м году в семье священника в Южной Каролине. Многие его произведения основаны на преданиях юга Америки. “Сусанна” – наиболее известная его опера, написанная им в возрасте 28 лет в 1955 году на апокрофический сюжет о Сусанне и старцах из книги пророка Даниила. Мрачноватое действие – события, развернувшиеся в течение шести дней, перенесены в городок в штате Теннеси в начале 20 века, а в либретто, написанным самим Флойдом, используется простонародный южно-американский диалект. Эта опера была признана нью-йоркским Обществом музыкальных критиков лучшей американской оперой тех лет. Недаром, когда в Метрополитен-Опера Рене Флеминг и Сэма Рэми, двух звезд мирового класса, спросили, какую новую постановку они бы для себя хотели, они в один голос заявили: “Сусанну!”.
“Сусанна” – чисто американская опера абсолютно во всем, от места действия до мелодий и регионального диалекта, на котором написано либретто, с аллюзиями на фолк-мелодии и протестантские гимны. В эти дни “Сусанна” ставится в Вирджинии – также в рамках семинаров Джоан Дорнеманн, где Шарон Роджерс и Пол Надлер работают с группой молодых певцов, также приезжающих в Тель-Авив. Так что мы сможем услышать уже отработанный и отрепетированный вариант “Сусанны”. Сам Карлайл Флойд, которому исполнилось 87 лет – почетный гость семинаров в Вирджинии. На протяжении свой карьеры Флойд написал оперы по мотивам романа Эмилии Бронте “Грозовой перевал”, “Гроздья гнева” (“О мышах и людях”) по знаменитому роману Джона Стейнбека, “Временный жилец и Молли Синклер”, “Вилли Старк” и другие.
Этим летом гостьей оперных семинаров станет также знаменитое сопрано Любовь Казарновская, которая проведет мастер-класс и даст концерт “Русская романтика”. Ее участию в семинарах будет посвящена отдельная статья. Напомню пока только, что международная признательность пришла к ней в 1989 году на фестивале в Зальцбурге, куда она была приглашена самим Гербертом фон Караяном спеть в “Реквиеме” Верди, которым тогда дирижировал Риккардо Мути. Сегодня в репертуаре этой всемирно известной певицы – более 50 опер и камерные произведения. Ее исполнение – образец для подражания. Она выступала практически во всех оперных театрах мира, работала со всеми выдающимися дирижерами. Казарновская часто дает реситали и стала первой, кто записала все 103 романса Чайковского, некоторые из которых прозвучат и на ее тель-авивском концерте.
Выступление Казарновской – лишь часть концертной программы оперных семинаров, в рамках которых будут исполнены разнообразнейшие вокальные произведения Моцарта, концерты вокальной любовной лирики – от французской до южно-американской. Также пройдет концерт-конкурс, во время которого публика сможет голосовать и влиять на выбор лучших исполнителей вместе с жюри из педагогов оперных семинаров.
Мастер-классы будут открыты для публики, для тех, кто хочет понять, как проходит процесс обучения, как осуществляется чародейство метаморфоз оперных солистов. В этом году мастер-классы будут вести сама Джоан Дорнеманн; д-р Карлос Конде – певец и режиссер; Хенди Кфир – специалистка по произношению и языкам, сотрудничающая с Метрополитен-Опера и Израильской оперой. А также: Клод Уэбстер – главный педагог по вокалу в опере Монреаля и известный пианист; Люси Арнер – дирижер и педагог по вокалу Оперы Барселоны и Метрополитен-Опера; Джон Норис – педагог по движению и режиссер, работавший в оперной студии при Метрополитен-Опера, а сегодня преподающей в операх Монреаля, Мюнхена и в Штаатс-Опера в Берлине. За свою карьеру он поставил более 60 опер, спектаклей и мюзиклов. И, конечно, Любовь Казарновская, которая проведет мастер-класс, посвященный вокальному мастерству.
Два концерта под открытым небом пройдут 13 и 18 июля. 13 июля – “Опера на холме” в Старом Яффо – концерт, открытый для широкой публики при участии Израильского Камерного оркестра и студентов семинаров. 18 июля – в винодельне Цоръа в Иудейских горах. Заключительный гала-концерт состоится в Тель-Авивском центре сценических искусств 25 июля также в сопровождении Израильского Камерного оркестра под руководством Пол Надлера из Метрополитен-Опера.
Подробное расписание международных летних оперных семинаров на сайте – www.ivai.org.il
Стоимость билетов от 50 до 190 шекелей. Билеты можно прибрести на сайте http://www.eventim.co.il (*9066). Билеты на концерт в винодельне Цоръа – 02-9908261.
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой международных летних оперных семинаров